РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Голубева Наталья Леонидовна. Учи, но не забывай и воспитывать

Голубева Наталья Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
"МОУ Лесогорская СОШ".
Учи, но не забывай и воспитывать


Парадоксом нашего времени является то, что при модернизации, оптимизации и многочисленных инновациях в школьном образовании, мы постоянно сетуем. Сетуем на разрушенное нравственное здоровье учащихся. Мы получили ученика с большой головой и маленьким сердцем. Мы – учим, но забываем воспитывать. Не перестаем восхищаться Лицеем, давшим нам Пушкина, и забываем о его цели: образование и воспитание, о его девизе: «Для общей пользы».
Невозможно, решая сложную задачу, не ссылаться на авторитеты. Вот слова русского философа И. А. Ильина : «Надо раз и навсегда установит и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации». Значит, все-таки учи, но не забывай воспитывать. А если забываешь?
Пример из практики. В 9 классе возвращаемся к разговору о повести Гоголя «Шинель» : я – учила: 1 урок в 8 классе, все по программе: сюжет, образ «маленького человека». Возмущенный ученик заявляет, что мы уже изучали это произведение. На вопрос, о чем оно, радостно отвечает: «Как у одного мужика шубу украли».
Что же мы делаем? Мы учим высокому, а получаем «… коротенькие идейки и парикмахерское развитие» (Достоевский). Мы им: «гений чистой красоты», «луч света в темном царстве», Сонечка Мармеладова... А они уверены, что лозунг «Бери от жизни все» - правильный и что все у них будет «кока-кола».
Что может сделать учитель, преподаватель (детоводитель)? Предложим учащимся «оценить» абстрактного современного человека. Вариант: есть мерседес – хороший человек, нет мерседеса – какой? Смешно. А что если рядом с литературоведческими терминами на уроках литературы попробуем использовать понятие шкала нравственных ценностей. Предложим разделить «рассыпанные» критерии оценки на две группы по принципу «что такое хорошо и что такое плохо» и получим:
добродетель: вера, надежда, любовь, смирение, кротость, правдолюбие, милосердие, чистота сердца, миролюбие, бескорыстие, совесть, справедливость, уважение к личности, благожелательность, патриотизм и т.д.
грех: гнев, злоба, самопревозношение, двоедушие, лицемерие, прекословие, надменность, злословие, клевета, праздность, гордость, уныние, индивидуализм и т. д.
Ученики это понимают и принимают.
Если мы на уроках русского языка предложим для анализа лексический ряд: супруги - брачные партнеры; выделим в слове супруги приставку су- , подберем однокоренные слова: упряжка, запрягать; выясним, что этимологически корень в них обозначает «сопряжение», причем в русской культуре в слове супруги символизируется сопряженность духовная, установленная свыше, то, может, это и есть и воспитание, и образование?
Если мы, изучая систему образов в «Евгении Онегине», задумаемся о красоте Татьяны Лариной (поставим рядом, конечно, Барби и Мерлин Монро), увидим одни отрицательные определения:
Она была не тороплива
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней…
И поможем понять своим ученикам, что это красота благодатная, и попросим вспомнить женские образы на дискотеках и светских тусовках, то… увидим, что они и это понимают и принимают.
Найдите время для любви к ученикам. Найдите время для общения с ними. Найдите время не только для их образования, но и для воспитания. Чтобы мысль о своем будущем не замыкалась для них (и для нас!) шкалой потребления, но была неотделима от мысли о судьбе Родины, о нравственном здоровье нации.
Всего комментариев: 20
avatar
2
1 Specialist • 21:49, 01.10.2011

Уважаемая Наталья Леонидовна,

С большим интересом мы читали Вашу статью в нашей семье, а затем ещё обсуждали в коллективе. Вы правы, много раз правы в Ваших примерах из Вашей практики и в Ваших ссылках: мы учим высокому, а получаем... И нам, конечно же, по душе такие - неторопливые, неговорливые, без ужимок и затей. Где они - вот такие воспитанные, какою была любимая нами Татьяна Ларина. Давайте же вместе воспитывать именно таких! Я не имею в виду - именно таких дворянских детей, но пусть наши дети и дети наших соседей и наших друзей будут именно такими ВОСПИТАННЫМИ.

С уважением к Вам,
Ваша коллега.
avatar
1
2 opettaja • 19:14, 02.10.2011

Я живу в другой стране, в своей профессиональной деятельности имею отношение к образованию.
Дети в России не такие уж и невоспитанные ;-). Благодаря, конечно, в том числе и школьным учителям, а особенно учителям словесности.
Я нахожу эссе Автора (Голубева Наталья Леонидовна) практичным. Она предлагает открытый и откровенный разговор с учениками. Пусть критерии и приоритеты воспитания в разных странах отличаются, но есть общепринятые нормы, определяющие воспитанного человека. Мне приятно, когда я вижу, что ученики встают при виде входящих в класс взрослых - такое я вижу при посещении обычных общеобразовательных школ в России.
В общем, я с уважением отношусь к прочитанному труду, как и уважаю благородный труд школьного учителя. good
avatar
3 • 20:04, 03.10.2011

по жизни - актуально, написано - профессионально, но как сделать наших детей лучше и воспитаннее, восприимчивее к доброте и элементарной нравственности - большой вопрос???
avatar
1
4 opettaja • 21:08, 04.10.2011

Хочу ответить Вере, вопрошающей "...но как сделать наших детей лучше и воспитаннее, восприимчивее к доброте и элементарной нравственности - большой вопрос???" (орфография Веры) Да собственным примером прежде всего, Вера. Недаром сказано: "Мы должны сами верить в то, чему мы учим наших детей" (В.Вильсон). И, как я представила себе Автора публикации, исходя из содержания её эссе, эта учительница как раз такая: собственным поведением, позиционированием, выражением своих взглядов и принципов она в том числе является и хорошим, добрым примером своим ученикам - нашим детям. И ещё, воспитывая детей, надо делать так, чтобы дети не замечали наших усилий. И в воспитании всё дело в том, КТО воспитатель.
"Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним взрослых, а не от отношения взрослых к проблемам воспитания" (Г.Честертон)
avatar
2
5 ГалинаЧ • 01:41, 05.10.2011

Статья тронула до глубины души. Спасибо уважаемому автору за то, что призывает педагогов не только образовывать своих учеников, но и ВОСПИТЫВАТЬ их! А воспитание может быть эффективным только в случае не формального, а искреннего подхода к своим подопечным! Русская литература - неиссякаемый источник высоконравственности. Счастье - и детям, и родителям - общаться с таким педагогом, каковым является, я уверена, автор данной статьи.
С уважением, мама двоих, уже взрослых, детей.
avatar
2
6 • 14:42, 05.10.2011

Спасибо за душевный порыв, за боль, за искренность. Как важно, чтобы Ваши мысли, Наталья Леонидовна, задели прежде всего душевные струны педагогов. Многое зависит от общества, но многое зависит от нас, от словесников, коли мы взяли на себя ответственность донести СЛОВО до души каждого ребёнка.
avatar
2
7 gal-ramazan • 11:36, 06.10.2011

Все правильно, надо умееть предпонести материал к ребенку. Обычно дети воспринимают все по внешнему содержанию, а в внутрееную содержанию мало обращают внимание. Тот учитель хорош, который умеет показать внутренную составляющую всего.
avatar
2
8 02021955 • 16:07, 06.10.2011

Чтобы чад своих спасти,
Надо мудро их пасти.
Где любовью,где кнутом,
Чтоб не мучились потом.

Обходитесь с ними строже.
А хвалить-избави Боже.
Чтоб не вздумали скучать,
Надо к делу приучать.

Сам не будь ты лицемером,
Постарайся быть примером,
В Храме Божьем не ленись,
И за чад своих молись.

Всем им время уделяй,
Никого не выделяй.
Чтоб средь них была любовь,
Жизнь за них отдай и кровь.

игумен Виссарион(Остапенко)

Искренне благодарна всем откликнувшимся и неравнодушным.Н.Л.
avatar
9 opettaja • 18:42, 06.10.2011

"Жизнь за них отдай и кровь". Потрясающе.
avatar
1
10 • 22:37, 09.10.2011

Какая правильная, душевная, необходимая статья! А ведь раньше так и было - учитель не только учил детей, но и воспитывал. Побольше бы таких учителей, как Автор этой статьи.
avatar
1
11 • 20:09, 20.10.2011

Dear Nataly,

I've read your article together with my wife. I think that teachers like you are very welcome to visit our schools, as well, for seeing our pupils. We are not as much thinking of good manners of children at school, not a lot about their souls - we are just teaching.

I appreciate your thoughts.

Best wishes,
avatar
1
12 Ishina • 19:29, 21.10.2011

Уважаемая Наталья Леонидовна!
Вглядитесь времени в лицо.
Радуйтесь: оно не так уж плохо –
дети не похожи на отцов,
но зато похожи на эпоху. (А. Коваль - Волков)
К чему эти стихи? На самом деле, не все дети могут выразить своих мыслей тем культурным языком, которому стараются научить словесники. Отсюда и «В 9 классе возвращаемся к разговору о повести Гоголя «Шинель»…Возмущенный ученик заявляет, что мы уже изучали это произведение. На вопрос, о чем оно, радостно отвечает: «Как у одного мужика шубу украли». Детский сленг поражает своей изобретательностью, разнообразием, не успеваешь «привыкнуть» к одному «прикольно», как появляются «клёво», «стрёмно» и т.д. Думаю, что у каждой эпохи свои новые термины, свои взгляды на ситуации, свои нравственные устои. С нашей точки зрения это плохое воспитание, с другой стороны это отражение действительности. Поэтому сравнивая образы Татьяны Лариной и Барби: Татьяна – светлая натура, «образ чистой красоты», а Барби пример для подражания… Увы! Кстати, праобразом куклы Барби, послужила американская киноактриса Джейн Мэнсфилд.
Так же, как и Вы пытаюсь привить детям культуру речи, поведения, но и сама небезгрешна, «подхватила» от детей эти слова – паразиты sad .
«Не уметь хорошо выражать своих мыслей – недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей – ещё гораздо больший» К.Д. Ушинский. Эссе очень понравилось. Спасибо Вам!
avatar
13 opettaja • 11:28, 22.10.2011

Это правда, что не все дети могут выразить свои мысли культурным языком. Они выражают свои мысли тем языком, которому их учат, который им доступен, который они используют. Взрослые люди, мы понимаем, что ребёнок слышит не только изысканный слог. Ребёнок использует в своём лексиконе те слова и выражения, которые он слышит в ближайшем окружении. Если родители позволяют себе выражаться матом, то это позволяет себе и ребёнок, увы, но слава Богу, не об этом речь. Пока ещё взрослые - авторитет для ребёнка, то хотя бы пользуясь авторитетом учителя словесности, ещё можно оказывать влияние на выбор ребёнка: какие слова и выражения использовать в своей речи. И ещё я поняла так: "У мужика шубу украли" - не в примитивности фразы дело, а в том, что мальчик только этот факт запомнил из прочитанного, но запомнил ли он, кто был тот маленький человек, которого он назвал "мужиком", и какие чувства и душевные терзания испытывал тот "мужик"... sad
avatar
19 02021955 • 23:51, 31.10.2011

Спасибо большое!И извините-не сразу разобралась с возможностями ответить.Кто ж из нас без греха?Оценивая поступки учеников,могу использовать словечко "круто".И положительную и отрицательную оценку,вложенную в него,понимают и в 5,и в 11 классе.Только"своя нравственность"меня,извините,смущает.Еще раз благодарю за такое серьезное размышление по поводу моих,поверьте,выстраданных утверждений.
avatar
14 anizotrop • 18:36, 30.10.2011

У Татьяны Лариной не было в доме телевизора, компьютера, телефона. Не было еще многих других «волшебных» вещей, привычных современным детям. Роль родителей и учителей в воспитании детей была намного большей, чем в настоящее время. Воспитателям прошлых веков почти не требовалось педагогических талантов для поддержания своего авторитета перед детьми. В девятнадцатом веке (и даже в начале двадцатого) родители и учителя длительное время, почти до совершеннолетия ребенка, были для него главным источником информации о мире. Особенно сильно это проявлялось в провинции. Да что там позапрошлый век, и сейчас родители часто пасуют перед своими детсадовцами в умении обращаться с последними новинками техники. Возникает эффект потери родительского авторитета, а без него нечего и мечтать о нормальном воспитании. Поэтому, если хочешь воспитывать, то будь сам "на высоте" не только нравственности, но и профессионализма.
Доброта, любовь, жертвенность, трудолюбие ... – это хорошо, но ребенок должен понимать необходимость обладания этими добродетелями, их ценность должна подтверждаться и подкрепляться постоянно, они должны цениться окружающими человека людьми. Т.е. если мы хотим воспитывать детей добрыми и порядочными, то наряду с усилиями по воспитанию прекрасных с нашей точки зрения качеств, мы должны без устали создавать среду, в которой эти качества были бы востребованы. А.С.Макаренко, воспитывал, прежде всего, именно этим – создавал такой коллектив, для нормального существования в котором ребенку как раз и требовались нужные воспитателю качества личности. Вырасти негодяем и лодырем там было просто невозможно.
avatar
15 02021955 • 22:10, 30.10.2011

Не могу не согласиться.Все так.Одно но."У человека,который осваивает духовный мир,есть мера,которую он прикладывает к миру реальных вещей,к своему поведению,к поведению других....Эта мера-СЛОВА,в которых воплощен "дух народа"и которые составляют его культуру."(Л.О.Чернейко)Извините,что использую чужие слова.Но Вы ведь согласитесь,что личность "читается" в слове.Верю,что пока мы используем слова нравственного аспекта,нравственность жива.
avatar
16 anizotrop • 19:25, 31.10.2011

Личность "читается" в делах. Нравственность жива, пока совершаются нравственные дела.
avatar
18 02021955 • 23:37, 31.10.2011

И опять не буду спорить.Мужчины всегда выражаются коротко и ясно.Я искренне благодарна Вам за внимание к моим размышлениям .Может,в них есть что-то,о чем я сама не подозревала.(Чувствуется,что они кого-то очень раздражают).А я просто пытаюсь найти иные возможности в преподавании предметов,которые люблю.От бесконечного выбора О или А,Е или И-устаешь.(Возможно,кому-то это покажется непрофессиональным).Еще раз спасибо за внимание к Слову.
avatar
17 • 21:17, 31.10.2011

Хочу ответить anizotrop(у).
Личность "читается" в делах, - Вы утверждаете. Учитель словесности как раз и занят своим нравственным делом: преподаёт русский язык и литературу.
avatar
20 • 18:45, 01.11.2011

И Вам я тоже хочу ответить, уважаемая Автор эссе.
У меня сложилось мнение, что Вы напрасно не принимали активного участия в обсуждении Вашей статьи. Потому что она взволновала, затронула, запомнилась чем-то. И она отличалась от других интересных материалов тем, что Вы коснулись таких аспектов, как "...возможности объединения учебного и воспитательного процесса с использованием шкалы нравственных ценностей православной культуры".
И что меня особенно удивило - это ход "голосования", во время которого оценка Вашей статье медленно, но верно скатывалась вниз. Уважаемые проголосовавшие и оценившие статью, поднимите руки, кто же это так "заценивал" труд своих же коллег - ниже троечки? Я понимаю - конкуренция. Но неужели кто-то на самом деле полагает, что Автор статьи, как и авторы других хороших статей в этом конкурсе, не достойны более высоких оценок? Даже как-то неудобно стало.
И вот поэтому, уважаемая 02021955, не будьте такой кроткой и смиренной. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, возражайте, задавайте и свои вопросы тоже. Ведь Вам небезынтересно мнение Ваших коллег, как они его Вам выскажут словами, а не безликим "голосованием". Посмотрите, сколько людей захотели прочитать Ваше эссе.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены