РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Просвирнина Ольга Сергеевна. Воспитываешь других – учи и воспитывай и себя

Просвирнина Ольга Сергеевна,
МОУ «Средняя школа №13»,
г. Балаково, Саратовская область,
учитель музыки
Воспитываешь других – учи и воспитывай и себя

«В человеке, которого мы воспитываем,
должны сочетаться нравственная чистота,
духовное богатство, физическое совершенство»
В.А.Сухомлинский

Воспитание музыкой? Возможно ли это? На сколько это необходимо, реально в XXI веке? Попробуем разобраться.
Приходя в школу, первоклашки уже имеют минимальный багаж музыкальных знаний. Основной цель занятий музыкой становится развитие творческого начала, самостоятельности, способности быть деятельным, активным, устремленным и при этом глубоко чувствовать окружающий мир, эмоционально его окрашивать, сохранять свою уникальность в процессе развития.
На уроках музыки дети учатся видеть прекрасное, отличать правду от лжи, наслаждаться красотой во всех ее проявлениях, постигать сущность добра и зла. Дети сами становятся творцами, созидателями урока: придумывают сказки, стихи, импровизируют в танце и игре на музыкальных инструментах, участвуют в дискуссиях. Учимся мы вместе – учитель и ученик.
Все вспоминается яркий случай, который произошел на одном из моих уроков в первом классе. Мы с ребятами разучивали песенку «Монтер» о незадачливом мишке, который полез на дерево и упал. Первоклашкам всегда нравилась это смешная песенка, и пели они ее с удовольствием. Исполнив в очередной раз песенку, все дети рассмеялись, а одна девочка встала и сказала: «Как вам не стыдно! Мишка упал и ему больно! А вы смеетесь?». И тогда мы вместе с детьми задумались: «А на столько ли смешная эта песенка?»
Музыка правдиво отображает жизнь — во всем ее разнообразии, с доминантой добра и красоты. Музыка нужна человеку не только ради эстетического удовольствия. Она совершенствует, облагораживает, воспитывает чувство уважения к себе и другим. Мы идем к музыке за искренностью, за откровенностью, за правдой. Ребенок, соприкасаясь с произведениями музыкальной классики, тоньше ощущает проявления добра и зла, радости и печали.
Задачей учителя музыки является не изучение нотной грамоты, биографии композиторов, отличительных особенностей стилей и жанров, а научить ребенка, используя музыкальные знания отличать прекрасное от ничтожного, возвышенное от низменного. Сделать так, чтобы музыкальные произведения формировали систему ценностей человека, потому что воспитывать музыкой значит оказывать влияние на его представления о мире.
Каждый учитель должен быть достаточно хорошим профессионалом. Ошибки педагогов стоят очень дорого. На всю жизнь человек проносит чувство теплоты, благодарности и добра, вспоминая хорошего учителя.
В заключении, мне хотелось бы сказать: « Учи, но не поучай! Воспитывай, но не читай назиданий! Тогда дети сами выберут верный путь в своей жизни!». И пусть каждому из нас музыкальное искусство дарит бесценные минуты восторга, защищая от жизненных невзгод, давая «подпору и утешение», силы и душевное равновесие.
Всего комментариев: 2
avatar
1 Ishina • 22:48, 21.10.2011

Уважаемая Ольга Сергеевна! В приведённом Вами примере: девочка посочувствовала мишке, который упал с дерева и ощутил боль, отражается именно то, что ребенок, искренне прочувствовав произошедшее с медведем, выразила протест против осмеяния данной ситуации. Всегда в таких случаях вспоминается мультфильм «Ну, погоди!», всё-таки жестоко по отношению к Волку все происходящие с ним недоразумения. Хотя… и взрослые, и дети этот м/ф любят.
Музыка сопровождает человека всю жизнь и во все времена. Подбирая и прослушивая музыкальные произведения можно преисполниться гармонией, созвучием своим чувствам. Композиции созвучий способствуют психологической разгрузке. Всякая музыка имеет свои национально - культурные традиции. В России, в былые времена, были посиделки, на которых не только занимались рукоделием, но и сопровождали народными песнопениями, обрядами и танцами. Некоторые фольклорные жанры разных национальностей сохранились до сих пор. Да, и как тут не вспомнить великого русского исполнителя народных песен Леонида Утёсова:
* * *

Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовёт, и ведёт,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.

Спасибо Вам за работу!
avatar
2 • 00:03, 24.10.2011

Наталья, спасибо Вам за поддержку и понимание проблем воспитания чувств, эмоций.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены