РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Экологическое воспитание в школе

Воспитатели группы продленного дня
Шерстнева А.Ю. и Мустафина Л.Р.

Пришло время, когда экологическая воспитанность людей становится залогом процветающего будущего нашей планеты. Начальная школа – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.

Основной целью экологического воспитания является формирование экологического сознания личности, неотъемлемым элементом которого является экологическая культура. Каждому этапу личностного развития соответствуют свои методы и формы образования, содержание образования, обусловленные психологическими особенностями, спецификой возраста.

В младшем школьном возрасте происходит качественный скачок, определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру.

Основными критериями успешного формирования экологического сознания являются следующие проявления нравственно – экологической позиции личности: усвоение норм и правил взаимодействия с окружающим миром, наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение, проявление эстетических чувств, умения и потребность видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, потребность в общении с живой природой, сопереживание, бережное отношение ко всему окружающему, проявление инициативы в решении экологических проблем.

Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно - экологической позиции личности. Показателями сформированности экологической культуры ребёнка начальной школы являются: соблюдение правил поведения в окружающей среде, контроль своих действий, выраженная потребность в заботе о животных или растениях, способность ребёнка самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности, доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе), готовность ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.

Наша «Гимназия №33» – это «школа полного дня». Гимназия отвечает всем требованиям ФГОС НОО. В связи с этим, реализация внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями группы продленного дня, кем мы и являемся.

Мы, как воспитатели группы продлённого дня в начальных классах, не можем оставаться равнодушными к проблемам общества, которое поставило ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.

Пришла пора воспитывать детей в психологической готовности оберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним понимается. Под экологическим воспитанием младших школьников я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить

Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

Осенью, в группе продленного дня мы с детьми решили сделать кормушки для птиц. Ребятам эта идея очень понравилась. Они сделали дома кормушки для птиц из различных материалов. Мы объяснили детям, что кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой. Для того чтобы правильно провести наблюдение за птицами, знакомлю с правилами наблюдения за зимующими птицами:

  1. Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида.
  2. Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.
  3. Выясните, какие птицы, какой поедают корм.

Дети пользовались этими правилами и вели наблюдение за птицами на кормушке, подсчитывали птиц разного вида и по опыту вспоминали, как вели себя птицы на кормушке.
Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Объясняю детям, что для птиц, которые прилетают к нам на кормушку, мы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.

Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овёс едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьёв. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать её лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – корм для синиц, дятлов. Салом (несолёным) птицу хорошо подкармливать в морозные и ненастные дни. Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а также для ворон, галок, сорок. Кусочки несолёного сала и мяса подвешивают на ниточках.

В группе продленного дня мы активно занимаемся экологическим воспитанием и проводим различные акции: «Собери батарейки», «Построй скворечник» и т.д. Все это формирует у детей младшего школьного возраста любовь к природе. Дети начинают беречь природу и помогать всему живому.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены