РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Теоретические основы экологического воспитания дошкольников в ДОО

На сегодняшний день состояние окружающей среды становится глобальной экологической проблемой, которая является предметом исследования разных областей знания. В данное время экологическое образование выступает регулятором отношений общества и природы, определяет характер и закономерности социоприродных взаимодействий, уровень экологического физического и социального благополучия людей. Сложный процесс, который обеспечивается согласованными влияниями политики, права, науки, производства, искусства, образования и просвещения называется организацией экологического воспитания. Особое место в образовании отводится начальной ступени, где дошкольным организациям необходимо уделять большое внимание развитию экологической культуры у всех субъектов образовательного процесса – педагогов, детей и их родителей.

По данным многочисленных психологических исследований дошкольный возраст является решающим в становлении базовых, ведущих новообразований личности. Сформированные в этом возрасте качества оказываются устойчивыми и сохраняются в своих главных чертах на долгие годы [5, с.74].

В дошкольном возрасте решение интеллектуальных задач проходит в образном плане, который способствует пониманию условий задачи, соотнесению задачи с реальностью, а затем контролю. В результате у детей формируются первые схематизмы и обобщенные представления о существующих в окружающем мире взаимосвязях и отношениях, что лежит в основе развития логического мышления.

На протяжении дошкольного периода происходит становление самосознания: ребенок начинает выделять себя из предметного мира, понимает свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентируется в окружающем предметно-природном мире, вычленяет его ценности. В этот момент закладываются основы взаимодействия с природой.

Первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка является эмоционально-чувственное постижение мира [6, с.31]. Дошкольник характеризуется эмоционально-практическим способом познания мира, любопытством, желанием открывать для себя окружающее, действовать. Развитие потребностной сферы дошкольника тесно связано со становлением у него мотивов деятельности. Развитие воли в старшем дошкольном возрасте определяется мотивами поведения.

Таким образом, дошкольный возраст может рассматриваться как начальная ступень экологического образования, т.к. именно на этом этапе жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. Развитие экологического воспитания как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем развитие экологического образования школьников и студентов.

В педагогическом процессе реализация экологического содержания осуществляется посредством соответствующих средств, методов и форм воспитательно-образовательной работы. Процесс познания природы дошкольниками основан на чувственном восприятии, на непосредственном созерцании и общении с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности [3, с.54]. Поэтому отличительной особенностью дошкольной ступени экологического образования является его опора на реальный опыт взаимодействия детей с природой, которая в этом случае выступает эффективным средством развития экологической направленности личности ребенка.

Многообразие и вариативность экологического воспитания дошкольников показывают существенные достижения теории и практики. Однако, несмотря на то, что в области экологического образования на этапе дошкольного детства уже немало сделано, считать проблему формирования начал экологической культуры детей в дошкольных организациях разрешенной еще преждевременно.

Необходимы поиск и систематизация организационно-педагогических условий, обеспечивающих становление на базе дошкольной образовательной организации экологической культуры детей и взрослых, их воспитывающих.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены