РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа школьного музея при изучении истории Отечества.

Автор: учитель истории и обществознания Ходыкин Александр Викторович
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение Таловская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области.

В последние годы актуальной стала тенденция учить учеников истории, используя вещественные источники. Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, фотографий, вещественного материала и т.д. Многие педагоги свою методическую систему обучения строят на работе с подлинным историческим материалом. Он используется как на традиционных уроках, так и на уроках-дискуссиях, уроках-семинарах, уроках-конференциях. В учебном процессе в настоящее время можно особо выделить музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Чаще всего они строятся на использовании новых для учащихся источниках знаний. Большую часть урока учащиеся работают самостоятельно с документами, выполняя задания, сформулированные учителем. Особенно активно и плодотворно работают с вещественными источниками руководители школьных музеев, чаще всего учителя истории. Много источников используются при изучении истории XIX – XX веков и особенно периода Великой Отечественной войны.
Образовательно-вос¬питательная функция музея осуществляется посредством про-светительской работы. Она многообразна по формам организации и проведения. Остановимся на одной из основных формах традици¬онной работы - экскурсии. Учебные экскурсии могут быть весьма разнообразными по форме проведения. Это и уроки-экскурсии, проводимые на экспозиции экскурсоводом или самим педагогом, и экскурсии-семинары с выступлением слушателей. Разработкой экскурсий в школьных музеях занимаются учащиеся из группы экскурсоводов. Для этого отбирается матери¬ал, который войдет в содержание экскурсии. Это исследования, справочная, мемуарная и художественная литература, периодическая печать. Боль¬шое значение как источник для подготовки экскурсий имеют рассказы участников и очевидцев событий. Главным же источ¬ником содержания экскурсии является экспозиции и музейные экспонаты.
Первоначально необходимо провести правильный подбор экспонатов. Отобранный материал должен достоверно отражать суть событий и фактов, затронутых в экскурсионном рассказе. Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель, а как творец, созидатель! Практически все экспонаты школьного музея являются подлинниками и собраны самими учащимися. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей своей школы независимо от того, какую тему они изучают.
Экскурсии включает три части: введение, основную часть и заключение. Во вступлении раскрывается цель экскурсии, значимость ее темы, называются основные вопро¬сы, раскрывающиеся в ходе экскурсии. В заключении даются обобщающие выводы по теме экскурсии. Самыми разнообразными являются массовые мероприятия. К ним относятся вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям, встречи с интересны¬ми людьми, викторины. Это и 1 сентября, день освобождение села (посёлка, города), годовщина школы, юбилейный выпуск, 23 февраля, 9 мая и т.д.
При проведении экскурсия дополняется живой речью в сочетании с показом экспонатов. В ходе проведения экскурсий используются и сочетаются различные приемы, например:
- демонстрационный, это основной прием проведения экскурсии, когда рассказ экскурсовода сочетается с показом;
- вопросно-ответный, способствует развитию самостоятельного логического мышления; - игровой, в ходе экскурсии обыгрываются отдельные экспонаты и сюжеты, с ними связанные.
На протяжении 14 лет я являюсь руководителем школьного историко-краеведческого музея «Памяти начало», получившего статус музея образовательного учреждения 18 декабря 2006 года, накануне 64-ой годовщины освобождения села от немецко-фашистских захватчиков. Все это время на базе музея под моим руководством действует исторический кружок «Юный историк». Одним из главных направлений работы является сбор материалов о жителях села, участниках Великой Отечественной войны.
В процессе изучения истории большой интерес имеет содержание уроков военно-исторических событий. Уроки прошлого должны служить настоящему. Сквозь прошлое просматривается смысл истории настоящего. Чем бы человек ни занимался, он так или иначе вынужден задумываться над историей Отечества, определяя свое место в ней. Историческая память несет в себе оценочный момент - принять или не принять прошлое. На этой основе формируются общественное сознание, традиции, патриотизм. Сегодня в школе уделяется большое внимание краеведению. Исследования родного края дают возможность преподавать историю на богатом конкретном материале, позволяют увязать общеисторические закономерности страны с особенностями развития родного края.
В процессе сбора исторических материалов организуются встречи и беседы с участниками исторических событий. Образовательное и воспитательное значение этих встреч и бесед огромно. Сведения, полученные из рассказов и бесед участников исторических событий, являются ценными историческими источниками. Поисково-исследовательская работа обостряет внимание во время экскурсий, приучает лучше видеть, больше понимать, анализировать узнанное. Все это способствует воспитанию у учеников самостоятельности, находчивости, активного гражданского отношения к жизни. Все это происходит не только в стенах школы, не только по книгам, но и в живом непосредственном общении с очевидцами событий. Кроме экскурсий сложилась и другая важная форма работы музея — привлечение материалов музея как в учебной работе, так и во внеурочной деятельности по предмету. Материалы музея не только формируют у учащихся знания об истории школы, но и способствуют развитию интереса к их учебной деятельности, уважению к труду учителей и их собственному учебному труду. Другая важная сторона деятельности музея, связанная с развитием социального опыта учеников, состоит в том, что музей помогает в работе по профессиональной ориентации старшеклассников. Сохраняя лучшие традиции, которые сложились в работе музея школы, мы пытаемся найти новое содержание и новые формы работы, соответствующие требованиям сегодняшнего дня.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены