РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Рустем Яхин: путь длиною в вечность

Е.Ю.Баландина, преподаватель
МБУ ДО «Детская школа искусств»
Тетюшского муниципального района РТ
г.Тетюши


Рустем Яхин: путь длиною в вечность

"Его музыка - музыка искренности и душевного порыва... барометр чистоты и благородства...Как зеркальное отражение души своего создателя, она многогранна и неповторима, чем и притягивает, не оставляя равнодушным своего слушателя", - Камал А.[4].

16 августа 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РТ им. Г. Тукая, композитора и пианиста Рустема Яхина. В истории татарской музыки его творчество является одной из самых ярких страниц, вошедшей в золотой фонд музыкального искусства Республики Татарстан. Вклад Яхина в развитие национальной культуры можно поставить в один ряд с творческим наследием выдающихся представителей татарского народа: Г. Тукай, М. Джалиль, Г. Ибрагимов, Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Х. Такташ, С. Сайдашев, Н. Жиганов, Б. Урманче и др. Новый строй чувств, своеобразие интонации, глубокая народность музыки композитора явились причиной ее огромной популярности не только в Республике Татарстан, но и далеко за ее пределами. Его имя связывают с такими понятиями, как «композитор-лирик», «композитор-романтик», «мастер татарского романса», «первый татарский концертирующий пианист» [9].

«Жизнь постоянно испытывала его на прочность. Рано лишившись отца, он с детских лет должен был бороться за выживание, реализацию своих способностей. Несмотря на все невзгоды, Яхин стал выдающимся композитором, его яркий талант признан музыкальной общественностью всей страны...», - Хайрутдинов Афзал Насретдинович, виолончелист, профессор, заслуженный деятель искусств РФ и РТ [11].

Мелодика Р. Яхина органически связана с национальным татарским фольклором. Уже ранние произведения композитора изменили представления о возможностях инструментальной музыки на национальной основе. Яхин перенял и обогатил опыт С.Сайдашева, других соотечественников, расширил границы татарской музыки, развив в ней традиции С.В. Рахманинова и П.И. Чайковского, европейских романтиков и импрессионистов. Благодаря чему слушатель легко и органично воспринимает богатый мир образов и нюансов татарского искусства. Славу музыканту принесло патриотическое произведение –песня «Туганягым», в мае 1993 года утвержденная Министерством культуры РТ в качестве первого в истории Республики Татарстан Государственного гимна[5].

Из воспоминаний Афзала Хайрутдинова:"Я счастлив, что состоял в комиссии по отбору музыки гимна. Было рассмотрено более двадцати музыкальных произведений. Комиссия отдала предпочтение песне Яхина "Туганягым". Это стало признанием выдающегося успеха композитора, сумевшего выразить в песне о родном крае красоту, величие и достоинство своего народа. Автор гимна успел порадоваться этому большому событию. Гимн, подобно памятнику, венчает большой творческий путь композитора в татарской музыкальной культуре.Я благодарен судьбе, что встретил такого умного, обаятельного, доброго и в высшей степени благовоспитанного человека, дружба с которым украсила мою жизнь" [11].

Как отмечают исследователи, в произведениях, созданных на начальном этапе, чувствовалось прекрасное владение Яхиным академической техникой композиторского письма, в котором обозначились главные стилевые приоритеты композитора. Многое из написанного в студенческие годы и сейчас сохраняет значение удачных поисков в создании своего почерка и стиля. Таковы Сюита для фортепиано (1948), Поэма для скрипки и фортепиано (1948), Соната для фортепиано (1949), Соната для скрипки и фортепиано (1949), ранние романсы на слова А. Ерикеева «Тургай» («Жаворонок»), «Кил, чибәрем» («Тебя желанней нет»), а также ряд обработок татарских народных песен. Из произведений крупных форм выделяется двухчастная кантата «Урал» для хора, солиста и симфонического оркестра на стихи К.Даяна (1949) [5].

Из воспоминаний Камала А.: "Его инструментальные сочинения - Концерт для фортепиано с оркестром, произведения для фортепиано, скрипки, виолончели - стали классикой татарской музыки. Его произведения «Не улетай, соловей», «Забыть не в силах», «Ты любовь моя поздняя» и другие узнаваемы с первых нот...В мире музыкального искусства его яркий и незаурядный талант по-прежнему на уровне бесценного. Память о нём, как о самом романтическом композиторе прошлого столетия бережно хранится в сердцах людей"[4].
Из воспоминаний Виноградова Георгия (Юрия) Васильевича, музыковеда, композитора, заслуженного деятеля искусств ТАССР: "Творчество Рустема Яхина впервые обратило на себя внимание в начале 50-х годов. Свежо и обаятельно зазвучавшие вокальные и инструментальные произведения молодого композитора внесли свежую струю в татарскую советскую музыку. Привлекало слушателя и незаурядное пианистическое дарование Яхина. Органическое сочетание композиторских и исполнительских данных - характерная особенность творческой личности Яхина" [1].

"Он восхищал слушателей необыкновенно изящным и мягким фортепианным звуком, одухотворенной и поэтичной манерой игры. Его пальцы едва касались клавиш, вызывая в стремительном движении ощущение полетности и невесомости…, рояль оживал, превращаясь в тончайший инструмент духа, и завораживал даже самых неискушенных слушателей», - так характеризовал его игру известный музыкант Татарстана, заслуженный деятель искусств РТ, скрипач Шамиль Монасыпов [5].

Из воспоминаний Хасановой Флоры, народной артистки Республики Татарстан, профессора, пианистки, педагога: "Р. Яхина-пианиста я слышала чаще в роли аккомпаниатора, реже – как солиста...Впечатляет авторская интерпретация Фортепианного концерта: великолепный аппарат пианиста, с лёгкостью преодолевающего все трудности сочинения, его драматический темперамент, экспрессию и волю...Одна из встреч осталась в моей памяти на всю жизнь. В небольшой комнате Союза композиторов собралось несколько музыкантов – композиторов и исполнителей. Помню М.З. Яруллина, Ф.А. Ахметова, Р.Н. Белялова, Р.К. Абдуллина, Р.Х. Яхина с супругой Халимой Закировной. Играл он в тот вечер свои вокальные сочинения, не пел, а играл на фортепиано, но ни одному певцу не удавалось спеть так, как звучал инструмент под его пальцами, – естественно и проникновенно. Рустем Хаджиевич в тот вечер исполнял лирические по характеру романсы, но как чутко он слышал и передавал многообразие нюансов внутри одного состояния!"[10].
Рустем Яхин был одним из самых исполняемых татарских композиторов. Сдержанный, немногословный, скромный - таким он запомнился многим.

Из воспоминаний Исмагилова Загира Гариповича, народного артиста СССР, композитора, педагога: "На протяжении многих лет я хорошо знал Рустема Яхина. Познакомились мы в Московской консерватории, где он учился на кафедре специального фортепиано...Это было после войны. Он всегда был подтянут, ходил в военной форме... Хорошо владел инструментом и в концертных выступлениях был непревзойденным аккомпаниатором своих песен и романсов... Был требователен к исполнителям своих произведений. Ценил в их работе точность следования авторскому тексту, эмоциональность исполнения, не переносил искажения или произвольного изменения своих произведений. При встречах не любил делиться творческими планами, но если было написано что-то новое-всегда с удовольствием играл"[8].

Вспоминает Шамиль Монасыпов, заслуженный деятель искусств РТ, кандидат искусствоведения: «В начальный период нашего знакомства на меня необычайно глубокое впечатление произвела личность Яхина. Исключительная обаятельность, мягкость, тактичность и незаурядный интеллект в сочетании с музыкальным дарованием, утонченным художественным вкусом...От встреч и бесед с композитором, от совместных концертных выступлений всегда оставалось яркое впечатление общения с незаурядной личностью, обладающей необычайно развитыми психическими способностями, включая редко встречающийся ясный, живой ум, полнокровные чувства и волю»[7].

Из воспоминаний Аганиной Гюляры, хорового дирижера, педагога: "Я познакомилась с Рустемом Яхиным в мои студенческие годы, когда училась в Казанской консерватории...Он жил в квартире на втором этаже старого дома без всяких удобств. Здесь Рустем творил довольно долго. Конечно, Р.М. Яхин, как истинный интеллигент, был человеком очень скромным, непритязательным в быту. Со временем ему была предоставлена нормальная квартира, но сам он этого никогда не добивался, так же как и каких-либо других жизненных благ. Тем более не добивался он в своей жизни ни почестей, ни славы - они сами нашли его...Как музыканта меня всегда восхищало, помимо его композиторства, исполнение Яхиным своих произведений. Его авторское исполнение фортепианного концерта было бесподобным, как и другие его выступления"[9].
 Соприкосновение с романсной "лабораторией" Яхина открыло дополнительные свидетельства того, что основным мерилом истинного у композитора являлось внутреннее переживание. Он ввел в татарскую музыку элегичность, мятежность, романтические порывы, трепетную взволнованность, патетику. Он сделал первые шаги к драматизации вокальной музыки. Яхиным написано более 450 романсов и песен, кантат и ансамблей. Известность приобрели романс «Забыть тебя не в силах», драматический монолог «Поэт», «Волны», «Не улетай, соловей». Хорошо чувствуя поэтическую речь, Яхин всегда стремился воспроизвести индивидуальную манеру тех авторов, к творчеству которых он обращался - С. Хакима, М. Нугмана, А. Ерикеева, Н. Арсланова, М. Хусаина, Н. Даули, Р. Файзуллина, Г. Зайнашевой. Его произведения популярны не только у национального слушателя, часто они исполняются на самых престижных международных конкурсах [4].

Из воспоминаний пианистки, педагога Виноградовой Ксении Георгиевны: "Однажды мне нужно было ехать на конкурс в Москву. Дело было ответственное... мне принесли рукописный экземпляр нового романса Яхина «В душе весна». Посмотрев на аккомпанемент, я отказалась играть, так как в несколько дней сделать его было невозможно. При указанном темпе «Стремительно, полетно» в каждом такте было «темно» от шестнадцатых.... Срочно позвонила Рустему и объяснила ситуацию, ожидая композиторского протеста. На другой же день я получила нотный лист с текстом фортепианного вступления и пометками...Ноты предваряло послание: «Ксана! Предлагаю Вашему Высочайшему вниманию следующие гениальные изменения в интересах наибольшего облегчения» (дальше шли ноты). Я решила, что это сказано «не про меня», отрепетировала с певицей и поехала в Москву. Кстати, этот романс до сих пор пользуется успехом у певцов...В моей памяти Рустем остался скромным, мягким, чуть медлительным человеком, с большим чувством юмора, умевшим грустить и задорно смеяться. Я выполняю его просьбу играть и петь его музыку «не обязательно для публики, а для себя». Его романсы всегда у меня на инструменте"[8].

Вспоминает Галимова Альфия Ахатовна, певица, народная артистка Республики Татарстан: "Прежде чем вынести песню или романс на эстраду или записать их, Рустем работал с исполнителями. Эти занятия всегда были интересными и приносили много пользы. Совместные репетиции не были очень длинными, потому что я приходила с выученной партией. Рустем обычно просил «не тянуть». Замечания его обычно касались того, как произносить слова - громко, тише или сделать ritenuto. А как это должно быть с точки зрения звука, каким звуком петь, мне он этого не говорил... Отношение Рустема к исполнителям его произведений было всегда добрым. И мы отвечали ему тем же, гордились доверием, которое он нам оказывал... с удовольствием пели наконцертах. Тексты многих произведений Рустема Яхина переведены на русский язык, поэтому их могут исполнять певцы, живущие за пределами Татарстана"[3].

В 50-е гг. Яхин преподавал композицию в Казанской консерватории. В числе его учеников были Бату Мулюков, Борис Трубин, Федор Васильев, ставшие впоследствии известными композиторами.

Из воспоминаний бывшей студентки Файзуллиной Алии, заслуженной артистки Республики Татарстан, пианистки: "Отношения между мной и Яхиным были скорее дружеские, чем официальные. Яхин был аккуратным, его уроки были традиционными, начинались с элементарного разучивания текста (всегда с иллюстратором). Он занимался дотошно, любой мелочью, много внимания обращал на пианизм. Если у меня что-то не получалось, занимался со мной специально" [2].

Вспоминает Афзал Хайрутдинов, друг Яхина: "Вспоминаю наши с ним беседы о процессе творчества: "Легко ли пишутся песни, романсы, что дается труднее". Рустем сказал, что для него композиция - тяжелый, мучительный труд, что он иногда сердится на себя: "Я мучительно переживаю утром то, что написал ночью. Нередко уничтожаю написанное... Пишу я много, но не все меня устраивает".

Вопрос: - Что самое главное в композиторском ремесле?

Ответ: - Хороший вкус и профессионализм... Нужно, чтобы изначально были художественная фантазия и образное мышление. Без этих качеств вообще не стоит выбирать эту трудную профессию"[11].
С особой теплотой делится воспоминаниями Хасанова Флора, народная артистка Республики Татарстан: "Он оставался всегда самим собой, ни в чём – ни в жизни, ни в своей музыке, ни в исполнительстве – не терпел искусственности, фальши. Никогда и никому не давал почувствовать своей исключительности – свойство истинно благородных душ. Замкнутый в общении с людьми, по-настоящему высказывался только в музыке… Продолжая свой гипотетический диалог с Р.Х. Яхиным, я всё-таки скажу то, что не осмелилась при его жизни: «Я люблю Вас за несовременность, за то, что Ваша музыка и Вы сами – из ХIХ века сего романтической открытостью, за Вашу ранимость, за отсутствие прагматизма и активности в добывании материальных благ... За доброту и искренность Вашего творчества, за все прекрасные переживания души, которые оно вызывает, за драгоценные мгновения слияния с музыкой»[10].

До последних дней музыка для Рустема Яхина оставалась главным делом его жизни. Композитора не стало 23 ноября 1993 года. Его имя, как автора музыки Государственного гимна Республики Татарстан, увековечено Законом Республики Татарстан «О государственных символах Республики Татарстан». В столице Республики в честь Рустема Яхина названа улица, установлена мемориальная доска на доме № 7 по ул. Татарстан, где последние годы жизни проживал композитор. Его имя присвоено Детской музыкальной школе № 3 г.Казани, с 2003 года проводится конкурс камерных певцов и концертмейстеров имени Рустема Яхина. Напротив Казанской консерватории выдающемуся композитору установлен памятник. В его честь проводятся торжественные мероприятия, вечера, гостиные, концерты.

Вспоминая юбилейный концерт композитора, организованном в стенах Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета: "В полном зале, где люди стояли за нехваткой мест - почитатели его таланта...На концерте произведения Яхина прозвучали в исполнении созвездия талантливых артистов - Ларисы Масловой, Маргариты Коварской, Мингола Галиева, Эмиля Залялетдинова, Лидии Ахметовой, Ляли Шигабутдиновой, Дании Булатовой и других. И в этот вечер на сцене был Рустем Яхин в исполнении художника, портретиста ЗуфараГимаева. Организатор концерта, заслуженный деятель искусств РФ, народная артистка РТ профессор Маргарита Коварская, делясь своими впечатлениями, сказала: «Я хочу, чтобы люди имели возможность послушать хорошую музыку, в исполнении наших лучших творческих сил. Мне важно, и это главное, чтобы людям понравилось»[4].

Сегодня, несмотря на смену эпох и вкусов, интерес к музыке Рустема Яхина не ослабевает, она продолжает воздействовать на слушателей, влиять на формирование музыкального вкуса подрастающего поколения. Его произведения наполнены светом, теплом любви и радости, "настолько они разнообразны, красивы, мелодичны, а главное - очень искренние", - поделилась впечатлениями член жюри очередного конкурса имени Рустема Яхина, профессор Санкт - Петербургской консерватории Серова Генриэтта [6].

Список источников:
1. Виноградов Ю. Рустем Яхин - композитор и пианист/ Композиторы Российской Федерации. - Вып.1:М.:Сов. Композитор. - 1981.
2. Вайда- Сайдашев. Рустему Яхину 60 лет //Казан утлары. – 1981. - №8.
3. Исанбет Ю. Рустем Яхин // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. – Казань, 1986. – С. 198-203.
4. Камал А. Основатель романса: [85 лет со дня рождения композитора Р. Яхина]// Татарские края. – 2007. - № 2 (янв.). – С. 3.
5. Композиторы и музыковеды советского Татарстана. - Казань, 1986.-208с.
6. Малахальцев А. Рустем Яхин принадлежит миру// Татарские края. - 2004. - №1 (янв.) - с.7.
7. Нигмедзянов М. Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань: Татарское изд-во, 1985. – 208с.
8. Рустем Яхин: материалы, письма, воспоминания - Казань :Татар.кн. изд-во, 2002. . - 431с.
9. Яхин Рустем. Стиль творчества: сб.научных статей /М-во культуры РФ, Казан. гос. консерватория им. Н.Г. Жиганова; сост.и науч. ред. В.Р. Дулат-Алеев. - Казань: Казан.гос.консерватория, 2002. - 152с. - (Тысяча лет татарской музыки).
10. Хасанова Ф. И. Притяжение музыки: Статьи. Воспоминания. Материалы. Казань: КГК им. Н. Г. Жиганова, 2017. С. 89–93.
11. Человек в искусстве: Казань. - 2011. - №10. - с.60 - 63

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2023 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены