РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Обобщение опыта разработки и внедрения модели развития детской одарённости

Обобщение опыта разработки и внедрения модели развития детской одарённости
 

В свете Концепции модернизации российского образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Президент РФ Д.А. Медведев отметил « У нас нет самого главного, того, что было создано в других странах за последние годы — а именно, общенациональная система поиска и развития талантливых детей и молодежи.»

Представление об одаренности, изложенное в «Концепции одарённости», в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.
Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка. Этим определяется и гуманистическая направленность «Концепции», в которой особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.
Представление об одаренности, изложенное в «Концепции одарённости», в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.

Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка. Этим определяется и гуманистическая направленность «Концепции», в которой особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.
 
Актуальность темы состоит в следующем:
  • Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решение зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. 
  • Потребность общества в одарённых личностях 
(рыночная экономика формирует спрос на людей энергичных, с высоким интеллектом и умением находить нестандартные выходы из сложных проблемных ситуаций)
 
Проблема темы:
  • Поиск методов выявления, обучения и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы; 
  • Создание педагогической системы управления процессом обучения одарённых детей. 
Цель работы:
  • Обобщение опыта работы разработки и внедрения модели развития детской одарённости 
Задачи работы:
  • Изучить теоретико-методологические основы работы с одарёнными детьми; 
  • Определить инструментарий процесса достижения планируемых результатов при работе с математически одарёнными детьми. 
Понятия.
  • Понятие одарённость происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития 
  • Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми 
  • В толковом словаре под редакцией Алабугиной одарённый определяется как талантливый. Талантливый – человек с выдающимися природными способностями. 
  • В словаре Даля трактовки понятия одаренность не приводится, однако автор приводит определение таланта. Здесь: талантливый – даровитый, с природными способностями [ с.643]. 

«Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности. Высокий уровень развития способности выражается понятиями таланта и гениальности», Большая Советская Энциклопедия.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Три категории одаренных детей

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Среди существующих, в данном направлении проблем, необходимо отметить наиболее острые:

  1. Проблему несоответствия индивидуально - психологических особенностей
  2. одаренного ребенка и тех требований, правил и стандартов, которые предъявляются по отношению к нему системой среднего образования.
  3. Проблема взаимодействия одаренного ребенка со сверстниками.
  4. Проблема недостаточной психолого — педагогической компетентности родителей и педагогов, воспитывающих и обучающих одаренных детей.

Это находит выражение в создании атмосферы либо «захваливания», либо непонимания и отчуждения, в результате чего формируется неадекватная самооценка, стремление родителей к собственной самореализации за счет своего одаренного ребенка, что приводит к возникновению перенапряжения детского организма и к формированию определенных комплексов, связанных с высокой ответственностью за результаты собственной деятельности, незнании и непонимании учителями личностных особенностей, специфики интересов и основных закономерностей развития детской одаренности, что является причиной подавления высокой познавательной активности одаренных детей.

Для разрешения отмеченных проблем необходима система поддержки одарённых детей, закладывающая в учебный процесс школы следующие условия:

  • комплексность процедуры отбора учащихся, ее опора на научные критерии одаренности;
  • индивидуализация процесса обучения, основой которой является учет когнитивных стилей учащихся;
  • вариативность системы профилактики утомления, учитывающей психофизиоло-гические особенности учащихся;
  • активизация позиции учащихся по отношению к своей учебной деятельности через формирование у них навыков самоорганизации и индивидуального стиля учения;
  • включение в педагогический процесс компонента психологического сопровождения деятельности всех его субъектов.
Если обратиться к программе Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой видим, что определяются основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; 
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности; 
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения; 
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; 
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. 
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению; 
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми
  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. 

2. Модель развития математической одарённости детей.
 
Все теоретико-методологические основы работы с одарёнными детьми можно использовать при работе с математически одарёнными детьми, обладающими математическими способностями.
 
Выдающийся советский математик А. Н. Колмогоров выделил следующие элементарные математические способности:
  • алгоритмическая способность;
  • геометрическое воображение;
  • искусство логического рассуждения.
Определение по В.А.Крутецкому: «Специальные способности (математические) – это индивидуально психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обуславливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики»

Итак, работа с одарёнными детьми сводиться к следующему:
диагностика, классноурочная деятельность, внеурочная деятельность.

Необходимо создать образовательную среду. Существует два способа:
ускорение традиционного образовательного процесса и обогащение традиционного образовательного процесса.
 
Выделяются следующие принципы разработки учителем урока, направленного на развитие одаренных детей:
  • усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала;
  • ориентация на интеллектуальную инициативу учащихся;
  • осуществление учебно-познавательной деятельности в соответствии с познавательной потребностью детей, а не по заранее разработанной логической схеме;
  • преобладание собственной работы мысли ученика над репродуктивным усвоением знаний;
  • актуализация лидерских возможностей;
  • развитие познавательной потребности.
Педагогический инструментарий учителя математики.
Система заданий, способствующая развитию творческой деятельности учащихся на уроках математики;
  • Задания на развитие логического мышления; 
  • Задание на прогнозирование ситуации; 
  • Решение задания на выдвижение гипотезы и их защиту; 
  • Задание на развитие творческого мышления; 
  • Домашнее задание, способствущее развитию самостоятельной работы учащегося. 
Ожидаемые результаты.
  1. Увеличение числа детей с диагностированными математическими способностями.
  2. Создание банка данных по одарённым детям.
  3. Изменение шкалы социальных ценностей детей на увеличение значимости такой категории как «знание».
  4. Овладение учителем современных методик работы с одаренными детьми.
  5. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия математических способностей учащихся.
  6. Организация проектно-исследовательских работ учащихся.
  7. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
  8. Создание системы работы с одаренными детьми.
  9. Разработка и апробация новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми.
  10. Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
  11. Повышение качественной результативности работы с одарёнными детьми.
III. Из опыта работы. 

Пример применения модели развития детской одарённости в педагогической деятельности учителя математики.

МОУ Школа № 41 г.о. Самара работает по программе «Одарённость» (2008-2014) в рамках программа «Одаренные дети» ФЦП «Дети России».

Цель программы : создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, представление возможности успешной самореализации педагога.
 
Направления программы:
1. Научно – творческая деятельность учащихся «Шаг за шагом»
2. Развитие интеллектуального потенциала учащихся «Окно в науку»
 
Предполагаемый результат:
1.Формирование личности ученика, обладающая ключевыми компетенциями, ценностными ориентациями.
2.Формирование творческой личности педагога, способная формировать ключевые компетенции и ценностные ориентации ученика.
 
Этапы реализации программы «Одарённость»
1этап: диагностико - прогностический, методологический
Мониторинг одаренности.
 
Создание:
  • банка данных по одаренным детям; 
  • банка творческих работ учащихся; 
  • банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; 
  • рекомендаций по работе с одаренными. 
Организация:
  • системы дополнительного образования; 
  • летней производственной практики; 
  • творческих конкурсов, экзамена; 
  • внеклассной работы по предмету; 
  • деятельности педагогического коллектива; 
  • олимпиад и интеллектуальных конкурсов. 
2 этап: деятельностный
  • Составление индивидуальных маршрутов обучения для одарённых детей. 
  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития. 
  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся. 
  • Активное использование метода проектов. 
  • Сохранение традиции работы с системой портфолио. 
  • Проведение выставок детского творчества. 
  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий (2013-2014 годы)
  • Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными. 
  • Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми». 
  • Внедрение в практику работы рейтинга учащихся. 

Таким образом, несмотря на достигнутые успехи в теории и практике работы с одаренными детьми, существуют нерешенные вопросы, связанные с обучением таких детей в средней общеобразовательной школе. Поэтому проблема выявления возможных направлений путей совершенствования методики обучения математики, направленной на развитие одаренных детей является актуальной.
Читайте также:
Всего комментариев: 1
avatar
1 anizotrop • 10:09, 23.05.2012

Quote (Кенбаева Вера Петровна)
рыночная экономика формирует спрос на людей энергичных, с высоким ин-теллектом и умением находить нестандартные выходы из сложных проблемных ситуаций
Это не совсем так, вернее, совсем не так. Рыночная экономика формирует спрос на людей малообразованных, легкоуправляемых, готовых брать дорогие кредиты и дешево продавать свой труд. Вот что нужно пока НАШЕЙ рыночной экономике. Умные (одаренные) люди востребованы в обществе с несколько иным, отличающимся от нашего, менталитетом. Просто способный к обучению человек, получивший образование по уровню своих способностей, имеет больше шансов благополучно решить собственные проблемы, которыми российская жизнь гарантированно обеспечивает каждого из нас. Именно за это ваши ученики (и то не все) скажут вам "спасибо" лет этак через 15-20, когда приобретут собственный жизненный опыт.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены