РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Семейное воспитание в условиях детского дома — это одна из наиболее важных актуальных и сложных проблем воспитательного процесса

Роль семьи в жизни человека очень велика. Педагоги, психологи, социологи утверждают, что у истоков формирования личности стоит семья, ее нравственные основы. В.А. Сухомлинский утверждал: «Необходимо растить будущих отцов и матерей, мужчин и женщин».

Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть нашим детям, которые, не по своей воле, лишены очага родной семьи? Мы педагоги, работающие на семейной группе, возложили на себя эти обязанности. Действенную помощь воспитателям, в решении поставленных задач, оказывают социальные педагоги, психолог, педагоги дополнительного образования.

Мы взрослые, привлекая детей, прикладываем усилия по созданию развивающей среды (например: оформляем группы не просто для уюта и для создания источника информации, но и поддерживаем инициативу детей по оформлению своих уголков в спальнях).

Детей знакомим с домашними хитростями:

  • с правилами ухода за помещением, личными вещами;
  • с основами приготовления блюд, консервирования овощей, фруктов;
  • к бережному отношению коммунальных услуг.

В нашем учреждении все группы оборудованы бытовой техникой. Имеются стиральные машины «Автомат», микроволновые печи. У детей это вызывает большой интерес к бытовой технике. Эксплуатация обязательно проводится под наблюдением воспитателей. В обязательном порядке проводиться инструктаж по эксплуатации, знать его назначение. Уметь стирать, включить и приготовить простые блюда на электрической плите, разогреть в микроволновой печи, помыть посуду.

Мы объединяем детей, создавая благоприятную обстановку, морально психологическую атмосферу, приближенную к семейной, которая способствует формированию будущего семьянина. На семейных собраниях, советах, дети наравне со взрослыми имеют право совещательного голоса, к которому прислушиваются и стараются учитывать.

Соответствующая работа осуществляется, как в школе, так и в стенах детского дома. Мы нацеливаем детей на то, что программа разных предметов предоставляет больше возможностей для познания. Дети организованно делают уроки, во время самоподготовки. Во время которых воспитатели используют коррекционные, развивающие игры.

Индивидуальная работа помогает лучше усвоить пройденный материал.

В повседневной жизни детям предоставляется некоторая свобода, используем метод «авансированного доверия». Ребята самостоятельно семьями ходят в магазины, к друзьям, благодаря этому они хорошо ориентируются в поселке, у них нет страха потеряться, заблудиться.

Одним из важных направлений работы с детьми является трудовая деятельность: формирование навыков самообслуживания и воспитания трудолюбия.

Дети должны стараться поддерживать порядок в шкафах, личных вещах, чистоту в жилых помещениях через организацию дежурств. Воспитатели выступают в роли наставников, готовых в любую минуту оказать помощь, поддержку, дать совет. В отличие от общего режима жизнедеятельности детей детского дома, у нас допустим гибкий индивидуальный режим. Отведено время для повседневной работы по самообслуживанию, уборке, стирке, дежурству, ремонту одежды, приготовлению ужина. Девиз данного направления: «Умею, научу, помогу».

Содержание девиза расшифровывается так: воспитатели и старшие дети, находясь рядом, передают младшим свой опыт, умения и знания.

Чем мы руководствуемся при организации трудовой деятельности?

  • Добиваемся, чтобы дети не уклонялись от выполнения трудовых дел;
  • Советуем не оставлять незаконченные дела;
  • Стараемся избегать наказание трудом;
  • Учим не торопиться, не подгоняем;
  • Не допускаем, чтобы работу одного выполняли другие;
  • -Не забываем благодарить за помощь или старание;
  • Напоминаем: «Не дом красит человека, а человек дом».

Работаем над психологической установкой на труд, как жизненно важную потребность, воспитываем волю, учим заниматься не только тем, чем хочется, но и тем, что необходимо сделать. Учим содержать группу, одежду, обувь в порядке, т.е. работаем над навыками самообслуживания. Они у наших детей не совершенны. Работу по профессиональному направлению реализовываем посредством сюжетно - ролевых игр, бесед, экскурсий, чтение художественной литературы, викторины, словесно развивающие дидактические игры.

Со старшими детьми проводится индивидуальная работа по профессиональной ориентации и самоопределению.

В группе складываются свои традиции, которые делают нашу жизнь ярче, интереснее, сплачивают, роднят. Здорово вечером просто поговорить о прожитом дне, обменяться мнениями о важных событиях, впечатлениях о увиденном, услышанном. Особое место в семейных традициях занимает организация свободного времени — разумное, рациональное.

Стремимся к тому, чтобы досуг был активным, разнообразным, способствовал развитию детей.

Много времени дети уделяют просмотру телепередач, не имеющие познавательного характера, поэтому мы советуем выбирать определенные программы развивающего, познавательного характера. Объясняем, что чрезмерный просмотр отрицательно влияет на их здоровье, психику, зрение.

Направляем детей на общение со своими родственниками.

В дни семейных торжеств, преподносим подарки, поздравления, делаем поздравительные плакаты, презентации и конечно чаепитие с приготовленными своими руками сладостями. Эту традицию в группе укореняем. Праздниками считаем не только календарные, но и дни рождения, итоги успеваемости по четвертям, торжественные случаи в жизни детей (получение паспорта, победа на соревнованиях и др.).

Больше обращаем внимание на коллективные интеллектуальные игры, которые сплачивают коллектив группы.

Крепкая семья это та семья, которая материально обеспечена.

Материально обеспечить семью можно в том случае, если члены семьи правильно умеют распределять свой семейный бюджет и правильно им пользоваться. Для этого нашим детям даём экономическое воспитание. Что такое экономическое воспитание и зачем оно необходимо для воспитанников детских домов, в частности, для наших детей семейной группы? Как научить ребенка жить по средствам и разумно распоряжаться своим состоянием?

Разрешая поставленные вопросы, мы используем программу: «Основы жизнедеятельности и экономического воспитания» направленную на формирование экономического сознания и умения у детей.

Цель программы:

- Создание условий для приобретения навыков семейного бюджета, формирование финансовой дисциплины.

Задачи:

  1. Оказание социально психологической помощи в решении наиболее актуальных и сложных проблем в их жизнедеятельности.
  2. Включение детей в экономическое пространство.

Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование экономических и нравственных качеств, общественную активность, предприимчивость, бережное и честное отношение к общественному и личному достоянию.

Строим педагогическую экономическую деятельность по следующим направлениям:

  1. Умение экономить.
  2. Умение вести счет деньгам.
  3. Умение добиваться достойной оплаты своего труда.
  4. Умение тратить с умом.
  5. Умение жить по средствам.
  6. Умение проявлять предприимчивость.
  7. Умение возвращать долги.

Для активизации воспитанников и поддержания интереса к изучаемому материалу применяем активные методы:

  • деловые и ролевые игры ( «Мир профессий», «Праздничный стол», «Ярмарка ручного труда», «Кулинарное мастерство» и др.)

Работа по экономическому воспитанию с детьми ведется во всех видах деятельности:

  • в учебной: бережное отношение к тетрадям, карандашам, ручкам и др. учебным принадлежностям. Ежедневный контроль, индивидуальная работа.
  • Большое внимание уделяется сохранности одежды и обуви. Следим, чтобы дети знали в какой одежде гулять, какая одежда, обувь на выход, в школу. Младшие дети донашивают одежду за старшими, если она в хорошем состоянии. Иногда передаем одежду, обувь в младшую группу.
  • В индивидуальной работе обращаем внимание на исправность и целостность личных вещей.

Экономическое пространство расширяем за счет индивидуальных поручений: сходить в магазин, купить что — либо из продуктов, предметов домашнего обихода (терка для чистки посуды, губку для мытья посуды, туалетную бумагу и др.)

Учим тем самым, ориентироваться в названиях товара, его назначении, ассортименте, ценах. Дети приносят товар, чек, сдачу.

Мероприятия с детьми по экономическому воспитанию:

  1. Значение домашней экономики в жизни семьи (дискуссия).
  2. От чего зависит семейный бюджет? (беседа)
  3. Игра: «Что? Где? Когда?» по содержанию прочитанной книги.
  4. Стиль обращения с деньгами. ( беседа)
  5. Составление сметы расходов на праздничные дни (практикум).
  6. «Почет Семье, где содружество в цене» (семейный час).
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика