РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Средства развития профессиональной компетенции при подготовке специалистов среднего звена

Многие научные исследования в настоящее время уделяют большое внимание рассмотрению вопросов, касающихся формирования профессиональной компетентности специалистов в разных областях человеческой деятельности. Современная педагогическая наука ставит на первое место личность профессионала.

Только профессиональная деятельность способствует наиболее полной самореализации личности, и только она предоставляет максимальные возможности удовлетворить потребность личности в социальном признании и уважении. Также сама профессиональная деятельность в большой степени влияет на формирование личности профессионала.

Для современного специалиста важны не только знания, но и способность применять их для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и в жизни.

Настоящий профессионал должен:

  • иметь беспрепятственный доступ к разнообразным источникам информации за счет профессионального использования информационно-коммуникационных технологий и технических средств;
  • уметь своевременно, быстро и качественно обрабатывать большие объемы информации, оптимально выбирая информационно-коммуникационные технологии;
  • располагать наработанной коммуникационной средой;
  • уметь на основе имеющегося знания создавать новое и применять его обладать способностью к профессиональной мобильности, социальной активности;
  • иметь компетентность в смежных областях;
  • уметь быстро и эффективно принимать решения;
  • стремиться к постоянному самосовершенствованию, самореализации, саморазвитию [1].

Одной из форм проявления конкурентоспособности специалиста является его компетентность [2].

В соответствии с государственными стандартами практическое обучение студентов занимает 50-60% всего учебного времени. Это лабораторные занятия, практики для получения первичных профессиональных навыков по отдельным учебным дисциплинам, технологические практики, практики по специальности, стажировки.

Современный уровень подготовки конкурентоспособных специалистов требует, чтобы выпускник в совершенстве владел навыками практической работы. Выполнение этой важной профориентационной задачи зависит, прежде всего, от руководителя практики.

Информационные технологии в образовании позволяют решать принципиально новые дидактические задачи, их применение обеспечивает повышение качества и эффективности обучения, Использование компьютерных сетей, электронных образовательных сред предполагает выработку нестандартных педагогических практик, как в конкретных предметных дисциплинах, так и в междисциплинарном пространстве профессионального образовательного процесса, включающего и научно-исследовательскую работу студентов.

Главное отличие учебного процесса с использованием адаптивной модели  это объединение в процессе обучения элементов модульно-рейтинговой системы, принципа вариативности и асинхронного обучения. Все предметы, изучаемые в течение определенного времени, объединяются в тематический блок  модуль. Кроме того, результаты обучения оцениваются с помощью рейтингов. Студент в течение изучения модулей набирает определённое количество баллов, а затем в сумме они составляют его индивидуальный рейтинг. Рейтинговая система повышает мотивацию к учёбе, и облегчает итоговое оценивание студента. Важно и то, что при создании адаптивных условий для развития стартового потенциала студента осуществляется поэтапный перевод его учебных достижений на ближайший уровень их развития: от низкого к среднему, от среднего к высокому; от высокого к более высокому (высшему).

Сжатый алгоритм моделирования учебного модуля может быть положен в основу самостоятельной разработки преподавателями собственных учебных модулей (разделов, глав) учебных дисциплин.

Общая схема (алгоритм) разработки учебного модуля (раздела, главы) включает следующее:

  • цель изучаемого модуля;
  • название модуля (формулируется кратко, точно, доступно). В случае каких-либо затруднений допускается использование подзаголовков;
  • краткое резюме содержание модуля, написанное в эвристическом ключе. Примерная лексика: «В этом модуле Вы познакомитесь с ….»; «ответы на эти вопросы Вы найдете на таких-то страницах…»; «задания для самоконтроля помогут Вам проверить уровень и качество своих знаний...»; «Вы сможете познакомиться с обобщающей содержательной частью в разделе «Коротко о главном»», и т.д.;
  • план модуля. Перечень пунктов (с краткими пояснениями к ним);
  • изложение учебного материала небольшими порциями, частями. Материал излагается простым, понятным языком, так, чтобы для понимания текста помощь преподавателя не требовалась бы студентам. Все понятия точно определены, приведены в систему;
  • практические самостоятельные задания к каждой порции модуля. Задания в других формах для проверки знаний и умений (например, задания в тестовой форме);
  • развивающие, творческие и оперативные задания;
  • тестовый контроль по всему материалу модуля. Критерии полного усвоения модуля и перехода к изучению другого модуля.

Исходя из особенностей развития познавательной, мотивационной и предметно-практической сфер индивидуальности, считаю, что основу индивидуализации профессиональной подготовки студентов должен составить принцип вариативности выбора содержания и форм деятельности. Вариативный подход в обучении означает, с одной стороны, многообразие, разноуровневость, дифференцированность заданий, возможность опережающего обучения, преемственность форм обучения; с другой стороны, право личности на обучение в соответствии со своими особенностями, способностями, интересами, жизненными планами [5]. Этот выбор, с одной стороны, опосредован индивидуальными возможностями, интересами и потребностями студента, особенностями коллектива, а с другой,  предполагает выполнение учебной программы и приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков.

В связи с этим необходимо:

  • определить необходимые и ясные общие цели и конкретные задачи обучения;
  • выбрать программные и технические средства, отвечающие этим целям и задачам;
  • осуществить оптимальный подбор тем и распределение материала в рамках выделенного на обучение времени;
  • разработать дидактические средства и приемы, позволяющие воспроизводить в учебном процессе процедуру анализа программного продукта на разных уровнях проблемности;
  • иметь в наличии методические разработки и раздаточный материал с заданиями, соответствующими специальности обучаемых;
  • подготовить перечень соответствующих методов обучения и моделировать преподавательскую деятельность в соответствии с задачами и целями;
  • разработать систему заданий, позволяющую формировать у студентов опыт анализа программных средств для реализации поставленных проблем;
  • предусмотреть разнообразие видов преподавательской деятельности с учетом уровня подготовки обучаемых;
  • выделить время на контроль и оценку работы на каждом занятии в конце курса;
  • по мере необходимости предусмотреть домашние задания по проработке лекционных тем и тем для самостоятельного рассмотрения;
  • понятно формулировать то, что обучаемые будут знать, и то, что будут уметь.

Таким образом, эффективность образовательного процесса в условиях информатизации системы высшего профессионального образования зависит от ИКТ-компетентности преподавателя, в которую входит не только использование информационных технологий непосредственно в учебном процессе, но и при разработке учебно-методических материалов. Создание базы учебно-методических материалов позволит интенсифицировать процессы по самостоятельной работе студентов.

Информационные технологии позволяют индивидуализировать обучение и управлять процессом усвоения знаний. Можно подобрать индивидуальный темп с учетом подготовки, специфики восприятия, потребностей каждого студента. Студент имеет возможность вернуться к любому месту текста, проиграть заново ситуацию, просмотреть результаты тестов и проанализировать их.

Использование информационных технологий обучения позволяет реализовать развитие личности обучаемого, подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающую:

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;
  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
  • формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);
  • развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

Адаптивная модель обучения, основанная на личностно-ориентированном подходе, являться не только средством практического закрепления и развития теоретической подготовки студентов, но и средством подготовки их к жизни в информационном обществе, а также к будущей профессиональной деятельности и как следствие достижения максимально возможного качества этой деятельности. Студенты из пассивных слушателей и исполнителей указаний преподавателя превращаются в активные субъекты поисковой деятельности, направленной на решение различных проблем.

Можно с уверенностью сказать, что качество образования конкретного студента - это магистральная линия улучшения качества образования всего общества и в итоге его высокого профессионально-компетентностного уровня развития.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев, А.А. Основы открытого образования. Т.1 / А.А.Андреев, С.Л.Каплан, Г.А.Краснова и др. - М.: Триумф, 2002. - 264 с.
  2. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский. – М.: Мысль, 1982. – 54 с.
  3. Бакушин А.А. Применение информационных технологий при подготовке техников по специальности «Радиоаппаратостроение» / А.А. Бакушин, Е.Н. Фомичев // СПО – 2006. - № 2. – С. 8 – 10.
  4. Ганичева А.И. Информационные технологии в колледже / А.И. Ганичева, А.Н. Минкевич // СПО – 2006. - № 10. – С. 25 – 26.
  5. Герасименко А.Я. Некоторые аспекты применения тех¬нических средств обучения / А.Я. Герасименко // СПО – 2006. - № 5. – С. 37 – 39.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены