РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Смысловое чтение. Развитие умения работать с текстом

Бушманова Наталья Васильевна,
учитель начальных классов

1. Введение. Актуальность данной темы

Современные международные исследования говорят о том, что Россия, к сожалению, перестала быть самой читающей страной в мире, уступив первенство Китаю.
По версии World Culture Score Index Россия стоит на 7 месте (7 часов и 6 минут чтения в неделю) после Индии, Тайланда, Китая, Филиппин, Египта и Чехии.*
И, хотя, согласно результатам исследования PIRLS, проводившегося в 2016 году, учащиеся 4 классов российских школ показали лучший результат среди сверстников из 50 стран, на достигнутом останавливаться рано, тем более что средняя школа по этим показателям значительно проигрывает начальной.

Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения(2007-2020г.г.), констатируют, что «возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». Также в Программе говорится, « что изменить ситуацию к лучшему можно. Однако поддержание высокого уровня письменной и устной культуры требует постоянных, неослабевающих усилий, а также наличия эффективных институтов развития и поддержки читательской (и писательской) культуры». **

Результаты исследований убедительно показывают, что России предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамотности в ее сегодняшнем понимании.
Данные исследования и результаты подтверждают необходимость создания данной разработки.
* http://fb.ru/article/311974/samaya-chitayuschaya-strana-v-mire-spisok-reyting-chto-segodnya-chitayut-podrostki-i-vzroslyie-lyubimyie-knigi
** .http://lib.1september.ru/article.php?ID=200700803

Важнейшей задачей начальной школы является обучение детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению. Чтение - один из основных, главных предметов в начальной школе. Лишь, обучившись чтению и письму, ребёнок сможет осваивать и другие науки.

Цель данной разработки: выявление результативных приёмов овладения учащимися навыками смыслового чтения.

Задача методической разработки: показать результативные приёмы обучения детей при работе с текстом, которые помогут при самостоятельном овладении знаний по разным предметам.

Действительно, учащимся трудно работать с информацией. Им сложно отвечать на вопросы, сопоставлять факты, прогнозировать содержание, анализировать, составлять развёрнутый ответ на простые («тонкие») и сложные («толстые») вопросы.

Оригинальность данной разработки в том, что после изучения теории все приёмы и методы тщательно, отбирались и апробировались на традиционном классе общеобразовательной школы.

Мой замысел будет реализовываться на классе начальной школы без применения каких-либо особенных материальных затрат. Нам понадобятся программные учебники, рабочие тетради, книга для внеклассного чтения («Родничок»), принтер с расходными материалами, бумага для принтера.

В результате применения данной методики прогнозирую среди учащихся рост осознанности чтения, дети будут обучены анализировать тексты разного типа, уметь выполнять творческие задания на хорошем уровне. Учащиеся научатся самостоятельно добывать знания, творчески мыслить. Данные упражнения способствуют развитию воображения и логики.

2. Основная часть. Смысловое чтение. Методы и приёмы работы.

Смысловое чтение – продуктивное чтение, цель которого - понимание читателем смысла  текста. Без овладения навыками данного вида чтения невозможно овладение как минимум программным материалом ни по одному учебному предмету.

Работа с разными видами текстов ведётся в рамках всех предметов.

На уроках математики это, прежде всего, работа с текстовыми задачами. Чтобы решить задачу, её надо прочитать (и не раз), выделить условие, вопрос, проанализировать, какие действия помогут правильно решить задачу и почему. Для облегчения этой сложной мыслительной деятельности составляется краткая запись в виде чертёжа, таблицы, схемы, графика. Существуют и другие творческие виды работ над уже решённой задачей. Это и нахождение другого способа, изменение вопроса задачи, составление обратных задач и т.д.

На уроках ИЗО и технологии проходит иллюстрирование различных произведений, индивидуальные творческие работы и в группах, работа с учебной книгой, со словарями.
На уроках окружающего мира проходит работа с научным текстом, составление разного рода таблиц, запись результатов опытов и наблюдений.

Если работа построена грамотно, то она поможет ребёнку научиться осмысленно работать с текстом и добывать нужную информацию, а также творчески работать с текстом и создавать свои.

Ученики читают произведения, тексты, стараются их понять, отвечают на вопросы, задают свои. На основе текста проводятся всевозможные творческие задания. Это и пересказ от лица главного героя или от третьего лица, и подробный или сжатый пересказ, и написание отзыва по произведению, написание сочинения.

Например, урок литературного чтения, на котором дети учатся писать отзыв по сказке Андерсена «Дикие лебеди». Учащиеся читают отрывок сказки в учебнике, далее находят книгу и дочитывают сказку. Проводится анализ произведения по вопросам учебника, анализируются поступки главных героев, даётся краткая характеристика героев, обсуждается тема, главная мысль произведения. Учащиеся знакомятся с понятием «отзыв», вспоминают особенности разных типов текстов (рассуждение, повествование, описание) и возможности их использования в отзыве. В учебной книге приведён отрывок отзыва К.Г. Паустовского о сказках Андерсена. Далее дети сами (по примерному плану) пишут свой отзыв о прочитанной книге. В заключении пишут о том, какое впечатление произвела на них сказка, о чём заставила задуматься, советуют ли эту книгу к прочтению.

Примеры отзывов:

Я не раз читал книги Г.-Х. Андерсена. Они все интересные, но сказка «Дикие лебеди» - лучшая из тех, что я читал. Главная героиня - сестра одиннадцати братьев - она героичная и самоотверженна. Элиза пошла на всё. Чтобы спасти родных братьев. Книга учит нас помогать близким и не сдаваться. (Сергей Д.)
Недавно мы познакомились со сказкой Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». Главная героиня, Элиза, не бросила братьев в беде и готова была пожертвовать собой. Она терпела боль от крапивы, когда шила рубахи братьям, боролась со страхом.

Сказка мне очень понравилась, в ней тесно переплетаются жестокость, зло, доброта и самопожертвование. (Александра Н.)

Я прочитал сказку Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». Она так затронула мои чувства, что я решил написать отзыв. Действия происходят в сказочной стране. Сестра спасает своих братьев, жертвуя собой. Я думаю, что главный смысл сказки в том, что никогда нельзя опускать руки, а надо бороться до конца.

Я хотел бы ещё больше прочитать интересных сказок волшебника – Андерсена. (Степан А.)

Работа такого вида над текстом заставляет читателей задуматься над более глубоким смыслом:
«Когда я прочитал сказку, у меня возникли вопросы: «А что произошло со злой мачехой-колдуньей в дальнейшем? Изменилась ли она или продолжила свои происки? А может её сожгли на костре, поступили так, как положено было в те времена расправляться над ведьмами?» (Денис Л.)

В программе начальной школы также предусмотрено такое творческое задание, как обучающее сочинение на заданную тему. Учащиеся учатся размышлять, выражать своё мнение, приводить свои аргументы и доказательства.

Выдержки из сочинений на тему: «Кем я хочу стать, когда вырасту»

Когда я вырасту, я хочу стать бизнесменом. У меня будет своя компания по приютам для животных и медицинские клиники для людей. Я хочу помочь человечеству и животным. (Сергей Д.)

Я хочу стать полицейским, потому что я всегда хотела ловить преступников. Хоть я и не знаю, сколько платят за эту работу. Главное, что она мне нравится, думаю, что это важнее. (Александра Н.)

Я ещё не определился с выбором своей будущей профессии. Я хорошо собираю модели из конструктора, и мне это нравится. Ещё я хорошо стою на воротах. Нужно ещё подумать, потому что это выбор почти на всю жизнь. Хорошо, что у меня ещё есть время подумать. (Алексей Б.)

Я очень жалею бедных бездомных животных. Я мечтала о собаке, и мне её подарили. Хочется, чтобы она жила вечно. Я хочу стать ветеринаром, потому что очень люблю животных. Я выбрала эту специальность ещё и потому, что у меня дедушка был ветеринаром, но он уже умер… (Анна М.)

Примеры из сочинений на тему: «Мой самый лучший день»

12 июля. Вчера у меня был День рождения. А сегодня ещё один праздник – День города Тарусы. Вообще у меня два родных города – Таруса и Белгород, но Тарусу я люблю больше. На Дне города было весело! На площади стояли батуты, продавался попкорн, сахарная вата. Это был лучший день в моей жизни! (Степан А.)

7 ноября. В этот день мне было очень интересно, потому что мы должны были поехать в горы! Я всегда мечтал побывать там. На вершинах так холодно, что лежит снег. И моя мечта сбылась! Мне очень понравилось! (Кирилл К.)

11 июля 2018 года. Мы всей семьёй поехали в Калугу. До этого мы нашли объявление о продаже собаки, но не успели её купить, щенка уже продали. Но позже нам перезвонили, сказали, что собаку вернули, т.к. она погрызла всю мебель.

Благодаря этой смешной истории я нашла свою «вторую половинку». (Дарья Г.)

После изучения творчества ГХ Андерсена дети на примере сказки «Чайник» могут придумать свою сказку.

Пример сочинённой сказки «Кастрюля»:
На одной кухне в буфете стояла самая красивая блестящая кастрюля. Она блестела всегда, блестела, как роса, особенно ярко, когда дверца была приоткрыта.
Самым лучшим другом её был дуршлаг. Он стоял рядом и всегда интересовался о жизни кастрюли. Она же обычно вздыхала и говорила о том, что хотела бы выглядеть ещё лучше. Тогда бы все ухаживали за ней и заботились.
Но однажды случилось несчастье. Кастрюля неловко повернулась и упала на жёсткий пол. Когда её подняли, то увидели на боку очень заметную царапину. Все стали смеяться над ней. Не смеялся лишь дуршлаг. Он с сочувствием смотрел на подругу.
С тех пор они стали неразлучными друзьями! (Саша Ф.)

Виды смыслового чтения:

  • просмотровое;
  • ознакомительное;
  • изучающее;
  • рефлексивное (поисковое)*

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Упражнения:

1. определение темы и (или) главной мысли текста по заголовку.
2. чтение по частям (предложениям или абзацам).
- Как часто слова из заголовка встречаются в тексте?
Анализируйте и сопоставьте его содержания с заголовком и со своим представлением о теме и главной мысли текста.
3.. Сформулируйте ответы на вопросы: «О чем говорится в тексте? Какова главная мысль текста?»
4. Выскажите своё мнение о прочитанном.
* http://www.planeta-kniga.ru/blog/smyslovoye-chteniye.html

Просмотровое чтение работает при анализе и решении математических задач, например, при составлении краткой записи в виде таблиц.

Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Упражнения:

  1. Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить его основную тему.
  2. Читайте частями, выделяя ключевые слова.
  3. Проанализируйте абзацы по степени важности.
  4. Синтезируйте информацию в смысловое целое.

Ознакомительное чтение работает при составлении плана, сжатого пересказа или конспекта.

Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Часто используется на уроках русского языка, окружающего мира (при подготовке в ВПР).

Упражнения:

  • прогнозирование по заглавию и первым предложениям абзацев
  • работа с деформированным текстом
  • работа с однокоренными словами, распределение их в группы по частям речи
  • составление схемы, показывающей взаимосвязи между субъектами, например, пищевые цепочки
  • выделение в тексте наиболее ценной информации

Рефлексивное (поисковое) чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Упражнения:

  • определение темы, проблемы по заголовку и началу произведения
  • определение содержания по последнему предложению
  • нахождение в тексте определённой информации
  • Упражнения на формирование умений и навыков смыслового чтения
  • Работа с незнакомыми словами

На уроках литературного и внеклассного чтения проходит работа с незнакомыми словами. Это слова, как правило, мало употребляемые, устаревшие. Дети пытаются догадаться, спрогнозировать значение слова, судя по контексту, или значение слов уточняется в словарях, либо к ним подбираются синонимы. Здесь может помочь и учитель.

Если дети выделяют такие слова как «соха», «кафтан», то объяснение они ищут в толковом или этимологическом словарях.

Работа с ключевыми словами

На уроках развития речи обязательно работаем над выделением ключевых слов.
Работа над изложением. В рамках данной работы обязательно проводится работа с незнакомыми словами, выделение ключевых слов, составление плана пересказа, составление связного текста по данному плану. К каждому уроку развития речи особенно тщательно готовлюсь, составляю рабочую презентацию, элементы которой могут меняться во время урока.

Текст дан на слайде:

Посмотри на свои руки. Посмотри на них с уважением и надеждой. Вот стол. Ты за столом сидишь. Вот парта. За партой ты учишься. Вот окно. Через него ты смотришь на улицу.
И книгу, и дом, и хлеб, и платье, и пальто – всё это сделали человеческие руки. Они могут вырастить хлеб, построить дом, написать книгу, забросить мяч в сетку и отправить космический корабль на Луну.

Всё могут, всё умеют человеческие руки. И человек должен уважать дело рук своих и труд другого человека.

На каждого ребёнка составляется Таблица чтения, где качественно оценивается его личный рост в отношении чтения.

Составление плана пересказа

  1. «Посмотри на свои руки».
  2. Всё это сделали руки человека.
  3. Уважай труд человека.

Работа над ключевыми словами и орфографией
посм_три вырастить могут
с уважением построить умеют
и надеждой нап_сать уважать
стол забросить дело ру_
парта отправить св_их
_кно к_рабль тру_ ч_л_века
ул_ца

Работа над сочинением-описанием по картине А.А.Пластова «Первый снег»

Составление плана
1. Однажды в начале зимы.
2. Снег на земле и в небе.
3. Дети и ворона.
4. Моё отношение к картине, моё настроение.

Ключевые слова и орфография
м_хнатые
пуш_стые
сн_жинки
падают
медле__о
серое небо
перел_ваются
бл_стят
з_п_рошил
устилает
палисадник
восхищённо
уд_вились
выгл_нули
улыбается
выскочила
б_льшая
серая
ш_гает
в_р_на
з_мля
нарядный
б_лоснежный
ковёр

Примеры сочинений:
Однажды в начале зимы мы с сестрой были дома одни. Аня взглянула в окно и громко позвала меня. Я увидела, что на улице идёт первый снег. Мы быстро накинули на себя пальто, платки, надели валенки и выбежали на крыльцо.
После слякотной и дождливой осени пошёл снег. Снег был везде! Крыши домов, деревья, дорога – всё было, как в снежной сказке. Снежинки падали большими белоснежными хлопьями, покрывая всю осеннюю грязь белоснежным ковром. Но снег был первым, несмелым, поэтому кое-где, возле забора и на дороге, проступали лужи.
Возле забора важно вышагивала ворона, которую было далеко видно на чистом белом снегу. За нашим домом соседские ребята уже играли в снежки. Все вокруг радовались первому снегу и приходу зимы. Ведь скоро можно будет кататься на лыжах, на санках, и встречать Новый год! (Александра Н.)
Работа с многозначными словами

На уроках русского языка работаем над многозначными словами. Даю четверостишия из стихотворений. Например, про звезду (морскую, космическую и т.д). Анализируем, разбираем значения слов

Какое слово повторяется? Какие значения имеют? Это многозначное слово или омоним?

Работа с антонимами

Допишите предложения:
Надо людям делать не зло, а...
Худой мир хуже доброй ...
Нет худа без ...
Русская пословица говорит: Утро...мудренее
Осенью дни становятся короче, а весной...

Работа синонимами

Вставьте пропущенные синонимы:
Не хвали меня в очи, не брани за ...
Курица - не …

Работа с фразеологизмами

Работа с фразеологизмами ведётся, в основном, на уроках русского языка, литературного чтения.
«За словом в карман не полезет». (Человек остроумный, свободно общающийся, легко владеющий языком)
Применение метода «диалог с автором текста». Развитие читательского воображения на примере технологии продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Е. И. Чарушин.» Страшный рассказ»:

I этап: Работа с текстом до чтения.
- Предположения по названию рассказа
- Предположения по ключевым словам:

  • мальчики одни;
  • на даче;
  • мама и папа ушли;
  • легли спать;
  • темно;
  • кто-то топает;
  • не боимся;
  • закрылись одеялом;
  • прижались друг к другу;
  • пришли папа с мамой;
  • зажгли свет;
  • ёжик

- Что вы испытали, что представили?
- Спрогнозируйте, что произойдёт с мальчиками?
- По картинке догадайтесь, о ком пойдёт речь?

Дальше – уточнение предположений или их опровержение.

II этап: Работа с текстом во время чтения:
Медленное, с остановками перечитывание, осмысление на этапе знакомства с рассказом, перемежающееся вопросами по содержанию и на предположение дальнейшего развития событий.
На этом этапе объясняются непонятные слова (например, «сени», «чулан»)
По окончанию, анализируем, все ли наши предположения оказались верными.

III. Работа с текстом после прочтения:
- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

Проблемный вопрос: 
- Как думаете, мальчики храбрые или несмелые?

Чтение в лицах (после анализа ситуации и настроения)
- Удалось ли почувствовать отношение Е. Чарушина к мальчикам?
- Чему учит нас рассказ?

Составление синквейна:
Гость
Серый, колючий
Топаёт, шлёпает, пыхтит
Всех перепугал
Ёжик!
Осознанность чтения

В работе по формированию осмысленности чтения использую приём «тонких» и «толстых» вопросов.

«Толстые» вопросы - Зачем? С какой целью? Почему? Какова причина? В чём различие? Что было бы, если…?

В рамках внеурочной деятельности по смысловому чтению дети самостоятельно читают произведения из списка литературы, затем на занятиях эти произведения анализируются и заполняются читательские дневники. Список чтения можно составить исходя из учебной программы, летнего списка для чтения или пользоваться готовым, например, произведениями из сборника «Родничок».

Читательские дневники, которые мы ведём, имеют разделы:

  • автор
  • название произведения
  • главные герои
  • тема (о чём?)
  • главная мысль,
  • незнакомые слова и их толкование
  • вопросы по тексту «тонкие» и «толстые»

Дети к четвёртому классу практически всегда могут самостоятельно определить тему и главную мысль, разграничивают их.

Например, рассказ «Всадник» из сборника Алексеева «Рассказы о Степане Разине». Дети выделяют тему, которая, в этом произведении совпадает с названием. Главную мысль ученики формулируют, как «доброта», «щедрость», «безвозмездная помощь бедным людям». Вопросы по содержанию («тонкие» вопросы) не вызывают сложностей в 4 классе. А вот с формулированием «толстых» вопросов поначалу были сложности, и до сих пор не все дети свободно владеют этим умением. «Толстые» вопросы по этому произведению требуют более тщательного анализа и осмысленности чтения. Примеры «толстых вопросов» из читательских дневников: «Почему С.Разин отдал своего коня крестьянину?», «Что могло произойти, что было бы, если С.Разин не подарил коня?», « Какие качества характера были у С. Разина?», «Как ты думаешь, было ли совестно крестьянину, ведь он запряг свою семью в соху?», «Какое отношение автора к главному герою?»

3. Выводы

Считаю совокупность приёмов и методов, представленных в данной разработке, эффективной, т. к она учитывает возрастные и психологические способности обучающихся.

Благодаря представленным методам и приемам, возможно, эффективно развивать у детей способность самостоятельно, мыслить, анализировать.
Считаю, что данная разработка может быть использована в практической деятельности других педагогов применительно к разным классам начальной школы полностью или частично.

Это подтверждают результаты, полученные при применении данной методики.

4. Литература и ссылки

1. Национальная программа поддержки и развития чтения.// Школьная библиотека.- 2006.- № 9, 10. http://lib.1september.ru/article.php?ID=200700803

2. О.В. Чиндилова, Е.В. Бунеева «Технология продуктивногочтения как образовательная технология деятельностного типа / «Начальная школа плюс До и После», №8, 2012, с.3-9. https://docplayer.ru/31357836-Tehnologiya-produktivnogo-chteniya-kak-obrazovatelnaya-tehnologiya-deyatelnostnogo-tipa.html

3. Пособия издательства «Планета» http://www.planeta-kniga.ru/blog/smyslovoye-chteniye.html

4. http://fb.ru/article/311974/samaya-chitayuschaya-strana-v-mire-spisok-reyting-chto-segodnya-chitayut-podrostki-i-vzroslyie-lyubimyie-knigi

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены