РАЗРАБОТКИ
|
Формирование естественно-научной грамотности обучающихся на уроках биологииЩербатова Наталья Николаевна В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Естественнонаучные знания и умения, овладения которыми оценивалось исследованиями PISA, в школе формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: биологии, химии и географии. Современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, умело, своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности. Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут использоваться на разных его этапах. За школьным порогом не встретишь чисто биологическое, или чисто химическое, математическое явление, поэтому чрезвычайно важно формирование на уроках целостного мировосприятия и умения применять естественнонаучные знания для решения жизненных проблем. Задания в исследовании PISA направлены на оценку компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных жизненных ситуациях. Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:
Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:
Перечисленные выше умения уточняют понятие «естественнонаучной грамотности». Задания PISA - нетипичны, то есть их решение сложно однозначно описать и получить доступ к заученному алгоритму. Это одна из причин их трудности для российских обучающихся. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, то есть творческой активности. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришёл на урок и теми материалами, с которыми дети работают дома при подготовке к уроку. В своей работе для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся широко применяю следующие материалы: Разрабатываю собственные задания в соответствии с темой урока. Это длительный и трудоемкий процесс. Удобно использовать свои задания тем, что у обучающихся отсутствует расхождение тем на уроке. Анализ контрольных диагностических работ и всероссийских проверочных работ по биологии прошлых лет показал недостаточную сформированность у обучающихся следующих умений:
Это повлекло за собой ошибки в контрольной диагностической работе, выполняемой обучающимися. Они показали недостаточную сформированность умений:
Поэтому поставила себе задачу: найти способы и приёмы для развития у школьников умений использовать свои знания, в том числе и биологические, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе. Для этого проанализировала понятие «естественнонаучная грамотность» и подобрала задания, направленные на формирование у обучающихся умения выходить за пределы учебных ситуаций. Согласно определению, используемому в PISA, естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Это требует от естественнонаучно грамотного человека следующих компетентностей:
В течение последних двух лет мною были подобраны задания из разных источников, направленные на формирование читательской грамотности и умений выполнять задания всероссийских проверочных работ. Эта копилка постоянно пополняется. Все задания, которые направлены на формирование умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной грамотности, объединила по следующим блокам: I. Задания на формирование компетенции: научное объяснение явлений; II. Задания на формирование компетенции: понимание особенностей естественнонаучного исследования; III. Задания на формирование компетенции: интерпретация данных для получения выводов. Таким образом, естественнонаучная грамотность - это составляющее звено в формировании функциональной грамотности обучающихся. Естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, должны преподаваться не как огромный набор сведений, предназначенный для запоминания, а как действенный инструмент познания мира. Задания по биологии и химии, направленные на формирование естественнонаучной грамотности. Задание 1. Умение научно объяснять явления. Задание на множественный выбор. В естественных условиях культура хлопчатника распространена очень широко в разных формах. Растение представляет собой высокие (до 200 см) стебельки кустарниковой формы. Листья некрупные, с рассечённой красивой листовой пластинкой. Цветок небольшой, неброской окраски (жёлтый, белый или кремовый); плод - коробочка, в которой созревают семена. На каждом семени формируется до 15 тысяч тоненьких волосков, которые и используются для получения ткани. Все виды культурного хлопчатника крайне теплолюбивы. Растение гибнет при заморозках в 1-2 °С, причём гибель может наступить как весной - в начале вегетации, так и осенью. Хлопчатники хорошо переносят засуху благодаря развитой корневой системе. Без влаги растение растёт, но о высоких урожаях говорить не приходится. Хлопчатник - светолюбивое растение, предпочитающее серозёмные, щелочно-болотные и засолённые почвы. Какие климатические причины могут приводить к низкой урожайности хлопчатника?
Ответ: 24. Задание 2. Умение научно объяснять явления. Задание на исключение неправильных утверждений Из всех существующих чувств цветовое зрение труднее всего поддаётся изучению. Убедительно доказать, что какое-либо животное обладает цветовым зрением, можно с помощью тщательных опытов с условными рефлексами. Учёные провели большую серию экспериментов, в которых разные животные, для того чтобы получить пищу, должны были поднимать крышки ящиков, окрашенных в красный и серый цвет одинаковой яркости (пищу всегда клали в ящик красного цвета). Результаты этих опытов показали, что, например, золотистые хомячки с одинаковой вероятностью открывали крышки обоих ящиков, тогда как обезьяны уже после нескольких дней чётко узнавали ящик с кормом. Какие выводы можно сделать на основании проведённого исследования? Выберите из перечня все верные утверждения:
Ответ: 45.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Вячеслав Володин: в сельских школах не хватает 30% учителей Перевод баллов ОГЭ-2025 в оценку Сергей Кравцов выступил с инициативой о проведении проверки по бюрократической нагрузке учителей Ученики смогут ставить оценки своим учителям Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах ![]() В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
![]() Диплом и справка о публикации каждому участнику! ![]() Лучшие статьи
Мастер класс по теме: «Ранняя профилизация - как условие развития одаренности у детей» Игровые технологии в работе учителя с обучающимися с ОВЗ «Современный урок физической культуры – основа процесса физического воспитания». Мелодекламация как форма музыкальной деятельности в общеобразовательной школе Сценарий концерта, посвященного Дню матери «Нет тебя дороже» |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены