РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование интеллект карт на уроках биологии

Использование технологии составления Интеллект-карт при изучении материала помогают достичь главной цели: научить ребенка учиться, не потеряться в огромном информационном потоке, а из различных источников выбирать, анализировать, классифицировать информацию.

Цель использования метода интеллект-карт, систематизация, закрепление полученных знаний, лучшее усвоение пройденного материала.

Для создания интеллект-карты использую групповую работу по два, четыре человека, индивидуальную работу. Ребята с разным уровнем подготовки, учатся работать в паре, анализировать, составлять логические цепочки, делать выводы, находить взаимосвязи, выявлять главное.

С позиции нейрофизиологии, изучение информации через интеллект карту объединяет работу левого и правого полушария в целое. Напоминаю, левое полушарие отвечает за логику, а правое-за образное мышление. Таким образом одновременно работают сразу два полушария и восприятие информации у детей становится полным.

Карта состоит из иерархически взаимосвязанных между собой элементов, позволяющих отследить все причинно-следственные связи, сделать необходимые выводы и систематизировать имеющиеся знания. Кроме того, рационально использовать готовые ментальные карты на обобщающих уроках и консультациях, при подготовке к единому гос. экзамену.

Приведу конкретный пример. Раскрытие понятия «клетка» в биологии – это объемный, достаточно трудный материал, который изучается на протяжении нескольких школьных лет. Использование компьютерной технологии позволяет «свернуть» и «развернуть» весь информационный объем. Интеллект-карта позволяет построить объемную модель изучения темы, ответа по теме, алгоритмов поиска решения проблем.

Вводится четыре основных блоковых характеристик живой клетки:

  • Уровни клеточной организации в природе.
  • Разнообразие клеток в природе.
  • Общность химического состава всех клеток в природе.
  • Общность структурной организации клеток в природе.

Для каждого блока предлагается серия вопросов, которые работают при актуализации знаний. Компьютерная презентация высвечивается постепенно по мере работы над материалом. Для монологического ответа необходимо весь блок «уровни клеточной организации» высветить одновременно, дав задание «прочитать» схему (отрабатывается умение разворачивать информацию). Вариантов множество! Каждый из блоков Интеллект-карты работает на всех этапах урока, в зависимости от поставленной методической цели преподавателя. (демонстрирую интеллект карту)

Данной теме в тематическом планировании 10 класса отводится 5 уроков. Каждую тему из блока мы изучаем на отдельном уроке и в качестве творческого домашнего задания учащиеся должны создать мини-проект интеллект карты на данную субподтему. И так по каждому из четырех блоков, и приходя на контрольно- обобщающий урок, они приносят свой проект- интеллект карта на тему: «Живая клетка».

Карты могут быть разными, но главное здесь то, что ученик изучив информацию, структурировал ее, выделил главное и проработал причинно- следственные связи. Частично данную интеллект карту можно использовать и на уроках 9 класса.

Ведь недаром гласит народная мудрость: Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать самому — и я пойму (представляю готовые интеллект карты школьников 10 класса). Сколько бы мы им не рассказывали, результат виден только тогда, когда они сами проработают информацию и создадут свою интеллект карту.

Интеллект карты - это перспективный продукт на будущее, поскольку они широко используются в бизнес технологиях, в составлении презентаций, в планировании дел, времени, бюджета и других отраслях. Научившись составлять их, работать с ними, подросток будет уже себя увереннее ощущать в современной рабочей деятельности.

В заключении, хочу сказать, что использование технологии составления Интеллект-карт при изучении материала помогают достичь главной цели: научить ребенка учиться, не потеряться в огромном информационном потоке, а из различных источников выбирать, анализировать, классифицировать информацию.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены