РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Элективный курс "История развития уголовного права зарубежных стран и России"

Элективный курс "История развития уголовного права зарубежных стран и России" для учащихся 10 класса.

 

Автор: Гадеева Л.Г.
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №5 п. Печенга

Пояснительная записка к программе.

Курс «История развития уголовного права зарубежных стран и России» частично построен на материале всеобщей истории и истории России, поскольку оба этих курса изучаются на протяжении средней и старшей школы. В курсе всеобщей истории и истории России многие нормативно-правовые документы лишь упомянуты, в лучшем случае рассматриваются отдельные фрагменты, например, виды наказаний за ту или иную провинность или преступление. Изучение курса как самостоятельной дисциплины в рамках элективного курса создаст условия для формирования у обучающихся устойчивого и познавательного интереса. Говоря о типе курса его можно отнести к углубленному, предметному и межпредметному, так как он расширяет знания предметов, входящих в базисный учебный план (истории и обществознания) и интегрирует знания учащихся по истории и праву. Используя еще один подход к типологии, можно отметить, что курс является обобщающее- аналитическим т.к. знания опираются на другие предметы и помогают ученику занять рефлексивную позицию, обнаружить уже известное и обобщить. Курс не связан жестко с историей отдельных стран, он призван дать учащимся достаточно широкую панораму из истории разных стран, эпох и народов. Вместе с тем, основные требования систематичности и учет принципа историзма - необходимое условие изучения курса. Курс рассчитан на 17 часов и делится на 4 образовательных модуля.

Цели и задачи курса:

Политика, государство, право, законодательство являются объектами исследования различных гуманитарных наук. Причем каждая наука, находящаяся в системе междисциплинарных связей, отличается специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет. В системе юридических наук история правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной. Однако обучающиеся подходят к выбору своей будущей специальности не с точки зрения своей психологической готовности, а с точки зрения престижности образования. В силу этого изучение истории правовых учений становится для будущих студентов неинтересным и бесперспективным делом, приводя к разочарованиям.

Данный курс предполагает:

  • познакомить обучающихся с историей развития зарубежной и отечественной системой уголовного права;
  • выработать у учащихся понимание основных проблем истории развития зарубежного и российского права;
  • научить учащихся ориентироваться в многообразии правовых источников; уметь исследовать юридические памятники;
  • научить учащихся характеризовать социально-экономическую и социально-политическую жизнь страны, исходя из правовых документов;
  • развивать у учащихся аналитическое мышление, интеллектуальные и практические умения учеников в области уголовного права;
  • развивать творческий потенциала десятиклассников;
  • ознакомить с лучшими образцами законодательного искусства;
  • развить умений здраво и гуманно судить о людях, ставших по собственной воле или по воле случая объектом или субъектом правовой деятельности.

Задачи курса можно сформулировать так:

  • способствовать развитию интереса у учащихся к истории становления и развития зарубежного уголовного права и уголовного права России;
  • определить закономерности и составляющие зарубежного уголовного права и уголовного права России;
  • способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности.

Основные формы занятий на элективном курсе: практикумы, поиск информации по имеющимся источникам, дискуссия, работа в группах, устные сообщения учащихся, проведение исследования.

По итогам занятий на элективных курсах не предполагается итоговая аттестация однако, учащиеся представляют проект или эссе.

Требования к эссе:

Одним из возможных способов проверки знаний и умений может служить письменная работа публицистического характера, которой и является эссе. Цель эссе -выявить умения учащихся самостоятельно в письменной форме высказать мнение ( основанное на тех или иных источниках или литературе) по определенному законченному вопросу. В ходе написания эссе ученик должен продемонстрировать необходимые знания и умения:

  • определить тему и сформулировать предмет исследования;
  • правильно подобрать и эффективно использовать необходимые источники;
  • критически анализировать различные факты и оценивать их;
  • высказывать собственные суждения ,основанные на свидетельствах и точном изучении фактов.

Эссе позволяет учителю оценить:

  • адекватное программе знание раздела или темы;
  • умение использовать достаточную и необходимую аргументацию, не выходя за рамки поставленного вопроса;
  • понимание требований и объема вопроса;
  • навыки письменной презентации материала;
  • навыки организации материала.

Ученики сами выбирают объект изучения, вид отчетной работы и литературу.

В процессе работы по изучению данного курса учащиеся могут овладеть:

  • конкретно-историческим сведениями, касающихся различных аспектов развития уголовного права;
  • знаниями, основанными на осмыслении конкретно исторического опыта человечества;
  • историко-биографической информацией, касающейся выдающихся личностей;
  • историко-страноведческими знаниями, показывающими вклад отдельных стран и народов в формирование уголовного законодательства;
  • навыками работы с неадаптированными текстами;
  • элементами исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного исследования;
  • умениями критически анализировать факты и оценивать их интерпретацию.

Учебно-тематический план.


№ п/п Наименование раздела и тем Количество часов Вид занятий

1. Введение. 1 Лекция.

Уголовное право Древнего мира -2 часа

2. Особенности Уголовного права древности. 1 Лекция с элементами беседы. Актуализация уже имеющихся знаний

3. Законодательные памятники древних народов. 1 Поиск информации по имеющимся источникам.

Уголовное право Средневековья – 3 часа

4 Особенности уголовного права Средневековья. 1 Лекция с элементами беседы.

5. Древнерусское право (9-12вв) 1 «Мозговой штурм»

6. Правовая система русского централизованного государства (14-16 вв). Уголовно-правовые нормы средневековья по «Каролине». 1 Работа с историческими источниками по заданной схеме.

Уголовное право Нового времени -4 часа

7 Особенности уголовное право Нового времени. 1 Лекция с элементами беседы.

8 Сословно-представительная монархия в России: Уложение 1649г 1 Работа в группах.

9. Кодекс Франции 1810 г. 1 Поиск информации по имеющимся источникам.

10. Уголовное право России в период разложения крепостного строя и роста капиталистических отношений.(19 в) 1 Практикум.

Уголовное право Новейшего времени – 6 часов

11. Основные принципы уголовного права. 1 Лекция с элементами беседы.

12. Уголовное уложение России 1903 г. Уголовное законодательство Временного правительства 1 Анализ текстов.

13,14,15 Уголовное право в Советский период. 3 Беседа. Урок актуализации знаний. Практическая работа.

16. Уголовное право в период экономических реформ. 1 Лекция.

Заключение 1 час

17. История развития уголовного права зарубежных стран и России. 1 Урок защиты проектов, представление эссе.

Содержание программы «История развития уголовного права зарубежных стран и России».

Предлагаемые тематические блоки представлены не по страноведческому принципу, а формационному. Поскольку развитие права тесно связано с развитием государства и зависит от экономического базиса, то и периодизация истории права соответствует основным общественно-экономическим формациям (кроме первобытнообщинного строя).

Введение: История уголовного права как отрасль науки. Периодизация Уголовного права. Понятие уголовного права, его происхождение.

Раздел 1: Уголовное право древнего мира.

Характерные черты уголовного права Древнего мира. Обычай кровной мести и его роль в возникновении первых уголовно-правовых запретах. Уголовно-репрессивный характер права. Законодательные памятники древних народов: «Законы Хаммурапи», «Законы Ману», законы Дракона, «Законы 12 таблиц». Направленность уголовного права древних государств.

Раздел 2: Уголовное право Средневековья.

Особенности права Средневековья: сходства и отличия от права древности. Варварские правды (салическая, бургундская): время возникновения, структура, виды преступления и наказаний.

«Русская правда» как памятник права Киевской Руси. Преступление и наказание по «Русской правде». Судопроизводство. Судебники 1487 и 1550 гг: преступление и наказание. Формирование системы судебного розыска. Уголовно – судебное уложение Священной Риской империи по «Каролине».

Раздел 3: Уголовное право Нового времени.

Характеристика уголовного права Нового времени. Просветительско –гуманистические направления Монтескье и Вольтера в уголовном праве Нового времени.

Соборное Уложение 1649 г: источники и структура. Уголовное право, следствие и судопроизводство по Уложению.

Кодекс Наполеона 1810 г: структура кодекса, категории преступлений по кодексу, выделение частных и публичных преступлений. Виды наказаний. Кодекс как образец создания уголовно-правовых систем европейских стран.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.: основные понятия и институты уголовного права, категории преступлений, система наказаний. Судебная реформа 1864 г.: изменения в судебном праве, презумпция невиновности.

Раздел 4: Уголовное право Новейшего времени.

Особенности уголовного права Новейшего времени для стран Европы. Основные принципы его формирования. Вычленение общей и особенной части Уголовного права.

Уголовное Уложение 1903 г.: характер и техника его нормативных установлений. Уголовное законодательство Временного правительства, его особенности в период общественно-политических изменений.

Уголовное право в советский период: классовый характер уголовного законодательства, преемственность с дореволюционным законодательством.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.: как самый короткий уголовный кодекс во всей мировой истории.

Уголовное законодательство 1927-1941 гг: репрессивный характер уголовного законодательства, обратная сила закона, использование аналогии уголовного права, суровый характер санкций, ужесточение наказаний.

Законодательство 1941-1958 гг : особенности законодательства в условиях военного времени и послевоенный периоды.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.: особенности и гуманизация уголовного законодательства.

Уголовное право в период экономических реформ: рассмотрение проектов нового кодифицированного уголовного законодательства. Приоритетные направления УК РФ: защита прав и свобод человека. Переход от карательного правосудия к реституционному.

Заключение: защита проектов, представление эссе.

Источники и литература курса.

Одним из самых сложных вопросов данного курса является вопрос, связанный с учебно-методическим комплектом. Данный курс не обеспечен специальными учебниками, хрестоматиями или дидактическими материалами. Поэтому основным источником, на который приходится опираться учителю, – это интернет ресурсы.

Источники.

  1. Законы Хаммурапи http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm - [электронный ресурс]
  2. Законы 12 таблиц)http://ancientrome.ru/gosudar/12.html- [электронный ресурс]
  3. Каролина http://www.okpravo.info/pam/16/index.htm [электронный ресурс]
  4. Кодекс Наполеона) (http://www.refbank.ru/igip/3/igip3.html -[электронный ресурс]
  5. Памятники русского права вып.1-8.М., 1952-1961
  6. Русская правда http://www.hrono.info/dokum/1000dok/pravda72.php -[электронный ресурс]
  7. Салическая правда http://krotov.info/acts/05/marsel/salus.html - [электронный ресурс]
  8. Соборное Уложение 1649)http://www.okpravo.info/pam/13.htm -[электронный ресурс]
  9. Уголовное право по законам Ману http://www.philosophy.ru/library/asiatica/indica/samhita/manu/rus.html- [электронный ресурс]
  10. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период ч.1.М.,1990

Литература.

  1. История развития уголовного законодательства России http://www.allpravo.ru/library/doc101p/instrum2942/item2944.html-[электронный ресурс]
  2. История уголовного права - Хронолого-страноведческий рубрикатор http://lawportal.ru/centers/IHFL/rubricator/default.asp?themRub=641&docType=1&sortType=1 --[электронный ресурс]
  3. Развитие русского права в 15-пер.пол.17 в. М.,1986
  4. Развитие русского права второй половины 17-18 вв.М.,1992
  5. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть : Учебное пособие/Под ред. И. Д. Козочкина. — М.: Омега-Л, Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова
  6. Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
  7. Правоведение. 10-11 классы: элективные курсы/ сост.Мустафина М.В.- Волгоград: «Учитель»,2007 -136 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены