РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование исследовательских навыков учащихся в процессе проектной деятельности

Обучение на любом этапе жизнедеятельности человека направлено на удовлетворение его потребностей, связанных с познанием окружающего его мира и практическим приложением этих знаний. Научно-технический прогресс и приоритеты развития национальной политики государства требуют осуществлять подготовку учащихся и, соответственно, педагогических кадров таким образом, чтобы она соответствовала современным тенденциям развития страны и обеспечивала бы ее конкурентоспособность на мировом рынке.

В этом отношении учебный предмет «физика» является одним из тех основных компонентов в образовательном пространстве, без освоения которого обучающимися в общеобразовательной школе, в средних специальных и высших учебных заведениях невозможно полноценно решать задачи, связанные с творческим развитием личности и приложением своего интеллекта в практической деятельности.

Объективно ученики по отношению к учебному курсу физики могут быть разделены на три группы, уровни знания которых условно можно назвать общекультурными, прикладными и творческими. Однако, определяющим для каждого уровня должен быть активный преобразующий характер учебной деятельности учеников, проявляющийся на каждом учебном занятии.
Анализ познавательных интересов школьников при изучении физики показал, что учащиеся отдают предпочтение самостоятельному выполнению физических опытов, наблюдению за демонстрационным экспериментом, проводимым учителем, т.е. четко фиксируется интерес учащихся к экспериментальным заданиям. И это неудивительно, так как особенностью физики является ее экспериментальный характер.

Федеральным государственным стандартом общего образования предусматривается обеспечение исследовательской и проектной деятельности, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностных и социально значимых задач.[3]

Формирование элементов исследовательской деятельности происходит в ходе выполнения практических, лабораторных работ, организации любых деятельностных форм учебных занятий.

На первых порах необходимо знакомить учащихся с алгоритмами выполнения таких работ, т.е. с общими принципами экспериментального познания или методологией. Необходимо учить наблюдать и ставить самостоятельно эксперимент, вести исследование. Тогда любое новое задание, связанное с наблюдением и постановкой опытов, станет частным случаем реализации общих правил.[2]

В процессе работы над проектом усваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению и роли самого учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.[1]

Выполнение долговременных, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий требует от учеников уже самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Над проектом работает обычно один человек или небольшая группа, состоящая из 2-3 учащихся. Конечным результатом проекта является отчет о работе в форме буклета, компьютерной презентации, создания тематического сайта в сети Интернет или мультимедийного диска.

Список используемых источников:
1. Киселева Е.А. Основные концепции творческих способностей.-[электронный ресурс]. - http://www.ucheba.com/.
2. Лопатина Р. Е., Медведев С. М. Домашний эксперимент. //Физика в школе - 1995. - №5.-С.72-74.
3. ФГОС: основное общее образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены