РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология критического мышления на уроках английского языка.

МБОУ СОШ №9
Салихова А.Р


Сейчас много говорят, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях, в отличие от формализованной передачи знаний и социальных норм в традиционной педагогике.

(Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, ДжинниСтил, Курт Мередит.)

Проблема:

  • как сделать современного ученика социально мобильным на рынке труда;
  • как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;
  • как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы, принимать продуманные решения;
  • как вовлечь учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка.
Способ решения проблемы

Технология критического мышления-

  • не критика;
  • не негативность суждений;
  • разумное рассмотрение разнообразия подходов;
  • способность ставить новые вопросы;
  • анализирование информации;
  • Применение полученных результатов к стандартным и нестардартным ситуациям
В 2011 году я начала заниматься изучением и выявлением элементов новых образовательных технологий, внедрение которых способствовало бы повышению уровня мотивации изучения иностранного языка. Я попыталась опробировать на своих уроках технологию развития критического мышления в классе ФГОС 2б на тот момент (сейчас это 4б класс).

Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством включения учащихся в образовательный процесс. 

Данная технология соответствует требованиям личностно-ориентированного подхода, так как:

  • ученик является активным субъектом учебной деятельности;
  • организуется индивидуальная работа по осмыслению заданного материала с опорой на личный опыт учеников;
  • технология ориентирована на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.
Критическое мышление развивается путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Общим для всех стратегий критического мышления является построение работы на основе 3 фаз.

Конкретные приемы и стратегии для каждого из этапов

Этапы вызов реализация рефлексия

Приемы - «Мозговой штурм»

  • кластеры
  • концептуальное колесо
  • Прогнозирование (по портрету, картине)
  • Прогнозирование по ключевым словам
  • таблица тонких и толстых вопросов
  • Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте
  • круги по воде
  • Таблица «З–Х–У»
  • верные и неверные утверждения - Чтение текста с маркировкой по методу insert
  • стратегия «Идеал»
  • стратегия «фишбоун»
  • зигзаг
  • Выделение ключевых слов подчёркиванием
  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
  • чтение текста с остановками -– синквейн
  • Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
  • Достраивание кластера из ключевых слов
  • Ответы на поставленные вопросы.
  • Организация устных и письменных круглых столов.
  • Организация различных видов дискуссий.
  • Написание творческих работ.
  • Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Такая структура урока соответствует логике восприятия человеком различных явлений в жизни. Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока. Конечно, не все приемы можно использовать в начальных классах. Поэтому предлагаю рассмотреть те, которые учащиеся начальных классов выполняют с радостью.

Метод "Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.

Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

Возможности использования "Mind-Map”

  • При систематизации, повторении материала;
  • При работе с текстом;
  • При повторении в начале урока;
  • При введении в тему;
  • При сборе необходимого языкового материала;
  • При контроле
«Учимся вместе» (LearningTogether)

Возможности использования:

  • При работе с текстом;
  • При изучении грамматики.
  • Как это делать при работе с текстом
  • Взаимообучение происходит в группах из 4-7 чел. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, « учитель» делает следующее:
  • Суммирует содержание абзаца;
  • Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;
  • Растолковывает то, что для других осталось неясным;
  • Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;
  • Даёт задание на чтение следующего абзаца
«Кубизм».

Итак, чтобы научить работать с текстом, а потом его пересказать его. На занятиях я довольно часто пользуюсь методом, который называется «кубизм». Делаются из картона или второго подручного материала кубы, на гранях которых можно писать любые вопросы к тексту, при этом для каждой группы эти вопросы могут быть разными, а в самой группе можно распределить грани с вопросами между участниками группы. Таким образом, учащиеся учатся работать в команде и нести ответственность за работу в команде.

Технология «критического мышления» имеет большое количество положительных черт и ее можно смело внедрять в практику обучения иностранным языкам.

Кластер «Учим алфавит»

Этот прием может быть применен на стадии вызова , когда мы систематизируем знания. Кроме того. Хорошо идет данный прием на стадии рефлексии: это исправление неверных предположений.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены