РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения с использованием дистанционных технологий.

Автор: Жукова Марина Владимировна

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 года «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“» отрегулированы должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему. Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит своё применение: социальная работа с проблемными семьями, детские сады, школы, ССУЗы и ВУЗы, инклюзивное образование и дистанционное. Попробуем разобраться в понятии «тьютор», а также прояснить особенности тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях обучения с использованием дистанционных технологий на основе собственного опыта работы, наблюдений и изученного за годы практики материала по данному вопросу.

Зачастую процесс образования, обучения рассматривают отдельно от процесса становления личности, развития уровня социальной компетентности человека. Принято считать, что школа и учебный процесс призваны только для передачи знаний и расширения кругозора человека, несмотря на то, что психологами и педагогами давно признано влияние школьного окружения, учителей на формирование личности. Тьюторское сопровождение наоборот рассматривает взаимосвязь всех этих процессов, акцентируя внимание на индивидуальности каждого ученика.
От англ. «tutor» – педагог-наставник, опекун, попечитель.
От лат. «tueor» – заботиться, оберегать. У

же само понятие говорит за себя: тьютор — человек, призванный заботиться об ученике, «наставлять» его. Тьютор – своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в учебном процессе даётся с трудом, а к чему есть способности, помогает ученику сформировать учебные интересы, анализировать свою деятельность, формировать индивидуальную образовательную траекторию, а в итоге – найти своё призвание.

Таким образом, тьютор — особая педагогическая должность, тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося, направляет процесс образовательной рефлексии учащегося.

В инклюзивном образовании присутствие тьютора рядом с ребёнком необходимо. Термин «инклюзивный» применительно к учебным заведениям означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основная задача тьютора в таком типе образовательных учреждений – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, развивать его социальную компетентность, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников. Соответственно дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди «здоровых» людей.

Если более кратко и ясно, то, согласно, должностной инструкции, деятельность тьютора заключается в следующем:

  1. определение потребностей и возможностей детей;
  2. определение и наблюдение личностных данных, способностей, потребностей, мотивов и интересов обучающихся;
  3. консультирование и помощь ученикам в обучении, понимании образовательных целей, технических и административных вопросах, возникающих у обучающихся и их родителей;
  4. помощь в личностном и профессиональном самоопределении;
  5. обеспечение взаимосвязи между учениками и учителями;
  6. обеспечение взаимосвязи между дистанционным обучением и школами;
  7. взаимодействие с учителями и родителями учеников с целью улучшения учебного процесса;
  8. оказание помощи в понимании жизненных и связанных с ними образовательных целей обучающимися, в выстраивании и коррекции индивидуальной образовательной траектории, позволяющей приблизиться к намеченным целям (помощь в решении проблем личностного, профильного и профессионального самоопределения);
  9. наблюдение и фиксация личностных данных, способностей обучающихся, их планов и намерений, интересов, склонностей, мотивов, готовности в целом к социально-профессиональному самоопределению.

В нашей статье хочется отдельно обозначить особенности обучения с использованием дистанционных технологий, ведь помимо знаний педагогических технологий дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода и различных других традиционных педагогических методик важными в деятельности тьютора в данной области образования будут знания о специфике дистанционного обучения.

Дистанционное обучение — это процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств информационно-коммуникационных технологий. Получается, что процесс в некоторой мере облегчается, но в некоторой мере и усложняется применением новейших технологий.

Под дистанционными образовательными технологиями — понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося. Термин «Информационные и коммуникационные технологии» является аналогичным термину «информационные технологии» с разницей лишь в том, что использование средств связи и передачи информации в образовательном процессе, выделяется отдельным словом «коммуникационные». Информатизация образования – не просто использование компьютера и других электронных средств обучения, а новый подход к организации обучения, новое направление в науке, которое принято называть «педагогической информатикой» (В.П. Беспалько, Д.Ш. Матрос, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат).

Понятие «Информационные технологии обучения» включает в себя два педагогических термина «информационные технологии» и «технологии обучения». Д.Ш. Матрос считает, что любые методики или педагогические технологии, описывая как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимся, являются по сути своей информационными технологиями.

Характерные черты дистанционного обучения:

  1. Гибкость ( занятия в удобное время, в удобном месте, темпе);
  2. Модульность (обеспечение формирования индивидуальной образовательной траектории);
  3. Социальное равноправие (равные возможности получения образования, независимо от места проживания, состояния здоровья и материальной обеспеченности);
  4. Технологичность (использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, а также лично- ориентированных технологий).

Целью педагогической деятельности в дистанционном обучении является создание оптимальных условий для развития у учащихся информационной, деловой и социальной компетенций как основных, определяющих успешную самореализацию современного человека в различных областях деятельности, их социализации, адаптации и интеграции в общество. Сложность здесь состоит в том, чтобы посредство дистанционных технологий ребенок не стал ещё более изолирован от общества, необходимо сделать технику не «коробкой», в которую прячется тьюторант, а «окном» в мир возможностей, общения, развития и использования неограниченных ресурсов.

В связи с этим необходимо дополнить список должностных обязанностей тьютора следующими пунктами:

  1. создание условий для освоения учащимся нового информационного образовательного пространства;
  2. обеспечение методического сопровождения учащихся в освоении ими учебных материалов, представленных в виде сетевых учебных курсов;
  3. формирование у учащихся критического и творческого мышления, а также общеучебных навыков и способов учебной деятельности, необходимых для эффективного функционирования в информационном пространстве;
  4. развитие у учащихся устойчивой мотивации познавательной деятельности;
  5. формирование у них потребности самообразования и развитие навыков использования современных информационных технологий для оптимизации процесса обучения;
  6. обеспечение учебных и содействие в осуществлении социальных контактов между обучающимися, организация их взаимодействия;
  7. организация решения административных и технических вопросов, возникающих у обучающихся;
  8. контроль сбора документации, тиражирования и рассылки итоговых документов (обеспечение взаимосвязи между всем участниками процесса обучения Школа-Ученик-Родитель(опекун)-ЦентрИнклюзивногоОбразования);
  9. консультирование и поддержка обучающихся по предмету и помощь им в затруднительных ситуациях в процессе их самостоятельной и/или групповой деятельности (в том числе помощь в освоении новых информационных технологий, в работе с программами, техникой);
  10. информирование обучающегося о наличии мест/ресурсов/событий/конкурсов для приобретения нового образовательного, социального, коммуникативного, профессионального опыта;
  11. постоянное непрерывное сопровождение ребенка - в случае отъезда на лечение, в санаторий работа с ребенком не прекращается.

Исходя из вышесказанного, тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями в обучении с использованием дистанционных технологий является не только важным, но и необходимым для становления личности курируемого, его развития и социальной адаптации, инклюзии в общество. Именно тьютор выступает посредником между замкнутостью и изолированностью детей с ОВЗ от общества и их непосредственной включенностью в жизненные процессы окружающего мира. Тьюторское сопровождение способствует формированию курируемыми социальных, информационных и других видов ключевых компетенций линости, что в результате обеспечивает готовность ученика эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения жизненных целей.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены