РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование интерактивных методов обучения на уроках биологии

Автор: Рыкова Ольга Александровна

В последнее время достижения научно-технического прогресса сопровождаются коренными изменениями в самых различных областях, в том числе и в образовании. На сегодняшний день фактически исчерпаны резервы роста эффективности и качества подготовки обучаемых, основанные на использовании словесно-книжных методов воздействия с опорой на традиционные средства обучения.

Современному обществу необходимы личности активно и заинтересовано познающие мир, понимающие ценность труда, науки и творчества, осознающие важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способные применять полученные знания на практике. Поэтому на первый план в соответствии с ФГОС выдвигается формирование личностных, предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися образовательных программ.
На мой взгляд, одними из средств, позволяющими воспитать личность, способную к самостоятельности в добывании знаний, их применению не только при обучении, но и в повседневной жизни, являются интерактивные методы обучения, которым я уделяю большое внимание в своей педагогической деятельности и нахожу их применение очень эффективным.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« i nter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивность — способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Следовательно, я понимаю интерактивное обучение как обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением («ученик – учитель», «ученик – ученик», причем последнее - приоритетно), учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания и освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокий уровень.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. Диалоговое обучение позволяет моим учащимся научится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках мною организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации и интерактивными плакатами, используются творческие работы.

Интерактивные методы позволяют развивать у учащихся инициативность, при этом я, как учитель, занимаю позицию партнера-помощника. Ход и результат обучения при этом приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Традиционно, основной формой учебной деятельности является урок. Главной целью интерактивного урока считаю приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Уверена, что именно выполнение интерактивного задания побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос. Все это вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

При проведении интерактивных уроков руководствуюсь следующими принципами:

  • Занятие – не лекция, а общая работа.
  • Суммарный опыт группы больше опыта учителя
  • Все участники равны
  • Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
  • Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
  • Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

На интерактивном уроке для проведения фронтальной работы я использую такие интерактивные методики, которые предусматривают одновременную совместную работу всего класса. Вот только некоторые из них: незаконченные предложения, «Мозговой штурм», «Обучая – учусь», работа в парах, «Карусель», работа в малых группах, «Аквариум», «Дерево решений», метод проектов, интерактивные плакаты и др.

Одним из любимых учащимися видов работы является «Аквариум».

Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Например, задание: «Представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь, 3 участник пробегает через разомкнутые руки. Но вот на месте повреждения начинают появляться нити фибрина (участник 1 и 2 протягивают и соединяют руки), которые словно сеточка закрывают отверстия. И в эту сеть попадают клетки крови (3 участник застревает), они закрывают прорыв. Так образуется тромб».

«Дерево решений».

Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Например, урок - "Обмен веществ и энергии в клетке"

Учитель зачитывает следующий текст: «Нарушения обмена веществ часто приводят к избыточному весу. Диеты по снижению веса очень популярны среди женщин и девушек. Установлено, что резкая смена типа питания на небольшой срок дает кратковременный эффект, замедляя обмен веществ и усиливая аппетит. Обычно после диет масса тела быстро восстанавливается, а порой даже превышает исходную».

  1. Как вы думаете, действительно ли эта проблема так важна, и надо ли ее решать?
  2. Какие способы решения этой проблемы можете предложить вы?

У каждой группы есть распечатки проблемы. В этих листах ученики должны записать не менее трех решений данной проблемы, затем у каждого решения найти положительные и отрицательные стороны, выявить самое оптимальное, правильное на ваш взгляд решение и выступить по плану:

  1. Озвучить проблему.
  2. Перечислить все написанные решения этой проблемы.
  3. Огласить лучшее, на ваш взгляд решение.
  4. Объяснить свой выбор, пользуясь ПОПС-формулой. ПОПС-формула – это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения.

1-е предложение позиция.
2-е предложение Объяснение «Потому, что…»
3-е предложение Примеры.
4-е предложение Следствие «Следовательно, решение (верно или неверно).

Заслушивается выступление 1 ученика из каждой группы, задаются вопросы:

  • В чем же причина избыточного веса?
  • Можно ли придти к единому решению этой проблемы, или проблеме решается комплексно?
  • Почему?

Современные возможности урока (компьютер и мультимедийный проектор) позволяют мне использовать одну из интерактивных технологий, как "Интерактивный плакат".

В первую очередь, это электронное образовательное средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на управляющие действия пользователя. В интерактивном плакате использую различные интерактивные элементы: ссылки, кнопки перехода, области ввода данных и др., которые обеспечивают возможность взаимодействия пользователя и содержания плаката.

Для уроков сама создаю интерактивные плакаты в различных средах: от Power Point до специально созданных для этого онлайн-сервисов.

Использование интерактивного плаката помогает обеспечить высокий уровень наглядности, причем информация предъявляется не сразу, а раскрывается в соответствии с действиями пользователя, что, кроме всего прочего, еще и позволяет варьировать глубину погружения в тему.

В своей работе использую различные формы интерактивных плакатов (информационные, тестовые и др.). Работая с информационными плакатами, ученик видит четко очерченные части рисунка и их описание, что позволяет акцентировать на них внимание и получать информацию. Тестовый режим работы с интерактивом удобен для закрепления учебного материала. Ученику надо выбрать верные варианты из выпадающего списка, предлагаемые к рисунку. После выполнения задания проводится автоматическая проверка.

Эти режимы работы можно использовать как при самостоятельной работе учащихся с интерактивными рисунками на персональном компьютере дома, так и в школе.
Для ряда интерактивных плакатов реализована возможность проигрывания анимации. Например, модели «Законы Г. Менделя», «Систематика живых организмов». Использование интерактивных заданий и моделей, в свою очередь, способно стимулировать интерес к учебному процессу.

Таким образом, интерактивные плакаты, являясь современными дидактическими материалами, обладают высоким уровнем наглядности. Они помогают каждому участнику учебного процесса реализовать свой личностный творческий потенциал. Использование интерактивных заданий позволяет привлечь и сосредоточить внимание учащихся, активизировать познавательную деятельность и, как следствие, повысить эффективность и результативность обучения.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его.

Из опыта работы в данном направлении могу сделать выводы о том, что систематическое использование интерактивных методов обучения способствует повышению эффективности занятий, интереса учащихся к изучению биологии и краеведения, помогает формированию и развитию у детей коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов. У моих учеников хорошо сформированы и развиты аналитические способности, ответственное отношение к собственным поступкам, способность критически мыслить, делать обоснованные выводы, решать проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Все это, на мой взгляд, помогает моим ученикам быть успешными и на других уроках, и в дальнейшей жизни.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены