РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация учебного процесса на уроках труда "Швейное дело"

В школе для детей с особыми образовательными нуждами индивидуальный подход имеет важное значение, так как учащиеся этих школ различаются между собой значительно больше, чем дети с сохранным интеллектом. Это связано с тем, что учащиеся с умственной отсталостью имеют не только основное заболевание, но и как правило всевозможные сопутствующие дефекты.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную.

Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе. Например, при выполнении индивидуальных проектов, по единому плану, который предлагает педагог.

При изучении ручных швов – запись и зарисовка технологии выполнения в тетради. При изучении раздела «Материаловедение» - составление макетов переплетения нитей.
Вторая, индивидуализированная форма работы, предполагает учебно–познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника.

Индивидуальные возможности у учениц, которые занимаются на уроках «швейное дело» разные: одна отстает из-за двигательных нарушений, имея сравнительно сохранный интеллект (анализирует, планирует работу, адекватно оценивает). Здесь в качестве примера можно привести нашу выпускницу, которая в силу нарушения двигательных функций выполняла наиболее простые задания. Так например пошила колпаки для уроков СБО и приняла участие в оформлении школьной арки к Дню Победы – шила флажки.

Другая отстает из-за низкого уровня интеллектуального развития и связанной с этим патологической медлительностью движений. В силу разных причин отставания этих учащихся, не могут быть отнесены к одной группе и меры дифференцированного подхода к ним существенно различны.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждой ученицы есть своя мера трудности, нижний её предел, который она в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

Выделяются типологические группы учащихся, отличающихся:

  • Различным уровнем усвоения материала на данный момент;
  • Уровнем работоспособности и темпом работы;
  • Особенностями восприятия, памяти, мышления;
  • Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

1 группа. Учащиеся группы не нуждаются в постоянном дифференцированном подходе.

Они как правило редко отстают в учёбе. Ученицы способны достаточно полно воспроизводить теоретический материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводят его самостоятельно. План работы в пределах требований программы осуществляют успешно. Приемы самоконтроля у таких учениц сформированы. Обладают высокой работоспособностью, трудовые практические приёмы усваиваются успешно. Как пример: ученицы 5 класса. Задание: Раскладывание карточек с последовательностью выполнения пошива наволочки. При этом одна из них, раскладывает карточки-рисунки, вторая – напечатанный текст, затем они вместе его соотносят правильно или нет выполнено задание.

2 группа: Учащиеся второй группы, усваивают материал в большом объёме, но при воспроизведении допускают некритичные ошибки.

Как правило, ученицы применять знания самостоятельно в практической деятельности могут Постоянно требуется организующая помощь педагога. только в несложных заданиях. Врабатываемость - средний уровень.
Эффективное обучение учащихся 2 группы возможно лишь при условии систематического дифференцированного подхода. (6 класс пример Раскрой изделия и пошив шорт).

3 группа: Проблема в обучении таких учениц, возникает, когда требуется изготавливать новые изделия.

Так как ученицам данной группы для усвоения профессиональных знаний, умений и навыков требуется многократное теоретическое и практическое повторение.

Поэтому для обучения данной группы учащихся в организации учебной деятельности целесообразно применение индивидуального подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняет с ошибками, темп работы низкий. (пример 8 класс Творческая работа Новогодний мешочек. Здесь наиболее характерно видны уровни развития).

Каждая ученица работает самостоятельно при выполнении практических работ. Для обучающихся, выполнивших всю работу от начала до конца своими руками это очень важно, так как это усиливает мотивацию, а главное – приносит моральное удовлетворение. Считаю, что это помогает сформировать устойчивые трудовые навыки при выполнении отдельных операций, а затем и при выполнении простейших комплексных работ.

Очень важно при осуществлении индивидуализированного подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. В школе для детей с особыми образовательными потребности, учащийся оценивается не только за конечный или промежуточный результат труда. Оценка может быть выставлена за любое продвижение в развитии, за соблюдение правил по технике безопасности, за планирование деятельности и самостоятельности при её воплощении. Любой результат успеха должен быть оценен – это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к трудовой деятельности.

Таким образом, для повышения мотивации и уверенности учащихся в своих силах, а так же для создания ситуации успеха и с учетом возможностей учениц при усвоении программного материала к ним применяется индивидуальный подход в результате качество и успеваемость на уроках «швейное дело» составляет 100%.

Был разработан экзаменационный материал, а именно тесты в трех вариантах с различным уровнем сложности, предназначенные для итогового контроля знаний учащихся. Где положительно оценивается наличие нескольких вариантов тестов, что позволяет подойти к оценке ЗУН учащихся дифференцировано.

И как результат обучающиеся, имеющие разный уровень подготовки на начальном этапе, благодаря индивидуализированному подходу к концу обучения, приобретают необходимые знания, умения и навыки, и успешно сдают экзамены по предмету «швейное дело».

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены