РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Пояснительная записка.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. Чтение играет важную роль в социализации обучающихся. Так же чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или  характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Восприятие детей именно младшего школьного возраста создаёт благоприятные условия для развития смыслового подуровня (в силу своей активности).

Поэтому для начальной школы ставятся следующие цели:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова;
  • создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • понимание текста (извлечение его смысла, содержания);
  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников;

В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения.

Типы чтения:

  1. коммуникативное чтение вслух и про себя;
  2. учебное;
  3. самостоятельное.

Наиболее развитым видом чтения является рефлексивное.

Овладев им, учащиеся смогут продемонстрировать следующие умения:

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;
  • понимать основную мысль текста;
  • формировать систему аргументов;
  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;
  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
  • понимать назначение разных видов текстов;
  • сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;
  • выражать информацию текста в виде кратких записей;
  • различать темы и подтемы специального текста;
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;

Задания для смыслового чтения по русскому языку. 1 класс.


Задания для смыслового чтения по русскому языку. 2 класс.



Задания для смыслового чтения по русскому языку. 3 класс.



Задания для смыслового чтения по русскому языку. 4 класс.


Ознакомительное чтение -  извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги

Формируемые УУД:извлекать информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, основные события, их последовательность.

Поисковое чтение - нахождение конкретной информации, конкретного факта.

 

 

Формируемые УУД:

  • отвечать на простые  и  сложные вопросы учителя
  • находить нужную информацию в учебнике
  • самим задавать вопросы
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
  • самостоятельно   перерабатывать информацию, преобразовывать её
  • представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений

Изучающее чтение - извлечение полной и точной полезной в данный момент информации.

Формируемые УУД:

  • подробно пересказывать прочитанное или прослушанное 
  • определять тему
  • составлять простой план
  • определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания
  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ 
  • составлять сложный план текста
  • уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Рефлексивное чтение - понимание основной мысли текста, прогнозирование содержания по ходу чтения, анализ  своего эмоционального состояния в процессе чтения

Формируемые УУД:

  • выделять ключевые слова
  • высказывать свою точку зрения
  • переводить каждое задание в самоинструкцию
  • приводить доводы в поддержку  или опровержение
  • доказывать высказанную авторскую точку зрения
  • находить  в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение  - переводить каждое задание в  алгоритм действий
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения

Заключение.

Систематическое использование данных упражнений на уроках русского и литературного чтения будет способствовать формированию навыка смыслового чтения в начальной школе.

Составители:

Еременко Алена Михайловна
Баталова Елена Александровна
Нечаева Светлана Николаевна
Парфенчук Любовь Валерьевна
Радостева Ольга Ивановна
Радостева Лариса Николаевна
Селезнева Любовь Леонидовна

 

Список литературы. Источники.

  1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
  3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
  4. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007
  5. Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000
  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 201

http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml
http://www.6hm.eduhmao.ru/info/1/3757/23562/
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305
http://edu.grsu.by/alternant/?p=856
http://www.sibuch.ru/node/49

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика