РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Коррекционный потенциал музыкальных занятий с использованием авторской песни в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

«Живя в современном обществе очень важно донести до каждого человека, взывая к его толерантности и общей культурности, что любому ребёнку нужно дать возможность развиваться, помочь увидеть его внутренний мир, раскрыть его потенциал и имеющиеся способности, так как современный мир имеет для этого много возможностей – нужно только этого захотеть!
Особенно это актуально и важно при работе с детьми и людьми, имеющими особенности психофизического развития и тяжёлые нарушения речи. А общество и педагоги должны им в этом помочь, осуществляя грамотно построенную работу, учитывая инклюзивный подход в образовании и жизни».
Евгения Шкелёнок

Деятельность учителя музыки в школе: проведение уроков музыки, коррекционных занятий по логопедической ритмике, подготовка и участие в концертах и конкурсах, проведение факультативных занятий «Хор» (6 - 10-е классы), «В мире музыки» (2 – 5-е классы), «Вокальный ансамбль» (3 – 5-е классы).

Учащиеся активно разучивают современные авторские песни белорусских композиторов и песни Евгении Шкелёнок (Песни о школе №18», «Песни о Заводском районе», «Этот новый мир – моя Беларусь», «Сiмвал роднай зямлi», «Ангел мира» и др.), написанные доступным для них языком, патриотической направленности. Дети с удовольствием исполняют песни на уроках, музыкальных занятиях, на концертах, фестивалях и конкурсах, посвящённых юбилейным датам города Минска, Заводского района г.Минска, Дню учителя, Дню матери, 8 марта, на отчётных творческих родительских конференциях, концертах, посвящённых Международному Дню инвалидов, «Вясёлкавы карагод», «Аднолькавы_Я», «Таланты чистых сердец».

Взаимодействуя с учителями школы на МО начальных классов я, как учитель музыки, помогаю им в музыкальном оформлении при организации первых уроков 1 сентября, посвященных нашей любимой столице, а также при проведении творческих конкурсов среди учителей Заводского района - лучший учитель, классный руководитель и других конкурсов, при проведении итоговых родительских конференций с концертной программой, городских семинаров на базе нашей школы, республиканских семинаров Академии последипломного образования. Так, широко используются учителями школы "Песня о Заводском районе г.Минска", "Песня о школе №18" (слова и музыка Е.Шкелёнок), ставшие визитной карточкой школы и отмеченные руководителями Управления образования Заводского района для дальнейшего использования на важных мероприятиях.

Роль уроков музыки, факультативных занятий, логопедической ритмики в коррекционно-педагогической работе:

  • играют важную роль в эстетическом развитии ребенка
  • гармонизируют его эмоциональное состояние, раскрывают творческий потенциал, формируя гражданские и личностные качества ребёнка
  • оказывают благотворное влияние на общее физическое и психическое развитие
  • способствуют реализации коммуникативной компетенции, деятельностного подхода, вовлекая учащихся в совместную культурную деятельность
  • подготавливают к концертным мероприятиям и конкурсам посредством использования учителем разнообразного интересного репертуара, включая активное использование репертуара белорусских композиторов (особенно песни Елены Атрашкевич), собственных авторских песен и приёмов работы

Цель музыкальных и факультативных занятий: развитие интереса к музыкальному искусству как явлению культуры

Задачи:

  • формировать ценностное отношение к музыке как части жизни человека, развивать эмоциональной отзывчивости
  • знакомить учащихся с системой музыкальных знаний и умений, способами музыкальной деятельности
  • развивать музыкально-творческие способности, вокально-хоровые навыки;
  • воспитывать эстетические чувства, накапливать опыт нравственно-эстетических отношений
  • формировать художественный вкус, слушательскую и исполнительскую культуру
  • развивать ассоциативное мышление, воображение, фантазию и интуицию
  • корригировать просодическую и темпо-ритмическую стороны речи, двигательный праксис, общую моторику
  • осуществлять деятельностный подход в практической и культурной деятельности
  • формировать ключевые компетенции учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, аутистическими проявлениями

Специфика моей деятельности в школе проявляется в том, что музыкальные занятия и уроки построены на органическом сочетании коррекционно-развивающего обучения и творчества, используя свои авторские песни и пьесы и современные песни белорусских авторов, а также методы и приёмы работы, способствующие формированию у учащихся основных ключевых компетенций, в которых они особо нуждаются. Ведущей идеей, которая определяет актуальность и практическую результативность в моей работе, является активное использование нового репертуара, доступного для качественного исполнения детям с тяжёлыми нарушениями речи, аутистическими проявлениями и другими особенностями в развитии, способствующих разностороннему развитию учащихся, коррекции просодической стороны речи в момент разучивания и исполнения, а также развитию их музыкально-творческих способностей, в частности музыкального мышления, памяти, слуха, чистого интонирования, ритмической структуры речи у учащихся с речевой патологией.

Концертная деятельность учителя и учащихся в рамках реализации Концепции развития инклюзивного образования лиц с ОПФР (в перспективе на 2016 – 2020 годы):

  • работа с родителями при подготовке к конкурсам, учителями начальных классов, воспитателями ГПД
  • использование активных форм работы при подготовке музыкальных мероприятий, концертов, конкурсов (республиканский конкурс учреждений специального образования «Вясёлкавы карагод», фестивали-конкурсы «Аднолькавы_Я», «Таланты чистых сердец», родительские отчётные конференции «Созвездия талантов», открытые родительские собрания, семинары, Дни открытых дверей, школьные, районные, городские мероприятия и конкурсы, мероприятия со студентами, ежегодные концерты, приуроченные Международному Дню инвалидов 1 декабря)
  • подготовка соответствующего репертуара (подбор имеющего современного репертуара и написание авторских песен)
  • Совместное выступление со студентами БГПУ, к 100-летию университета, октябрь 2014
  • Родительская конференция, май 2015
  • Родительская конференция, май 2016
  • Концерт ко Дню учителя, сентябрь 2016 Вясёлкавы карагод, апрель 2016
  • Вясёлкавы карагод, апрель 2016
  • Участие в благотворительном концерте РНПЦ онкологи и медицинской радиологии, май 2016)
  • День учителя, октябрь 2017
  • Концерт ко Дню матери, октябрь 2017
  • 01.12.2017 – участие в концерте в МГГДиМ, посвящённом Международному Дню инвалидов

Музыка выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые потребности, обеспечивает формирование музыкальной культуры и развитие музыкальных способностей, корригирует отклонения в познавательной, эмоционально-волевой сферах, создает условия для успешной социальной адаптации, способствуя реализации

Концепции инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в процессе включения их в совместную социокультурную деятельность. В процессе музыкальных занятиях и в концертной деятельности у учащихся происходит формирование коммуникативной компетенции – одной из приоритетных и ключевых в рамках коррекционно-педагогической работы, реализуя деятельностный подход в образовании.

Назначение и перспектива моего опыта работы проявляется в рекомендациях к использованию учителями музыки учреждений общего среднего и специального образования, руководителями вокальных студий, педагогами дополнительного образования, дефектологами, логопедами, используя методические рекомендации при проведении логоритмических и музыкальных занятий, уроков музыки, пользуясь современными произведениями в качестве популяризации белорусского искусства и воспитания духовно богатого, творческого и патриотического подрастающего поколения.

Что такое логоритмика? Методические рекомендации по проведению занятий по логопедической ритмике

Шкелёнок Е.М., учитель музыки высшей квалификационной категории ГУО «Специальная общеобразовательная школа №18 г.Минска для детей с тяжёлыми нарушениями речи»
(Исходя из того, что в нынешнее время отсутствует специальная утверждённая программа по логопедической ритмике для специальной школы, реализующей программы работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, я представляю материал, подготовленный на основе личного опыта работы, учитывая рекомендации программы «Логоритмика» Варениной В.Л.)

Логоритмика – это система двигательных упражнений положенных на музыку, в которых обогащенная двигательная лексика сочетается с ритмическим произнесением специально подобранного и эмоционально окрашенного речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление двигательных, речевых и сопутствующих нарушений путем коррекции, развития неречевых и речевых психофизических характеристик в ходе урока, в сопровождении музыки, адаптация деятельности ребенка к условиям эмоционально-образного восприятия, формирующего навыки самореализации.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, она создает драматургическую основу. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание креативных и эмоционально - волевых качеств личности.

Цель логоритмики: профилактика, преодоление и развитие речевых способностей и возможностей опорно-двигательного аппарата путем развития, воспитания, коррекции двигательной (микро, макро моторной) сферы в гармоничном единстве со словом, воображением, движением и музыкой.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции;
  • коррекция просодической стороны речи, устранение заикания за счёт повышения эмоционального фона и гармонизации внутреннего состояния детей;
  • развитие фонематического восприятия;
  • расширение лексического (вербального, эмоционального, двигательного) потенциала;
  • развитие вестибулярного аппарата, слухового внимания и двигательной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
  • развитие творческой фантазии и воображения;
  • структурирование целостного взаимодействия систем восприятия.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, зрительно-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, опорно-двигательного аппарата, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Если  ребенок не говорит или говорит плохо - есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки, воображения и движения. 

Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др., необходимо использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений и развитие речевого аппарата путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, воображением, движением и музыкой.

Для специалистов практикующих логоритмику можно рекомендовать изучение теоретических основ, методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, разрабатывающих эту тему (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается двигательная и речевая техника.

В системе логоритмической работы с детьми можно выделить два направления: воздействие на неречевые и речевые процессы.

Содержание программы коррекционных занятий «Логопедическая ритмика» должно реализовывать следующие направления в работе с учащимися с тяжёлыми нарушениями речи и аутистическим нарушениями:

  • компетенция восприятия музыки;
  • исполнительская компетенция (в процессе игры на инструментах, пения);
  • коммуникативная компетенция;
  • социальная компетенция;
  • когнитивная компетенция;
  • здоровьесберегающая компетенция.

Приоритетным направлением в коррекционной работе по логопедической ритмике речи выступает формирование коммуникативной компетенции у учащихся с тяжелыми нарушениями.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  1. развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  2. развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  3. развитие общей и мелкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  4. воспитание умения перевоплощаться, выразительности и координированности движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  5. воспитание переключаемости с одного вида деятельности на другой;
  6. развитие речевой моторики по формированию чёткой просодической стороны речи и уточнения правильной артикуляции при работе над автоматизацией звуков у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, физиологического и фонационного дыхания;
  7. формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  8. формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия, предъявляются определенные требования:

  1. занятия по логоритмике проводятся предпочтительно 2 раза в неделю (желательно в 1-ой половине дня);
  2. занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 30 до 40 минут в зависимости от возраста детей;
  3. Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические, музыкально-хореографические и театрализованные темы.;
  4. содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;
  5. каждое занятие представляет собой тематическую и музыкально-игровую целостность;
  6. в сюжете занятий используются: классические музыкальные произведения, тренинговая музыка, стихи и сказки русских и зарубежных писателей, народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

  • Хореографическая гимнастика, сцен движение, сцен речь, песни и стихи, сопровождаемые мелким и амплитудным движением рук.
  • Развитие мелкой и крупной моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, музыкальной, эмоциональной и хореографической памяти.
  • Музыкальные и музыкально-ритмические игры с театрализованными программами.
  • Развитие речи, внимания, вестибулярного аппарата.
  • Развитие чувства ритма и пространственного воображения.
  • Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.
  • Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих и сценических способностей.
  • Декламация для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения. 
  • Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.
  • Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры, танцы, сценические упражнения.
  • Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
  • Упражнения на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям.
  • Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.
  • Упражнение на развитие словотворчества.
  • Расширение активного лингвистического запаса.
  • Игра на детских музыкальных инструментах.
  • Развитие ритмического чувства, коммуникативной компетенции учащихся при совместной игре.
  • Музыкальные упражнения на релаксацию (психогимнастика): в начале и конце занятия.
  • Снятие напряжения, гармонизация общего эмоционального фона учащихся

Последовательность коррекционной работы варьируется в соответствии с характером речевых нарушений, наличием в классе детей с аутистическими нарушениями, учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировка повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками в групповых занятиях, оказывается целенаправленная индивидуальную помощь.

Большое значение на логоритмических занятиях играет музыка в тщательно подобранных музыкальных темах, темпах и текстах. Имею большой музыкальный фонд логопедических песен, упражнений, включая свой авторский материал. Для занятий имеется в кабинете фортепиано, синтезатор, компьютер, детские шумовые музыкальные инструменты. Учащиеся выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, размером, темой и настроением в разном темпе. Учителем осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики проводятся также под музыкальное сопровождение. Главной задачей театрализованных игр является ритмическое исполнение стихотворных текстов, согласованных с движениями. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все в комплексе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен, постановка хореографических движений, должны проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, важно помнить при этом, что логоритмика - это не урок, а коррекционное занятие, причём всегда должно проводиться в игровой форме в атмосфере повышенной эмоциональности! Это связано с заниженной мотивацией учащихся с тяжёлыми нарушениями речи и детей с аутистическими нарушениями.

При работе над дыханием обращается особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни и стихотворные тексты, классические музыкальные произведения, мотивирующие образность мышления и эмоциональный настрой.

Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и пластических движениях, выражающих эмоциональную наполненность и тематические переживания, открытость дружеских отношений, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детском коллективе. В коммуникативных сценках, танцах и играх оценивается качество выполнения движений и их настроение, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Самым важным является координированная работа всех этих составляющих. Только при выполнении этих условий речь и движения обретут красоту, звучность и выразительность.

Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимодействие, слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.

Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Предпочтительно занятие с группой 6 – 8 человек. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно взаимодействовать.

Необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях.

Речевые упражнения, музыкальные и хореографические игры, динамические паузы и другие приемы логоритмики могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями, дефектологами и психологами на своих занятиях. Эти же упражнения и игры могут предлагаться родителям в качестве рекомендаций для закрепления в домашних условиях.

Учитывая принципы систематичности и последовательности, разрабатываются перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которых является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной и эмоциональной координации.

При составлении тематического плана выделяются следующие направления работы:

  1. развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  2. формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
  3. развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
  4. развитие общей моторики – хореографические, динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
  5. развитие мелкой и крупной моторики – театрализованные хореографические игры и упражнения с речевым сопровождением.

При разработке логоритмического занятия учитывают главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые и двигательные возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняются психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – залог успешной работы.

Логопедическая ритмика, полезна всем детям имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого и психофизического развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка и его двигательных способностей вне зависимости от вида речевого нарушения и нарушения опорно-двигательного аппарата, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.

ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи и правильности движения!

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Элементы психогимнастики под музыку.
  • Динамические театрализованные упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыками письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с преподавателем движения, логопедом и по рекомендации врача-педиатра используются:
  1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
  2. выработка продолжительного речевого выдоха,
  3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, эмоциональную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается музыкальный и фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Двигательные игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Наряду с хореографическим и театральным движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Театральные этюды. Очень часто у детей с ВНИ маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды, как и выразительная хореография, развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные театрализованные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
  • Игра на детских музыкальных инструментах.
  • Рефлексия.

Автор:
Шкелёнок Евгения Михайловна,
учитель музыки высшей квалификационной категории
государственного учреждения образования «Специальная общеобразовательная школа №18 г. Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика