РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Словарная работа как основная часть современного урока

Принятые Федеральные государственные образовательные стандарты, как нормативные документы, ориентируют систему общего образования на достижение основной цели: становление ответственной, критически мыслящей личности, способной к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося мира.

Современный урок - это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный, то есть - актуальный урок. Если урок является современным, то он обязательно закладывает основу для будущего.

В связи с этим на уроках при изучении языка основной частью была и остается словарная работа.

Воспитание и развитие культуры речи учащихся на уроках башкирского языка является главной задачей учителя родного языка. А претворение этих задач зависит от правильной организации работы по развитию речи учащихся. Заучивание большого количества лексики, расширение словарного запаса – одно из важных направлений при изучении башкирского языка.

Сегодня на уроках усваиваются разные грамматические темы, но нельзя забывать, что наряду с такими темами необходимо провести обучение правильному и красивому произношению слов.

Организация урока по развитию речи требует от учителя творческой работы. Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Такая работа позволяет совершенствовать написание слов с различными видами орфограмм. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правил правописания слов и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их.

Каковы же основные задачи словарной работы на уроках?

1. Обогащение словаря учащихся и активизация имеющихся у них в запасе слов.

2. Систематическая работа над выработкой правильного произношения слов:

а) ударение ставится на последний слог: урман, урмандар;

б) в вопросительных словах на первый слог: ҡайҙа, ҡасан, нисек?

в) в словах с отрицательной частицей перед частицей ставится ударение: килмәгеҙ, эшләмәгеҙ.

3. Изучение учителем активного и пассивного словаря учащихся.

Накопление словаря начинается с объяснения значения новых слов.

Можно объяснить наглядно: показать сам предмет, рисунок, с помощью перевода на русский язык. Иногда можно объяснить их при помощи антонимов, синонимов. Часто объяснение значения нового слова производится путем анализа его состава: китапхана, ашхана.

Для усвоения новых слов недостаточно только понимания их значения. Усвоенным слово можно считать тогда, когда учащиеся сознательно употребляют его в своей речи.

Основное условие прочного запоминания слова – это их частая повторяемость.

Часто повторяющиеся слова, которые дети плохо запоминают: название деревьев, зверей, птиц. Бывают грамматические ошибки. Например:

Мин күсям икенсе класҡа (перешел) Правильно будет:"Мин икенсе класҡа күсәм"

Для исправления грамматических ошибок я провожу такие виды работ:

а) с помощью опорных слов придумать предложения;

б) вместо точек в предложениях вставить нужные слова;

в) данные слова заменить синонимами, антонимами.

Такие упражнения можно провести в 5-6 классах, в старших классах упражнения усложняются, включаются такие виды работ: придумать конец рассказа, сказки, в стихотворении вместо точек вставить нужные слова.

При изучении различных грамматических тем, в частности «Части речи», «Простые и сложные предложения» детям можно давать такие формы работ как дописать четверостишие.

Например,

Беҙ урманда еләк йыйҙыҡ. По автору: тәгәз тулды, үҙебеҙ туйҙыҡ.

Варианты детей:

Ҡып- ҡыҙылдарын әсәйгә һалып ҡуйҙыҡ.
Еләктәр бөтмәһен тип ашауҙы тыйҙыҡ.

Не у всех детей стихи получаются ритмичные, но это их творчество.

Для лучшего усвоения слов и их применения в речи помогают следующие виды работ.

  1. Картинный словарный диктант. Показываю картины по изученным темам, дети записывают слова в тетрадь.
  2. Перевод. Слова говорю на русском языке, учащиеся пишут их перевод на башкирском языке. При этой работе проверяется и правописание данных слов.
  3. Словарный диктант.
  4. Найти антонимы слов. Например, ҙур, ҡара, болотло,ҡояшлы, бәләкәй,аҡ
  5. Придумать слова с данным слогом. Например, ҡа (ҡала, ҡалаҡ, и т.д.,) ал (алма, алтын .)
  6. Работа с электронными учебниками. Для русских школ выпущенные электронные учебники помогают обогащению словарного запаса, правильному произношению слов.
  7. Сюжетно-ролевые игры способствуют закреплению изученных слов, тем, особенно в младших классах, например, "Яулыҡ йәшерәм", "Магазинда" и т. д.)
  8. Составление диалогов должно иметь место на каждом уроке. Предлагаю такие виды работы, как составить диалог на заданную тему; закончить диалог; найти пропущенные слова в данном диалоге и т. д.)
  9. Работа со словарями. Дети учатся находить слова в русско-башкирском или башкирско-русском словарях для перевода предложений, текстов.

В программе обучения башкирскому языку русскоязычных детей основным методом является коммуникативный метод. Коммуникативный метод подразумевает общение.

Следовательно, нужно обогащать активный словарный запас учащихся программными словами, соответствующими возрасту.

Башкирский язык в школах начинают изучать со 2 класса. С учащимися ведём словарные тетради, где изучаемые слова записываются по тематическим блокам ("Школа", "Семья", "Продукты, посуда" и т. д.)

Словарей по отдельным темам в школьной библиотеке мало или их нет, поэтому я составила такие словари и по мере необходимости используем их на уроках. Словари удобны во время индивидуальной, парной, групповой работы, развивают у учащихся навыки контроля и самоконтроля, служат помощником во время подготовки домашнего задания, самостоятельных работ. При изучении определённой темы, используя новые слова и опираясь на полученные знания, можно составлять словосочетания или простые предложения.

Работа со словарём обогащает активный словарный запас учеников, развивает самостоятельную деятельность учащихся на уроке и умение находить нужную информацию. В результате целенаправленной работы улучшается качество знаний по башкирскому языку. Самостоятельная деятельность учащихся со словарём является одним из составных частей учебного процесса, проводится планомерно, систематически на каждом уроке. В результате такой работы у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в её выполнении.

Все приведённые приёмы работы со словарными словами способствуют развитию у учащихся любознательности, повышают интерес к слову, воспитывают у них любовь к башкирскому языку.

Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Обучая детей родному языку, мы воспитываем в них любовь к родному краю, республике, развиваем чувство дружбы, уважения.

Таким образом, новый стандарт образования, предъявив новые требования к результатам обучения, дал возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет давать современный урок, развивая понимание знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Используемая литература

  1. Букреева С. Н. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе // Молодой ученый-2014.
  2. Махиянова Н. Н. Организация словарной работы на уроках // Учитель Башкортостана. -2014, №1.
  3. Пичугин С. С., Пичугина Е. В. Особенности проектирования современного урока в условиях реализации требований ФГОС // Учитель Башкортостана. -2014, №2.
  4. Усманова М. Г. Башкирско-русский тематический словарь.- Уфа: Китап, 2009.
  5. Шарипова С. Б. Развитие связной речи на уроках башкирского языка и литературы. http: kurman.ucoz.ru›load/0-0-0-41-20
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены