РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мы выбираем спорт как альтернативу пагубным привычкам

Внедрение новых форм обучения (лицеи, гимназии, колледжи) привело в большинстве своем к перегрузке учебных планов новыми дисциплинами. Большой объём учебной информации, увеличение продолжительности занятий, снижение двигательной активности отрицательно сказываются на здоровье подрастающего поколения.

Если проанализировать физическое состояние нынешнего поколения в сравнении с детьми «восьмидесятых», то последние заметно выигрывают.

В то время нормативы ГТО удавалось сдать половине учащихся, на «золотой значок» 10-15% школьников, сейчас – «золотой значок» не под силу большинству наших детей, особенно слабы девушки 9-11 класс.

Причин здесь много. Учителям физкультуры приходится бороться за здоровье молодого поколения, используя для этого 3 урока в неделю, занятия в спортивных секциях и формах внеурочной деятельности. Бесспорно, решить эти проблемы, осуществить необходимые меры по силам лишь обществу в целом, всему государству. Но ряд проблем можно решить и в школе.

Главная задача - привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время всех учащихся, повысив общий уровень организации и качество массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Среди наиболее популярных в гимназии форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы - занятия в спортивных секциях и оздоровительных группах, турпоходы, спартакиады, календарные соревнования и товарищеские встречи, дни Здоровья и спортивные праздники, агитационно-пропагандистская работа. Для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, по согласованию с врачом организована группа ЛФК. Спортивные секции по видам спорта формируются по выбору учащихся. Очень важно, чтобы в них участвовали, как можно больше учащихся. В настоящее время спортивные секции посещают 467 учащихся.

Возвращение к истокам, к истории своего народа, его традициям и обычаям, к тому, что составляет богатую, многообразную, великую культуру нашего народа - все это находится в центре внимания коллектива школы и отражается на специфике системы общефизической подготовки школьников. На уроках физкультуры и спортивных праздниках ребята с удовольствием знакомятся с «Народными играми», русским фольклором.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Каждый год по традиции мы проводим игры «Удаль молодецкая», где ребята 5-11 классов демонстрируют ловкость, находчивость, силу.

Спортивным девизом нашей школы стали слова: «Нет большей победы, чем победа над собой!», – это действительно есть отражение стиля жизни учащихся нашей школы. Их стремление быть первыми в и учебе, и в спорте подтверждается результатами и городских спартакиад, а также высокими показателями на олимпиадах городского, областного и всероссийского.

Ежегодно, начиная с сентября, в школе проводятся «Малые Олимпийские Игры», в программу которых входит 14 видов спорта. Через спортивные состязания прививается любовь к здоровому образу жизни, развивается красота движения, сила духа, интеллект, культура речи и общения, высокие душевные качества: честность, великодушие, бескорыстие, любовь к Родине.

«Мэры» классов перед началом соревнований готовят информационные листки о выдающихся спортсменах того или иного вида спорта. Например, первенство гимназии по гимнастике посвящается олимпийскому чемпиону Алексею Немову.

Классные руководители составляют цикл тематических классных часов. Материалы для их подготовки, можно взять из образовательной программы открытого типа «Великих граждан имена», разработанной и реализуемой в школе.

Очень популярна в школе «Лыжная подготовка». Учащиеся с 1 по 8 класс с удовольствием выполняют программу по лыжной подготовке, участвуют в Спартакиаде школьников. Учащиеся школы принимают активное участие в массовых соревнованиях «Лыжня России», «Лыжный Марафон».

Основой олимпийского движения стала организация проведения целого комплекса спортивно-оздоровительных мероприятий: беседы по олимпийской тематике, конкурс спортивных плакатов, посвященный открытию летней олимпиады, литературные конкурсы.

В нашей школе работает радиоцентр, который помогает проводить викторины на спортивные темы. В декабре ежегодно проводится акция – декадника «Красная лента». Все классы принимают активное участие в мероприятиях. Проводится Акция «Спорт-альтернатива пагубным привычкам». Каждый класс принимает активное участие в выпуске стенгазет, рисунков, плакатов по определенной тематике. Выпускаются информационные стенгазеты, посвященные «Всемирному дню борьбы со СПИДОМ». Проводятся тематические классные часы на темы «Ценности, которые мы выбираем». Во всех классах проводится Всероссийский Интернет –урок антинаркотической тематики. Спортивные мероприятия – «Ловкие, cильные и смелые!» Школьная радиогазета проводит цикл бесед «Жизнь прекрасна». В библиотеке проводится викторина на тему «Здоровье. Как его сохранить?» Организуются выставки художественной литературы, периодической печати о достижениях в области спорта в нашей стране и во всем мире. В течение декады психологом проводятся индивидуальные беседы для детей и родителей по теме «Красная лента». С участием специалистов городских лечебно-профилактических учреждений и других заинтересованных служб.

Все учащиеся с 1 по 11 классы живо откликнулись на призыв придумать спортивную эмблему и талисман школы.

По параллелям 9 – 11 классов были проведены конкурсы «Знатоки олимпизма». На общешкольной информационной линейке победители конкурсов были награждены грамотами.
Проводя внеклассные мероприятия в рамках комплексных целевых программ «Живи, Земля!», «Мое Отечество – Россия», «История моего народа», учителя физкультуры совместно с классными руководителями организуют спортивные праздники для детей и родителей – «Зимушка-зима», «В мире народных игр» и другие (по всем параллелям).

В школе ведется активная работа по охране здоровья учащихся. С этой целью была создана и успешно реализуется перспективная комплексная программа «Образование и здоровье» на 2016 - 2021 г., целью которой является улучшение состояния здоровья и качества образования учащихся.

Работа с родителями - одно из самых сложных звеньев работы учителя. Как сделать, чтобы физическая культура органично вошла в каждую семью?

На наш взгляд, в первую очередь нужна система, включающая в себя:

  • разработку и проведение тематических бесед на родительских собраниях;
  • проведение открытых уроков физкультуры для родителей и учащихся;
  • организацию совместных мероприятий при участии педагогов, школьников, родителей.

Организация совместных соревнований детей и родителей лучше всего получается в школьные «Дни здоровья», которые мы проводим по четвертям. Особенно, запоминаются всем Лыжные гонки – «Простимся с лыжами до следующей зимы». Активную и неформальную помощь оказывают родители.

Метод круговых тренировок, активно применяемый учителями, даёт результаты, эффективно развивает двигательные качества, силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Перед уроком в спортзале, чтобы получить мяч и выполнить броски, ребята подтягиваются, делают серию упражнений ОФП и только потом получают мяч.

Наиболее целесообразно в каждой четверти делать акцент на одно или два физических качества и целенаправленно развивать их:

  • I четверть – легкая атлетика, кроссовая подготовка: развитие силы общей выносливости.
  • II четверть – гимнастика: сила, гибкость, ловкость.
  • III четверть – лыжная подготовка, спортивные игры: развитие прыгучести, ловкости, выносливости.
  • IV четверть – легкая атлетика: развитие быстроты и выносливости.

В целях повышения контроля за результативностью деятельности учащихся во всех классах -2 раза в четверть принимаются контрольные нормативы по разделам обучения. И обязательно - прыжки с места, скакалка, метание набивного мяча, подтягивание. Итог проведенных испытаний фиксируется и анализируется. К примеру, традиционно слабые в начале года результаты в беге на 60 м и в метании после настойчивых занятий с применением комплексов для развития силы и скоростно-силовых качеств заметно улучшаются, а к концу учебного года - значительно возрастают.

Результативность – главная характеристика качества образовательного процесса.

За прошедший год учащиеся нашей школы приняли участие во всех соревнованиях, согласно комплексной программе. «Президентских состязаниях и «Президентских играх».

Учащиеся школы с 4 по 11 класс принимают активное участие в традиционных общегородских физкультурно-спортивных мероприятиях – «Кросс нации», «Лыжня России», «Тольяттинский лыжный марафон в рамках серии лыжных марафонов «RUSSIALOPPET», «Российский азимут». В Президентских состязаниях учащиеся выступают 6 -7 и 8 классы. Имеют призовые места в шахматах спортивном ориентировании творческом конкурс. И в итоговом зачете являются призерами. В смотре–конкурсе на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы – учащиеся школы занимают призовые места – входят в десятку лучших школ города Тольятти.

Постоянно активно участвует школа и легкоатлетических забегах. Любимыми соревнованиями учащихся являются эстафеты, посвященные Дню Победы 9 мая. В 2018 году сборная команда школы заняла 7 место! Активное участие ребята и родители нашей школы принимают и в общегородских соревнованиях по месту жительства «Семейные старты» «Турнир по мини футболу на снегу». «Зимний мяч», «Мяч над сеткой», «Фестиваль стрит бола».

Так закладываются основы характера будущих олимпийцев и будущих патриотов новой России.

Из этих данных можно сделать вывод - к успехам ведет лишь последовательно и настойчиво осуществляемая программная работа, основанная на традициях высокой педагогической культуры, и, что особенно важно, заботе о тех, ради кого существует гимназия и ради кого трудятся педагоги, - об учениках. Именно они будут нашим олимпийским резервом и наследниками олимпийской славы своих отцов и дедов.

Литература:

  1. Физкультурно – оздоровительная работа в школе: пособие для учителя/ С.А. Барануй. Изд-во «Просвещение» 2012г.
  2. Физическая культура. Учебник для учащихся 11 классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «физическая культура». Изд-во «Спорт Академ Пресс», 2014 г
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены