РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование современных технологий на уроках математики

1. Актуальность и перспективность опыта

Мир меняется стремительно. Введение стандартов второго поколения – это необходимость, продиктованная жизнью. Именно стандарт второго поколения формирует личность с тем набором качеств, которые позволяют человеку быть успешным в 21 веке.

И цель российского школьного образования – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе, формирование у школьника готовности быть субъектом продуктивной, самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути.

Возникновение интереса у учащихся к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от выбранного стиля общения с учениками и от того, насколько умело будет построена учебная работа.

Я постоянно озабочена тем, чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, был любознательным.

И для меня актуален вопрос: Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на мой взгляд, отводится новейшим образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение данных технологий стало неотъемлемой частью современного образования.

Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому меня заинтересовало изучение современных технологий обучения на уроках математики.

В связи с этим педагогическая проблема, над которой я работала – «Использование современных технологий на уроках математики».

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС).

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов личностные и метапредметные (универсальные учебные действия). В связи с переходом на новые государственные стандарты считаю необходимым использовать в своей практике современные образовательные технологии, методы и приёмы, способствующие формированию УУД

Использование проектной деятельности, исследовательской работы, игровых технологий, дискуссионной технологии, ИКТ технологий, коллективной и индивидуальной позволяет мне в полном объёме реализовать системно-деятельностный подход в работе с учащимися и формировать личностные и метапредметные универсальные учебные действия.

3. Условия возникновения и становления опыта

На идею формирования педагогического опыта оказали влияние следующие факторы:

  • требования ФГОС НОО
  • изучение методической литературы
  • изучение опыта коллег
  • курсы повышения квалификации
  • участие в работе методического объединения школы

Новые образовательные стандарты начального общего образования нацеливают мою деятельность на формирование у младшего школьника основ умения учиться и способностей к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе.

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать правило, прочитанное по учебнику, решить пример или задачу. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель объясняет следующую тему посредством решения заданий из учебника, закрепляет и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Новые требования к уроку математики различаются деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа

4. Теоретическая база опыта

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет огромную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Качество и глубина знаний учащихся, конечно же, напрямую зависят от качества преподавания. Разве можно представить себе учителя, который хотел бы плохо учить детей?

Трудно! Просто невозможно! Именно поэтому резко возрастает в последнее время активность учителей в поиске путей повышения качества обучения. Всё большее число педагогов видят эти пути в изучении и использовании в своей работе новых учебных программ, технологий и методов обучения, направленных на глубокое всестороннее развитие личности школьников. На мой взгляд, эффективность работы учителя не в ускорении процесса усвоения знаний, не в увеличении объёма этих знаний, а в активном применении современных технологий обучения.

С первых уроков математики я учу своих подопечных самостоятельной постановке задач, выбору эффективных инструментов, умению работать в коллективе, оценке качества собственной работы и вообще навыкам самообразования. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают мне рационально организовать учебный процесс, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, создают «ситуации успеха», развивают самоконтроль и взаимоконтроль.

Но активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.

Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления, продуктивно мыслить, я использую в обучении приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Вся учебная деятельность на моих уроках математики строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

На уроках математики мои ученики

  • защищают свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;
  • задают вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;
  • помогают другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;
  • выполняют задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;
  • ищут несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним;
  • выбирают задания из поисковых и творческих задач;
  • осуществляют самопроверку анализ собственных познавательных и практических действий.

Это способствует развитию активных самостоятельных действий.

А это значит, что у моих учеников к моменту окончания начальной школы и переходе в среднее звено уже сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Подготовка к уроку В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС стала занимать больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Ведь современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Современный урок, это новые педагогические технологии: проектная деятельность, исследовательская работа, технология критического мышления, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная...

Уроки с использованием этих технологий позволяют мне вместе с учащимися на равных вести работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; поэтому знание для ученика становится личностно значимым, а ученик воспринимается мною как творец своего знания.

Я создаю условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала. На моих уроках математики:

  • Тема занятия формулируется учащимися. Моя задача: подвести учеников к осознанию темы.
  • Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Я лишь задаю наводящие вопросы, предлагаю задания, которые помогают ученикам, верно, сформулировать практические цели.
  • Учащиеся с моей помощью разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
  • Потом выполняют учебные действия по разработанному плану. А я организую работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирую учеников.
  • Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
  • Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
  • на этапе рефлексии осуществляется обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
  • Домашнее задание, составляю с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Оно предполагает возможность выбора задачи, разные уровни сложности.
  • В течение всего урока я играю роль советчика, консультирую учащихся на каждом этапе.

Я мотивирую своих учеников к учебной деятельности на уроках математики через

  • Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
  • Участие в проектной деятельности;
  • Включение в поисковую и исследовательскую деятельность;
  • Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех учащихся, поэтому сегодня на уроке я включаю учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий.

Групповая работа на уроках математики весьма привлекает моих учеников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что может оттолкнуть от дальнейшего использования этой формы обучения. Но не надо сдаваться! Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения.

Использование на уроках математики групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения - самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности. Следовательно:

  • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми;
  • укрепляется дружба в классе;
  • растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

В конце групповой работы, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всем классом. Таким образом, оценивается не только результат решения математической задачи, но и работа группы.

При проведении урока я предельно внимательна к личности каждого ребенка. Процесс обучения мною строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарища, но и с моим мнением. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому для меня чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, скорее – наоборот: активность на уроке поощряется. Моя задача состоит в том, чтобы эти противоречия на уроке рождали спор, дискуссию. Выясняя суть обозначившихся разногласий, ученики анализируют предмет спора с разных позиций, связывают с новым фактом уже имеющиеся у них знания, учатся осмысленно аргументировать своё мнение и уважать точки зрения других учеников.

Также коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.

У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания, поэтому я включаю учеников в различные виды деятельности, используя игровые технологии, позволяющие развивать все виды универсальной деятельности школьников:

  • осваиваются правила поведения и роли в группе;
  • рассматриваются возможности самих групп;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей.

Использование этой технологии на уроках математики позволяет учащимся сформировать умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков, а также обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.

Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока.

Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения.

Так же я разрабатываю викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков; проектную деятельность, подразумевающую триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; Эта технология даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - создавать презентацию.

Эту технологию я использую при подготовке памяток, моделей, организации и проведении математических викторин, конкурсов, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов;

ИКТ технологии, активизирующие мыслительную деятельность.

Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

На уроках математики использую технологию, основанную на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира).
Формулировка заданий при постановке учебной ситуации звучит иначе. Например, на традиционном уроке математики предлагают вычислить площадь прямоугольника, на современном же уроке задание может выглядеть так: «Дан план комнаты и размеры напольных покрытий. Определите, какой из предложенных покрытий полностью закроет пол.

Выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью». При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, выделяет главное).

Осваивает характерные для математики действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предмета, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения

5. Анализ результативности опыта

Системная работа по использованию современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике в моём классе составляет 100%, качество знаний- 62%. Учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, конкурсах, играх. С особым интересом принимают участие в онлайн-олимпиадах «Плюс», «Дино»

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Проблем, с которыми сталкивается преподаватель в современной школе, очень много, одна из них снижение учебной мотивации и низкий уровень познавательной активности учащихся. Дети часто не понимают, для чего им нужны знания, отсюда падает интерес к самому процессу обучения, который кажется трудным и скучным. Задача современной школы – воспитание такой личности, которая была бы способна действовать в новых, зачастую непредсказуемых условиях. А для этого необходимо сделать творческим обучение.

Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. Поэтому в своей работе я что – то изменяю, изучаю новые методы, ищу новые подходы, иногда возвращаюсь к прошлому, т. к. в истории преподавания математики немало интересного.

У нас есть замечательная возможность развивать возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо:

  • учиться вместе с учениками.
  • планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся
  • мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
  • использовать разнообразные формы организации деятельности, включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  • пытаться занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
  • стараться подмечать склонности учащихся и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для них учебный материал или деятельность.
  • работать над проектным и исследовательским мышлением, чтобы организовывать групповую и проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  • На своих уроках использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  • осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и организовывать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
  • Владеть современными технологиями и использовать их в учебном процессе.

7. Заключение

Проведённая мною работа подтвердила актуальность использования современных технологий обучения на уроках математики .

Применение современных технологий обучения становится неотъемлемой частью современного образования, и является важным для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог будет использовать инновационные технологии. И тогда его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой независимо от преподаваемой дисциплины.

Литература

  1. Арефьева О.М. Особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников. Журнал «Начальная школа». – 2012, № 2. – С. 74 – 78.
  2. Менкес М.В. Групповая и парная форма работы на уроках математики // М.В. Менкес. – 2016. [электронный ресурс], - режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/627441/
  3. Технология деятельностного подхода [электронный ресурс], - режим доступа http://nsportal.ru
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены