РАЗРАБОТКИ
|
Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математикиТодерич Марина Николаевна Бывает, что во время урока математики, Формирование творческого мышления является целью всех школьных дисциплин, но математике отводится немаловажная роль. Логическая схема мышления, точность, лаконичность языка, последовательность аргументация, - всё это свойственно процессу обучению математики способствует воспитанию мыслительной культуры детей. Развитие творческого мышления, которое происходит на уроках математики влияет на успешное изучение других предметов. Математика требует представления и интуиции, приобщает к исследованию, развитию интеллекта и формированию таких качеств характера у учащихся, как умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Большое значение имеет заинтересованность учащихся. Это способствует привлечению их к активной познавательной деятельности на уроках. При существующем обучении проблема развития ученика является одной из сложнейших в психолого-педагогической практике. К.Д.Ушинский писал: «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики». Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в ее основе лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Известно, что именно творческое, к тому же, посильное задание дольше всего воздействует на внимание детей. При этом интерес и удовлетворение, которые получают учащиеся от сделанных на уроке открытий, а главное –открытий собственных возможностей, способствуют созданию мотивизационной основы для начала творческой деятельности. Интересный урок можно создать за счет следующих условий:
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого учителя. Жизнь диктует свои условия, предъявляет новые требования ко всему, в том числе и к современному уроку. Вот некоторые из них:
Быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка. Стараться, когда это возможно интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся. Чтобы добиться этого, необходимо вводить в процесс обучения развивающие приемы, повышающие интерес к предмету, а следовательно способствующие активизации познавательной деятельности. Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Решению этой задачи способствуют задания для устного счета : 10+37=47 б) решение больших примеров, содержащих много действий, с помощью эстафеты. г) пазлы «Рыба»: на частях рыбы ответы, а на карточке с целой рыбой примеры; д) игра «Лабиринт» может быть использована при изучении тем «Простые (положительные и отрицательные) числа», «Действия с обыкновенными (десятичными) дробями» . При его использовании учащиеся вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое – либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен?
ПРИМЕРЫ: 7 класс.
9 класс.
Цифровой диктант. Этот прием, пришедший к нам из программированного обучения, где основой является идея о постоянной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель преподносит некоторое утверждение, и если ученик согласен, он ставит 1, если нет-0. В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают балл за данный этап урока. Например: 5 класс. Тема: «Решение уравнений». Уравнение – это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. (1) Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое. (0) Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что корней нет) (1) 120 больше 60 на 2. (0) Пробуждению познавательных интересов учащихся способствует также игровая деятельность. В ходе игры ребята имеют возможность сразу получить эмоциональное поощрение сверстников и учителя, что побуждает их к целенаправленному, сосредоточенному действию. Игра «Успех». Класс делится на две команды. На плакате или на доске (экране) готовится квадрат 5х5, в котором записано одно слово «Удача» или «Успех». Первый ход можно просто разыграть, задав вопрос на смекалку, который настроит ребят на игру. За первое задание команда получит столько очков, сколько букв в существительном, которое составит, дописав в клетку под прямым углом одну букву. Вторая команда может получить эти очки, если первая не выполнит задание. Слова не должны повторяться и иметь математическое значение. Побеждает команда, набравшая больше баллов. Сконцентрировать внимание детей на уроке помогают командные математические соревнования. Например, правила быстро запоминаются и не отвлекают ребят от изучаемого материала. Учащимся нужно заполнить большое количество фактов (таблица умножения, таблица значений тригонометрических функций для углов 0◦ , 30◦ , 45◦ , 60◦ ,90◦ и др.). Опрос можно провести в форме соревнований. Правила: все учащиеся делятся на команды, представители которых по очереди выходят к доске. Соперники задают друг другу вопросы (ответы заучивают дома). На обдумывание не более 5 сек, по результатам сразу ставится оценка. Надо отметить, что эти соревнования мобилизуют на активную работу и класс в целом, и каждого в отдельности, ведь все являются и участниками, и болельщиками. При изучении темы «Формулы сокращённого умножения. Квадрат суммы. Квадрат разности» (7 класс) можно использовать следующие игровые моменты. Вводное повторение в виде игры «Домино» Учащиеся предварительно (за 2-3 дня) получают список вопросов, из которых составляются карточки-домино. Карточка содержит вопрос и ответ. Первым начинает ученик, у которого карточка содержит слова «Старт» и «Финиш». Он задаёт стартовый вопрос и даёт финишный ответ. Каждый ученик должен следить за ходом игры, чтобы не пропустить свой ответ. Финиш Старт Литература:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены