РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Духовно-нравственное воспитание обучающихся сельских малокомплектных школ

Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой

Древние философы говорили, что человек рождается дважды: один раз физически, другой – духовно.

«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились», — сказал В.В.Путин.

Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности образовательного учреждения.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром и самим собой. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Проблема духовно-нравственного воспитания всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Глубокие изменения в социально- экономической и политической жизни общества привели к смене ценностных ориентиров и в первую очередь оказали большое влияние на подрастающее поколение, что особенно негативно отразилось на духовном, нравственном, патриотическом и трудовом воспитании.

Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей Родины. Низкопробные литература, киноиндустрия, средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной размытости критериев нравственности. В обществе в последние десятилетия делается ставка на материальные ценности и низменные чувства людей: деньги, вещи, наживу, развлечения, жестокость и индивидуализм.

Следует отметить, что и состояние семейных отношений в последнее время весьма неутешительное. Роль семьи в формировании личности, ее характера, традиций, трудовых навыков, норм поведения и ценностной ориентации значительно снизилось. Многие семьи перестали давать своим детям полноценное воспитание, хуже того они нередко превращаются в рассадник пьянства, мещанско-обывательской психологии, потребительства и лицемерия.

Причин такого положения немало. Здесь и нерешенность многих материальных проблем, отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой, спортивной работы с детьми и молодежью.

Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Мы, учителя, остаемся один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях мы должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу духовно - нравственного воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.

Какими же возможностями и какими особенностями обладает сельская школа в деле формирования духовно-нравственных качеств школьников в условиях ФГОС?
Духовно-нравственное воспитание в любом образовательном учреждении — это не только усвоение нужных знаний, но и организация деятельности учащихся, направленной на воспитание культуры высоких переживаний, создание необходимой социально- педагогической среды для этого. Поэтому «Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся» является составляющей образовательной программы каждой образовательной организации.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственное воспитание начинается с воспитания чувства любви к Родине, с патриотизма и гражданственности. Безусловными святынями для каждого должны быть «мать», «отец», «Родина», «мой город», «мое село», «мой дом» и многое другое. [1,с.17]

Сельский учитель сталкивается в своей работе в данном направлении с рядом трудностей. Главные среди них: отдаленность от современных очагов культуры, отсутствие необходимой материальной базы в школе, недостаточно высокий культурный уровень жизни современных сельчан, малая степень разнообразия досуговой деятельности, неразвитость системы внешкольных учреждений, ограниченность и замкнутость социума и др. Все эти особенности приводят к необходимости поиска форм, методов воспитания, согласованных с условиями сельской жизни в целях формирования духовно - нравственной устойчивости сельских школьников.

Система воспитательной работы нашей школы направлена на реализацию духовно- нравственного развития детей через коллективно-творческую деятельность, которая объединяет нравственное, патриотическое, правовое, трудовое, физическое направления. Традиционными стали мероприятия и праздничные акции, тематические вечера, лектории, семинары, литературные декады и т.д. духовно-нравственной и патриотической направленности. Силами творческих педагогов проводятся мероприятия, посвященные государственным праздникам и памятным датам России: Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Матери, Дню учителя, празднику «Первого звонка», «Последнего звонка»,

Недели детской книги, православным датам – Рождества Христова, Пасхе, Масленице. Обучающиеся принимают участие во Всероссийской викторине «Россия. Обычаи и традиции». В результате проекта «Моя родословная» обучающиеся изучили родословную своей семьи, построили генеалогическое древо. Ведь важно знать свои корни, если мы будем помнить о них, значит, и наши потомки будут знать и помнить о нас.

С целью формирования важнейших нравственных ценностей: добро, милосердие, любовь в школе проводится мероприятие «Доброта спасет мир».

Театрализованная деятельность обучающихся помогает приобщить их к духовным ценностям, сформировать правильную модель поведения в современном мире и повысить их общую культуру.

В мае сотрудники Детско – юношеского центра туризма, краеведения и спорта для учащихся провели комплексное мероприятие по овладению знаниями и навыками безопасного поведения на дорогах. Занятия проходили в форме маршрутной игры, в ходе которой ребята отрабатывали практические навыки с помощью оборудования мобильного автогородка «Лаборатория безопасности».

Духовно-нравственное воспитание заложено в каждом уроке. Изучая окружающий мир, школьники знакомится с родной природой, экологической ценностью родного края. В результате создания комфорта, атмосферы для релаксации в классе путем озеленения обучающиеся получают практические навыки ухода за комнатными растениям. Также красота, созданная своими руками, является основой в формировании личностных качеств обучающихся, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.

Мы, конечно, не спасем всех птиц зимой, но благодаря нашей помощи, до весны доживет гораздо больше птиц. Богаче будут наши сады и парки. Дети понимают, что помогая зимой птицам, мы не даем им погибнуть от холода и голода, а они в свою очередь оберегают наши сады.
Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне дела. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать птиц у кормушки!

С целью активизации творческой деятельности школьников, формирования системы ценностных отношений к природе, развития внутренней потребности любви к природе и бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия был проведен конкурс «Елка Эколят – Молодых защитников Природы».

Один из аспектов духовно-нравственного воспитания - здоровый образ жизни. Поэтому в данном направлении ведется активная работа. Устраиваются соревнования, выпускаются стенгазеты о здоровом образе жизни. В настоящее время важной социальной проблемой является употребление несовершеннолетними психоактивных веществ и связанный с этим уровень преступности. В рамках профилактики также ведется работа. Недавно прошло мероприятие «Мы против наркотиков»

Воспитывать патриотизм помогает уже самый первый урок, с которого начинаем учебный год.

Цель этих уроков - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «Родина», «Отечество», «гражданин», «государство», с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан.

На таких уроках дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны.

Традиционными в школе стали встречи с поисковым отрядом «Хослав». Поисковики показали выездную выставку найденных вещей, принадлежащих в прошлом военнослужащим, как Красной Армии, так и немецким войскам. Выступая перед ребятами, командир поискового отряда «Хослав» Андрей Волоцуев рассказал об истории поискового движения в России, рассказал, кто такие поисковики, чем они занимаются, кто может вступить в отряд.

Участие школы в проведении праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы, важная патриотическая традиция. Мы не ограничиваемся проведением концерта, организацией караула у памятника участникам Великой Отечественной войны, школьники поздравляют ветеранов, тружеников тыла, беседуют с ними, записывают их воспоминания.

Кроме того, мы проводим акции по благоустройству обелиска, оказанию посильной помощи ветеранам.

Стали традиционными декады Милосердия: «Ветераны», «Спешите делать добро», оказание помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию, СЛАЙД 18
шефство над бывшим домом престарелых. Главный принцип этой работы - «нравственность через дела».

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о месте и роли религии и, в частности, православия в нравственном образовании детей. Все больше укрепляется мнение, что светский характер российского государства не должен стать непреодолимым препятствием для осуществления духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения на основе ценностей православия, других традиционных религий в рамках действующей в стране системы государственного общего образования.

Предметы «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры народов России» прочно вошли в учебный план нашей школы. При изучении этих предметов учащимся, на доступных примерах, жизненных ситуациях, историях близких для понимания ребёнком, объясняются главные понятия религии и светской этики. И здесь нам на помощь приходит сама история деревни Городище. Здесь стоит прекрасный Храм иконы Божьей Матери «Скоропослушница».

На протяжении ряда лет школа активно взаимодействует с Храмом. Это сотрудничество ставит своей задачей не религиозное обучение детей, а духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения на основе православных, русских традиций, истории России.

Обучающиеся нашей школы ежегодно принимают участие в благоустройстве территории храма.

Всякое воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно связано с жизнью, опирается на практику и конкретные дела. Налаживая работу с церковью мы исходили из того, что главным в процессе воспитания является привитие ребенку способности сострадать и быть милосердным. Во главу угла был поставлен деятельностный подход, основанный на практической реализации основных поведенческих и моральных приоритетов.

В рамках Рождественских чтений проходит конкурс рисунков «Красота Божьего мира».

Следует отметить, что совместная деятельность школы и Церкви строится только на добровольной основе, без принуждения и «обязаловки».

Для реализации духовно - нравственного воспитания мы активно привлекаем семьи учащихся, Совет школы, сельскую администрацию, сельский дом культуры, библиотеку.

В Концепции говорится, что «в современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями…» [1,с.20].

Французский философ Гельвеций писал: «Человека с самого начала жизни воспитывают не столько слова, замечания учителей и назидания родителей, сколько сама действительность, вся совокупность условий жизни, устройство общества, в котором он живет, и деятельность, в которой принимает участие».

И в заключении хочется отметить, что малокомплектная сельская школа вполне располагает всеми возможностями для воспитания у детей духовности и нравственности.

Необходимо только придерживаться следующих правил:

  1. подходить к этому вопросу всем, сообща, и родителям, и педагогам, и общественности;
  2. вести воспитательную работу по формированию духовно - нравственных ценностей систематически, а не время от времени в противном случае все программы и концепции по духовно-нравственному развитию останутся, как говорил академик Асмолов «Городом Солнца »[2, с.2]
  3. учитель, воспитатель всегда должны быть примером «нравственного и гражданского личностного поведения» »[2, с.2]

Сельская школа – это социокультурный центр воспитательного пространства села. И только целенаправленная и системная работа образовательного учреждения сможет объединить усилия всех субъектов данной территории на повышение качества образования и воспитания детей в условиях современных требований, предъявляемых к школе.

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для них школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одном из выступлений отметил:
«Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придется сделать выбор: чему служить – добру или злу. Воспитание, образование – это не только становление ума, но и сердца».

Уважаемые коллеги! Пусть жизнь ваша будет спокойной и размеренной, а на вашем пути встречаются только добрые и чуткие люди. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к детям, открыто откликайтесь на проявление ответной любви, будьте сердечны в общении.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика