РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Значение курса «Окружающий мир»

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определенную роль в развитии экологической грамотности учащихся отводит учебному предмету «Окружающий мир», который имеет возможности подвести их к пониманию основного закона экологии «все связано со всем», а вслед за этим к осознанию целостности природы и элементарных правил нравственного поведения в ней, как составляющих гражданской позиции и мировоззрения обучающихся. Так же ориентируют учителя на формирование у учащихся универсальных учебных действий.

Курс «Окружающий мир» имеет интегративный характер, который соединяет в себе природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, который необходим для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Характеристиками развития, наиболее важными для младшего школьника, формирующимися при изучении предмета «Окружающий мир» являются:

  • умение применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи;
  • стремление быть самостоятельным и проявлять инициативу при изучении окружающей действительности, находить способы получения, систематизации, обобщения информации;
  • умение осуществлять учебное сотрудничество, выбирать партнера по деятельности, целесообразные способы совместной работы;
  • умение оценивать свое незнание, находить причину совершённой ошибки и пути ее исправления, определять необходимость получения новых знаний.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

Основные содержательные линии курса «Окружающий мир» представлены содержательными блоками:

  • «Человек и природа»
  • «Человек и общество»
  • «Правила безопасной жизни»

В настоящее время в начальной школе действуют разнообразные программы курсов «Окружающий мир»: «Начальная школа 21 века» (научный руководитель - Н. Ф. Виноградова); Развивающая система образования Л.В. Занкова (научный руководитель - Н. В. Нечаева; Авторы УМК: Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков); УМК «Гармония» (научный руководитель- Н. Б. Истомина. Авторы: О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин); УМК «Школа 2100» (научный руководитель - Л. Г. Петерсон. «Мир и человек» под руков. А. А. Вахрушева); УМК «Перспектива» («Окружающий мир» под рук. А. А. Плешакова); УМК «Перспективная начальная школа» (научный руководитель - Р. Г. Чуракова), УМК «Планета знаний» (научный руководитель – И. А. Петрова. Авторы: И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова ).

Профессор Н. Ф. Виноградова [2003] в своей книге «Окружающий мир» в начальной школе» рассказывает, как необходимо внедрять экологическое образование в обучение современной начальной школы, как объяснить детям само понятие «окружающий мир», характеризуя его разумные части (природу, человека, общество) и показывать их во взаимодействии и взаимосвязи.

Автор дает характеристику младшему школьнику и его взаимодействию с окружающей средой. Показаны методы, формы, средства формирования экологического образования в начальной школе: «Процесс ознакомления младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных формах, которые используются при обучении родному языку, математике и др.»

Таким образом, принимая во внимание объекты и явления, которые изучает «Окружающий мир», а также его целевую установку, можно считать данный курс, предназначенный для младших школьников, экологией человека в широком понимании. Однако в «Окружающем мире» рассматриваются вопросы, казалось бы, сугубо природоведческие или обществоведческие – например, темы «Части растений», «Полезные ископаемые», «Организм человека». Какое отношение они имеют к экологии человека? Все темы подобного рода могут нести экологическую нагрузку, если изучаемые объекты и явления так или иначе соотнесены с человеком.

Например, при формировании представления о круговороте воды в природе целесообразно показать его значение для очищения наземных антропогенных экосистем.

Суть в том, что с океана к нам приходит чистая, дистиллированная вода, которая выпадает в виде дождя или снега, очищает воздух и поверхность земли, особенно сильно загрязнённую в ареале городов, после чего нечистоты попадают в реки и затем обратно в океан, где вода проходит биологическую очистку. К счастью, мировой океан в целом пока ещё справляется с утилизацией этих отходов, чего нельзя сказать об отдельных его составляющих – некоторых морях и заливах. Данный пример показывает, как сугубо природоведческий вопрос перерастает в социально-экологический.

Мы считаем, что во многих случаях при рассмотрении обществоведческих вопросов можно и целесообразно вносить в их содержание природоведческую и экологическую составляющие. Вопрос можно ставить и шире – об экологическом подходе к изучению тех или иных тем «Окружающего мира». Экологический подход проявляется в том случае, если в центр внимания мы ставим растение, животное, человека или их сообщество, а всё остальное рассматриваем как среду их обитания, как факторы, влияющие на них. В «Окружающий мир» входят темы, в которые изначально заложено их изучение на основе экологического подхода – «Лес (луг, водоём…) – природное сообщество». Главным образом здесь говорится именно о биологической составляющей, абиотические же компоненты затрагиваются вскользь и не всегда. Впрочем, и другие темы можно изучать на базе экологического подхода – например, природные зоны. Эта тема может быть рассмотрена в сочетании географического (работа с картой здесь не отменяется) и экологического подходов

В курсе «Окружающего мира» входящего в учебно-методический комплект «Школа 2100» изучается центральное понятие научной экологии – «экосистема», её строение, функционирование с сопутствующими понятиями «круговорот веществ и энергии», «пищевые цепи» и т.п. Научное содержание удачно адаптировано для младших школьников.
Содержание данной программы базируется на принципах развивающего обучения, является личностно ориентированным и направлено на формирование целостного образа мира («не мира вокруг меня, а мира, частью которого я являюсь»). Программное содержание отличается экологической направленностью, историчностью, культурологической ориентацией. Обучение строится на деятельностно-проблемном подходе, исследовательском методе. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности и творчества.

Отличительной особенностью курса «Окружающий мир» разработанный Виноградовой Н. Ф. и Калиновой Г. С. - интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия окружающего мира младшими школьниками, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности.

Программа курса «Природа и люди» З. А. Клепининой отличается традиционным подходом. Дается установка на единство классического подхода в методике преподавания естествознания, который прошел проверку временем, и современного развивающего подхода. Программа направлена на личностное развитие, развитие ребенка как субъекта учебной деятельности. Ведущим методом в обучении является наблюдение.

Стержнем курса «Окружающий мир» (авторы Дмитриева Н. Я. и Казаков А. Н.) является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.

Главная отличительная черта авторских программ А.А. Плешакова – экологическая направленность. Знакомство с экологическими проблемами происходит на глобальном, национальном и краеведческом уровнях. Большое внимание уделяется вопросам безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья.

Однако все программы курса «Окружающий мир» нацелены на развитие личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта, экологической грамотности школьников.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены