РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование технологии «Лэпбук» в процессе формирования функциональной грамотности на уроках истории, обществознания, ОДНКНР

Цель данной работы - показать практическое применение использования технологии «Лэпбук» на уроках истории, обществознания, ОДНКНР для формирования функциональной грамотности.

Задачи:

  1. Выяснить что такое «функциональная грамотность» и почему ее важно развивать на уроках истории, обществознании и ОДНКНР;
  2. Узнать что такое «лэпбук» и как эту технологию можно использовать на уроках истории обществознании и ОДНКНР;
  3. Рассказать об этапах изготовления лепбуков учениками 8 класса школы № 169 по теме «жизнь и деятельность Петра I»;
  4. Провести мастер-класс и изготовить из заранее заготовленных шаблонов лепбук с участниками Педагогических чтений;
  5. Подвести итог проделанной работы и выявить процесс формирования функциональной грамотности при изготовлении учеников с лэпбуком на уроке истории, обществознания и ОДНКНР;

Для проведения мастер-класса по изготовлению лепбука будут использоваться заранее приготовленные заготовки и шаблон.

Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня часто используем, появилось достаточно давно. В послевоенные годы, в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.[4] Это было требование того времени.

Сегодня ситуация изменилась, но понятие все так же используется, актуальным оно стало и для подрастающего поколения школьников. Теперь под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых человек оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, уже потребуется. По факту, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. Еще недавно мы наблюдали, что у старших поколений был разрыв между теорией и практикой, получив большой багаж знаний, многие не знали, как его применить, не могли устроиться по профессии, потому что нужно было опять «переучиваться». В сложный переходной период 90х годов ХХ века в России многие вообще «потеряли себя», не смогли приспособиться к новым реалиям жизни. Функциональная грамотность должна решить эти задачи, чтобы человек мог так же быстро меняться и приспосабливаться к окружающей действительности, как быстро сейчас меняется мир вокруг нас. Поэтому много усилий современная школа прикладывает для развития функциональной грамотности. Функциональная грамотность включает в себя несколько видов.

Читательская грамотность – одна из важнейших, это способность к чтению, а главное пониманию и осмыслению прочитанного текста, умение анализировать, извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.[5]

Математическая грамотность — это способность использовать математические знания в зависимости от ситуации. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Естественнонаучная грамотность — это понимание естественнонаучных процессов, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, видение в жизни научных явлений и идей.

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий, процессов, предугадывание и расчет финансовых рисков. Помогает принимать правильные решения в финансовых ситуациях, способствует улучшению финансового благополучия личности и финансового оздоровления и разумного расходования и потребления в обществе, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность к творческому подходу, нестандартному решению любой жизненной ситуации, использование воображения и фонтации для создания собственного инновационного продукта.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, понимание об устройстве мира, социокультурных связей и т.д

Все эти важные навыки ребенок должен освоить в школе, чтобы быть успешным в жизни и применять знания на практике.

Исходя из понимания важности развития функциональной грамотности, на уроках истории, обществознания и ОДНКНР можно использовать технологию «лепбук», используя ее мы развиваем развивать читательскую грамотность и креативное мышление и другие важные компетенции.

Что же такое «лэпбук»? В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «книга на коленях». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, состоящая основы и различных карманов – вкладок, открывающихся дверок и окошек, оформление может быть очень разнообразным, приветствуется любое проявление фантазии. Все они подбираются тематически и оформляются в индивидуальном и неповторимом стиле. По сложности эта папка может так же отличаться, слабые ученики могут выполнять более простой вариант или работать в команде с сильными.

Технология «лэпбук» универсальна и может использоваться на уроках истории и обществознания и ОДНКНР для закрепления материала и для развития функциональной грамотности как проектная деятельность.

Мы с учениками 8 классов применили эту технологию при изучении деятельности Петра I для обобщения и закрепления пройденного материала. Работа заняла несколько этапов, о которых я сейчас расскажу.

1. Целепологание или выбор темы. Лепбук можно выполнять на любую тему, но интересно подбирать материал, связанный с выдающейся личностью, эпохой, важными событиями, чтобы выбор интересных фактов был большой, можно бло изучать разнообразный дополнительный материал и углублять знания, а так же проявить фантазию в последующем оформлении работы.

2. Разработка лепбука или обсуждение плана; Лепбук интересно выполнять в группе, поэтому это важный пункт для взаимодействия, обсуждения и коммуникации между учениками. Уже при изучении первых тем новой главы ребята развивают читательскую грамотность и выделяют главные и важные моменты, которые бы они хотели использовать при составлении лепбука. Они отмечают для себя важную суть, которую обязательно нужно отразить в своей работе. Это вызывает желание расширить и углубить знание для более четкого понимания ситуации. Так же намечается примерное оформление, может быть выполнен эскиз. На этом этапе ученики распределяют задания между собой, работают в команду, но каждый над собственной задачей.

3.Выполнение или практическая часть. Когда весь материал изучен, ребята обсуди все важные моменты, подобрали материал, заключительная часть это оформление и изготовление лепбука. Это самый кульминационный момент, ребята проявляют все свои творческие способности, креативное мышление. Ребятам очень нравится этот творческий процесс, они выполняют его с удовольствием и конечно же результат долгой кропотливой работы и стараний учеников не может не радовать .

Давайте отметим, что нужно для выполнения последней практической части, чтобы сделать макет лэпбука понадобится:

  • заранее распечатанные шаблоны лэпбука, можно использовать цветной принтер или их можно нарисовать самостоятельно, чем больше красок, тем привлекательнее выглядит лэпбук.
  • Основа состоит из листов плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4, можно взять гофрокартон или любая картонная папка. Обычно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками, чтобы удобно было ими пользоваться. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку выполняется по своему вкусу, можно наклеить цветную бумагу, и украсить по своему усмотрению;
  • ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч, маркеры, все это понадобится для оформления; так же могут использоваться любые декоративные элементы.
  • далее все зависит от чувства вкуса и фантазии. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры, можно даже составить кроссворд. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т. д.
  • За один урок выполнить лепбук невозможно, тщательный подбор требует немалого времени как мы уже отмечали, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это ещё и способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Но несомненно, очень интересный и увлекательный способ!

Такая необычная подача материала очень интересна и привлекательна, лепбуками можно обмениваться, изучать это отличный способ для повторения пройденный материал.

А теперь мы переходим от теории к практики и предлагаем вместе с желающими создать свой лэпбук из заранее приготовленных нами шаблонов. Для оформления нашего лэпбука мне нужна помощь двух человек

- Распределите, кто какую работу выполняет. Все материалы у вас на столе. По окончании вы должны представить свою интерактивную книгу. Перед вами заготовки для лэпбука, клей и ножницы.

Вспомните, что идёт первым при изготовлении лэпбука? (выбор темы)

Тему нашего лэпбука мы уже заранее определили, она так же будет «Деятельность Петра I» . Второй пункт это подбор материала, мы частично выполнили, но все же, нашим участникам нужно правильно распределить информацию тематически.

Давайте перейдем к практической части. В центральной части нашего лэпбука на тему «Деятельность Петра I» предлагаю расположить портрет и годы его жизни, выберете пожалуйста понравившийся варианты!.

Далее перейдем к наполнению. Мы подготовили кармашки «Северная война», «Реформы», «Перемены в культуре», «Интересные факты», «Наследие Петра Великого», нашим помощникам мы предлагаем развивать креативную грамотность и красиво расположить эти кармашки.

Далее из предложенного материала предлагаем выбрать наполнение по собственному вкусу, но то, что соответствует каждому кармашку.

Наши кармашки готовы! Осталось несколько деталей для оформления, теперь работа готова, мы можем сравнить наши лепбуки! Они отличаются, так как оформлены в индивидуальном стиле. Спасибо большое нашим участникам!

Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, что технология лэпбук – это хорошее средство для развития функциональной грамотности на уроках истории, обществознании, ОДНКНР. Объемный материал тщательно изучается, отсеивается лишнее, систематизируется, изучается дополнительный материал, иллюстрации, цитаты, карты, все это вызывает стойкий интерес у ученика и мотивацию. Этот метод работы хорошо использовать при повторении и закреплении материала, а сам сбор материала начинается с первого урока и конечный итог - вся эта трудоемкая работа становится проектом- лэпбук.

Стоит отметить, что данный вид работы очень нравится ученикам, а мы отмечаем развитие важных навыков функциональной грамотности: развитие читательской грамотности - это работа с текстом, выделение главного, умение понимать смысл прочитанного, а главное использование в новом контексте. В ходе работы над лэпбуками в 8 классе на тему «Деятельность Петра I»: учащиеся использовали дополнительный литературный материал, нашли интересные факты и цитаты данного исторического деятеля.

Развитие креативного мышления: каждая работа авторской группы индивидуальна, ребята продумывали стиль оформления, располагали материал по конвертам.

Развитие коммуникативной грамотности: тесное сотрудничество, обсуждение, распределение задач, совместное участие сильных и слабых учеников.

Развитие компьютерной грамотности: поиск материала в интернете, редактирование и распечатка текста и иллюстраций.

Итак, подводя итог, можно отметить, что изготовление лэпбуков на уроках истории и обществознания и ОДНКНР очень эффективен для развития функциональной грамотности.

Лэпбук - это современное средство обучения детей, где актуальность данной технологии, это формирование познавательной активности детей, делая упор на сознательную поисковую активность, продуктивное мышление и смысловое чтения ребенка. В эту работу активно включались слабые дети, им в такой форме было намного легче запомнить учебный материал. Решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. В зависимости от уровня способностей учащихся получаются различные виды проектов. Более подготовленные дети могут создать интегрированный лэпбук, содержащий информацию по двум и более предметам. Развивается читательская грамотность, креативное мышление, коммуникативная грамотность, компьютерная грамотность – одни из важнейших составляющий функциональной грамотности!

Список литературы и электронных ресурсов:

1.Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 161-164

2.Лэпбук как новейший способ систематизации знаний. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://active- mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html

3 К. А. Нурмуратова. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях. «Педагогическая наука и практика», 2019

4. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike

5.Функциональная грамотность как цель и результат современного образования. Коллегам | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены