РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Классный час "Этикет".

Цели:

  1. Познакомить учащихся с кратким сводом правил поведения человека в современном обществе.
  2. Оценить уровень знаний учащихся в области этикета и скорректировать план индивидуальной и общеклассной работы с целью развития гуманистических начал добра, любви, уважения, милосердия.
Ход занятия:

Раздел 1

Учитель: тема нашей сегодняшней беседы – этикет. Вы теперь уже взрослые и знаете, что это свод правил поведения, принятых в обществе. А как вы думаете, для чего нужны все эти правила, условности и ограничения? Может быть, проще и лучше прожить без них?

Ответы детей и обсуждение.

Учитель: проблема этикета волновала людей с давних времён. Человеческое общество в процессе своего развития создавало всё новые и новые кодексы поведения в попытке отыскать самый полный и совершенный. Давайте заглянем в прошлое и узнаем, каким был этикет раньше.

Сообщения учащихся:

  • Возникновение в Японии в 1185 г. Сословия самураев обусловило появление «Бусидо» - так называемого кодекса рыцарской чести. Основными его правилами были: отказ от мирских благ и удовольствий, обязанность полного подчинения своему господину Сегуну, презрение к страданиям. А если самурай допускал неподчинение или другие проступки, то, согласно кодексу «Бусидо», он должен был смыть бесчестье и неудачи, покончив жизнь мучительным самоубийством «харакири».
  • В древнем Китае в 551 г. до н.э. жил мудрец Конфуций, создавший своё философское учение об этикете. В соответствии с ним отношения людей должны определяться следующими правилами: плати добром за добро, уважай старших по возрасту и общественному положению, проявляй заботу о младших, соблюдай семейные традиции.
  • В древнем Риме в среде знатных и богатых господ общепринятыми канонами поведения были: жизнь ради собственного удовольствия, стремление к роскоши, презрение к рабам, которых не считали за людей и которых разрешалось даже лишать жизни по прихоти хозяина.
  • Христианская религия проповедовала смирение, всепрощение, покаяние, покорность судьбе и отречение от земных благ. 
Учитель: о том, какие правила поведения приняты в обществе в наши дни, мы побеседуем в конце нашего классного часа. А сейчас я прочитаю вам басню, которая называется «Пир». Прослушайте её внимательно, затем мы обменяемся мнениями и выясним, какие ошибки с точки зрения этикета допустили герои.

(Можно заранее с детьми поставить басню)

Раздел 2.

Однажды Лев затеял пир честной
И множество гостей он позднею весной
Созвал из всех своих владений.
Чтоб уберечь от нравственных падений,
Войну пресечь и помирить их всех,
Он приготовил множество потех
Для светских времяпровождений.
В лесу большой накрыт был стол,
Чтоб каждый из возможных зол и бед,
Мог выбрать меньшую – обед.

На праздник сей сошлись друзья,
Пестрейшая компания:
Лев – царь с златой роскошной гривой
Сидел с осанкой горделивой,
И взгляд, что молнии метал,
В душе у каждого читал.
Лисичка, рыжая краса,
По лапу правую сидела,
На всех хозяйкою глядела,
За Львом следила искоса
И вытворяла чудеса:
- Ах, гости! Будьте здесь как дома,
Не забывая, что в гостях!
Порядок всё же не пустяк.
Вам положение знакомо.
Всё нынче дорого, и всяк
В еде свою пусть меру знает,
Ведёт себя, как подобает!
Ну что ж, преступим без стесненья, -
И молвила без промедленья,
Склонясь ко Льву и снизив тон:
- Ах, милый! В пору выйти вон!
Ведь с головы и до хвоста
Все гости – серость, беднота!
А мы с тобой другого круга:
Ты – Царь, а я – Твоя подруга!
А здесь Осёл, Козёл и пёс.
Рога, копыта, мокрый нос.
И, Боже! Что же вижу я?!
Да это, кажется, Свинья!
- Проголодавшись не на шутку
Не по звонку, а по желудку
Я припожаловала к вам.
И сидя здесь, нет, лучше там! –
Прохрюкала Свинья, пошла
И чьё-то место заняла,
Явившись в зал без приглашенья
И без законного решенья.

Медведь, устав от важных дел,
Пришёл последним в свой удел.
Поприветствовал сердечно.
Видит, время быстротечно,
И полон яств зелёный дом,
Да места нету за столом.
- Кто не успел, тот опоздал! –
Запальчиво Козёл сказал.
Вот он едва лишь слово вставил,
Как Пёс его уже облаял!
- Но ты, Козёл, нельзя ли тише!
Ведь я сильней и рангом выше,
И то молчу! – заметил Пёс,
Задравши гордо кверху нос.
- Да это свинство! Знаю я! –
Сурово хрюкнула Свинья.
А Осёл, взглянув сердито,
Поднял уши, вздёрнул хвост:
- Не корректен ваш вопрос! –
Он заметил деловито, -
Медведь совсем неладно скроен
И приглашенья не достоин!
- Столько ест он, столько пьёт!
Прахом весь доход пойдёт! –
Тихо взвизгнула Лиса,
Выдирая волоса.
- Мог бы я вас всех задрать!!! –
Гнев стараясь удержать,
Молвил им Медведь в ответ, -
Но я-то знаю этикет!
Сказать ещё что – не нашёл.
Попрощавшись, он ушёл.
Лапой Лев прикрыл глаза,
Что-то вякнула Коза,
Стих даже писк лесных Мышей.
Все покраснели до ушей.

Мораль сей басни такова:
Чтоб за себя не стало стыдно,
И чтобы не было обидно
Другим за грубые слова,
Здесь есть один простой секрет –
Соблюдайте этикет!!!

Раздел 3

Учитель: вот и всё. А теперь попрошу каждого высказать своё мнение. Насколько верным было поведение героев басни? Кто, на ваш взгляд, вёл себя более прилично и почему? Как вы думаете, какой должна быть реакция Льва в этой ситуации?

Раздел 4

Учитель: теперь, когда мы обменялись мнениями, подведём итог нашей беседы. Какими правилами должен руководствоваться человек, знающий этикет?

Ответы детей можно записать на доске.

  • Быть точным и аккуратным
  • Уметь владеть собой, не «срывать зло» на окружающих
  • Воспитанный человек никогда не даст слова, если твёрдо не уверен в возможности его выполнения.
  • Он внимательно слушает собеседника, не перебивая его, пока тот не закончит рассказ. Даже в соре никогда не повышает голоса.
  • Необходимо избегать назойливости: если ваше присутствие неприятно человеку – оставьте его.
  • В гостях нужно вести себя так, чтобы ваше присутствие было приятно и для хозяев, и для гостей.
  • Гостей надо встречать приветливо. Если хозяин чем-то огорчён, он должен вести себя так, чтобы гости этого не заметили.
  • За проявленное к вам внимание, заботу, за любую услугу следует поблагодарить и ответить взаимной услугой и вниманием.
  • За причиненное неудобство нужно сразу же попросить прощения.
Это лишь часть правил хорошего тона, но применение даже этой малой части облегчит вашу жизнь, потому что хорошие манеры необходимы каждому. Но для того, чтобы стать культурным человеком, мало знать этикет, нужно следовать этим правилам всегда. В этом секрет успеха!

Использованная литература:
  1. «Краткий словарь по философии». Под ред. И.В. Блауберга и И.К. Пантина.
  2. «Словарь по этике». Под ред. И.С. Кона.
  3. Д.С. Лихачёв «Письма о добром».
  4. «Азбука для несовершеннолетних». Сост. А.Алексеева, А. Стреляный.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены