РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Средства социально-культурной деятельности при гражданско-патриотическом воспитании детей

Многонациональность Российского государства указывает на особую важность патриотического воспитания детей в стране. Также эта мысль нашла свое отражение в ФГОС, НО второго поколения и прописана в задачах современных образовательных учреждениях.

Гражданско-патриотическое воспитание это целенаправленный процесс педагогического воздействия, влияющий на психику и физическое развитие личности, формировании её ценностных ориентаций, является одним из основных условий воспитания в детях патриота. Также под патриотизмом понимается гордость за достижения своей страны и знание ее культуры, желание сохранять ее культурные особенности и традиции, соотносить свои интересы с интересами страны, защищать свой народ [6].

Очевидно, что развитие России невозможно без духовного становления личности и формирования патриотического сознания. Ведь именно патриотизм основывается на таких понятиях как: «Любовь к Родине», «Отчизна», «Отечество». И эти понятия нужно закладывать как можно раньше в основу каждой личности. Анализируя научные исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Т.М. Масловой позволяют прийти к выводу о том, что детский возраст выступает наиболее благоприятным периодом для формирования патриотических чувств [3].

Изучение возрастной психологии позволяет с уверенностью утверждать, что возраст детей с 6 до 10 лет является наиболее благоприятным для формирования гражданско-патриотического сознания, так как дети в этом возрасте доверяют взрослому. Именно в этом возрасте они активно впитывают в себя знания, они очень отзывчивы и искренни в своих чувствах и еще не обременены различными заботами и проблемами. Знания и впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Именно поэтому гражданско-патриотическое сознание детей следует формировать, начиная с начальной школы.

Образовательное учреждение, для сохранения своей современности и актуальности, выступает в роли главной движущей силы, которая сможет обеспечить социокультурную составляющую, а также формулировать и решать задачи развития личности. Так, особое значение в условиях многонациональности Российского государства приобретает проблема воспитания у детей чувства уважения к народам других национальностей, а также чувство любви к Отчизне. Как качество личности патриотизм развивается и формируется в процессе гражданско-патриотического воспитания.

В этой связи, одной из основных задач образовательного учреждения выступает гажданско-патриотическое воспитание детей. Оно выступает в качестве многогранного педагогического процесса, а его основу составляет развитие определенно важных нравственных качеств, а также чувств.

В случае недооценки патриотизма, который выступает в роли важной составляющей общественного сознания, это может привести к ослаблению духовных, социально-экономических, а также культурных основ развития общества и государства. Это указывает на то, что патриотическое воспитание выступает в качестве приоритетной задачи в общей системе воспитания детей.

Целью формирования и воспитания гражданина-патриота является ориентация педагога на формирование личности, которая способна осознавать свою причастность к происходящим мировым процессам, к возможности решения социальных проблем. Патриотизм и гражданственность выступают в качестве необходимых для поддержания и совершенствования общественного устройства условий. В основе гражданственности лежит осознание личностью своих обязанностей и прав, а также способность их исполнять и отстаивать. Патриотизм предполагает возможность личности в критических ситуациях ставить общественные интересы выше своих собственных интересов.

Образовательные учреждения являются важным общественным институтом.

Так как обучение в образовательных учреждениях проходят все российские граждане, следует предположить, что в учебном процессе должны быть объединены не только общая интеллектуальная, но и нравственная, общегражданская и высококультурная жизнь детей. Стоит также подчеркнуть, что на сознание гражданско-патриотических чувств немаловажное влияние семья. Так можно выделить основные и самые результативные виды работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию: родительские собрания на темы: «Семейные традиции», «Семья - основа духовного и нравственного воспитания»; проведение совместных прогулок, экскурсий, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны; совместное участие в школьных акциях «Красота Родного края» [2].

В качестве основной задачи гражданско-патриотического воспитания детей выступает формирование у детей чувства самоуважения, проявляющееся через их любовь и уважение к друзьям и семье, через правильные поступки и чувство уважения к старшему поколению; умение правильно вести себя в обществе, то есть соответствовать общепринятыми нормами; формировать уважительное представление об окружении человека; воспитывать любовь к малой Родине через интерес к семейным историям и семейным традициям, уважение к прошлому родной страны и ее настоящему, а также воспитывать чувство ответственности за будущее страны.

Исходя из обозначенных задач, выделяются главные направления гражданско-патриотического воспитания детей:

  • социально-культурное воспитание, которое предусматривает, что дети, с помощью социокультурных технологий и методов, научатся осознавать высшие ценности, идеалы и ориентиры, а также социально значимые явления и процессы современного времени, которые помогут им решать практические задачи. Социокультурное пространство, в котором происходит формирование личности детей, должно быть насыщено социально значимым аксиологическим содержанием. Любовь к малой и большой Родине, гордость за великий подвиг своих предков, отстоявших свободу в кровавых битвах, желание посвятить жизнь созидательной деятельности во славу России, уважение к Конституции и другим законам Российской Федерации, государственной символике - это и есть ценности, которые должны культивироваться в сознании детей. Кроме этого, жизнеутверждающими ценностями должны стать такие общечеловеческие ценности, как мир, безопасность, свобода, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности, межэтническая и межконфессиональная толерантность [3];
  • историко-народное воспитание, которое предполагает, что дети будут изучать исторические и культурные корни своей страны, смогут осознать уникальность своего Отечества, историю его прошлого и неразрывную связь с ним. Данное направление формирует гордость за свою причастность к деяниям своих и предков и современников;
  • гражданское воспитание служит основой для формирования правовой культуры детей, их понимания законов страны, приобретение навыков поверхностной оценки, как политических, так и правовых событий в государстве; формирует желание служить российскому народу и выполнять отечественный конституционный долг;
  • духовно-нравственное воспитание в качестве главной цели предусматривает активизацию духовного, нравственного и историко - культурного потенциала, формирования активной жизненной позиции, развития чувства благородства и чувства сострадания, а также умения проявлять заботу к людям пожилого возраста [4];
  • героико-патриотическое воспитание, которое предусматривает в своих основах методы, которые ориентированы на пропаганду героических профессий, а также знаменательных исторических и героических дат в истории государства Российского, формирование чувства гордости к героическим поступкам предков и их традициям;
  • спортивно-патриотическое воспитание, которое заключается в формировании мужества, морально - волевых качеств личности, ловкости, выносливости, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.

Подчеркнем, что детский возраст характеризуется как наиболее значимый период в социально-культурном развитии и воспитании. Именно в детском возрасте начинают активно усваиваться основные ценностные ориентиры, понятия добра и зла, красоты и уродства, чести и бесчестия, своего и не своего, постигая их общий смысл в социокультурном контексте.

На сегодняшний день развития науки и практики ученые акцентируют внимание на решении сложных политических, социальных, а также научно – технических и экономических, экологических и иных задач, которые встают перед Россией. Сущностная основа полихудожественного подхода социокультурной деятельности предусматривает взаимодействие, интеграцию, комплексности используемых в воспитательно-образовательном процессе различных видов искусства и художественной деятельности с целью художественного, нравственного, а также эстетического развития и воспитания детей.

Итак, в науке изучаются различные технологии социально-культурной деятельности формирования патриотизма детей. Однако наибольший интерес представляют художественно-образные технологии. Данный вид технологии выступает в качестве средства формирования отношения детей к действительности, его умственного и нравственного воспитания, и в конечном итоге формирования всесторонне развитой и духовно богатой личности. Дети начинают активно изучать окружающий мир, учиться жить в социуме, у них формируется самостоятельность мышления, развиваются познавательный интерес и любознательность.

Рассмотрим основные блоки в контексте изучения художественно-образного воспитания:

  • блок театрализованной деятельности. Занятия в рамках данного блока развивают интересы и способности детей; являются источником развития чувств, открытий и переживаний, приобщают детей к духовным ценностям [1];
  • блок разговорного народного творчества. Занятия в рамках данного блока заключаются в том, что именно в народном творчестве в наибольшей степени сохранились особенности черт русского характера, а также присущие только ему нравственные ценности, представления о красоте, верности, добре, а также храбрости и правде, трудолюбии.
  • блок воспитания музыкой ориентирован на формирование способностей детей осознавать и чувствовать прекрасное, действовать творчески, приобщаясь к разнообразным видам художественной деятельности. Музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных и патриотических качеств личности детей, закладывает первоначальные основы культуры будущего человека.

Одним из видов технологий гражданско-патриотического воспитания детей может быть игра «Моя Россия». Она направлена на определение уровня заинтересованности детей к истории своей Родины [5]. Игра проводится в виде квеста по станциям. Класс объединяется в несколько команд и получает маршрутный лист. На каждой станции их ждет загадка, связанная с Россией. Пройдя все этапы, команды узнают различные факты из истории России об известных личностях, достопримечательностях и многое другое. А мотивационной составляющей является, конечно же, оценка полученных результатов за этот квест. В конце у детей должно получиться стихотворение о России. Благодаря этим технологиям, детей начинают изучать историю своей родины не только в образовательном процессе, но и в жизни. Ведь известно, как разнообразие в образовательных учреждениях влияет на психологический настрой детей на учебу, и чем больше инноваций будет применять педагог во время занятий, тем полнее и красочнее будут воспоминания об изученном материале.

Безусловно, процесс формирования гражданско-патриотического сознания детей осуществляется эффективнее при введении в воспитательную систему гражданско-патриотического направления работы в коллективе по схеме: дети – педагоги – родители, не только в пространстве образовательного учреждения, но и при сотрудничестве с социумом, поэтому педагог должен в первую очередь поговорить с родителями, о том, как важно помогать детям изучать свою страну.

Формирование гражданско-патриотического сознания детей ответственная и сложная задача. Но если будет использован систематический и планомерный подход, а так же разнообразные средства воспитания, то эта задача становится не такой уж непосильной. Общие усилия детей – педагога - родителей могут дать положительный результат и стать основным пластом для дальнейшего развития гражданско-патриотических качеств детей [7].

Таким образом, рассматривая патриотическое воспитание детей средствами социально-культурной деятельности, можно заключить, что накопленный педагогической наукой и практикой положительный опыт применения социально-культурных технологий, является целесообразным для формирования гражданско-патриотических позиций личности детей.

Литература

  1. Вихарева М.Ю., Культурно-досуговая деятельность как фактор патриотического воспитания детей младшего школьного возраста / М.Ю. Вихарева, И.Б. Ческидова, М.А. Татаринова // В сборнике: Воспитание наследников Великой Победы в условиях дополнительного образования. - 2020. - С. 287-291.
  2. Голованов В.П., Гражданско-нравственные и патриотические аспекты дополнительного образования детей в современной России / В.П. Голованов // Журнал педагогических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 5. - С. 44-53.
  3. Гражданско – патриотическое воспитание в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/grazhdansko-patrioticheskoe (дата обращения: 12.12.2020).
  4. О проблеме гражданско – патриотического воспитания учащихся младших классов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://sibac.info/archive/guman/11(83).pdf (дата обращения: 12.12.2020).
  5. Солдаткина М.А., Патриотическое воспитание младших школьников в условиях взаимодействия школы и семьи / М.А. Солдаткина, Н.И. Евсюкова // В сборнике: Научные исследования: проблемы и перспективы. - 2020. - С. 50-53.
  6. Судьина Л.В., Патриотизм - составляющая гражданской идентичности личности / Л.В. Судьина //В сборнике: Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. - 2019. - С. 60-65.
  7. Харитонова С.А.. Актуальные проблемы современного патриотического воспитания / С.А. Харитонова, С.П. Татарова // В сборнике: Социально-экономическое развитие России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 102-106.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены