РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие педагогической компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания

Галина Тагировна Ахмеджанова

Современный мир меняется с невероятной скоростью. Изменения, которые происходят в обществе на современном этапе, модернизация образовательной системы предъявляют все новые и новые требования к уровню знаний и умений учителя, в частности классного руководителя.

Актуальность вопроса компетентности классного руководителя очевидна: воспитатель желающий изменить своего воспитанника, в первую очередь должен измениться сам. Неслучайно в современном обществе на первое место выходит определение людей компетентных или некомпетентных, а, следовательно, способных или неспособных выполнить профессиональный долг на продуктивном, творческом уровне [3, с.24].

Термин «компетентность» стали активно употреблять ученые и практики с 90-х годов ХХ века. Тогда же были впервые сделаны попытки сформулировать требования к профессионально-педагогическим и психологическим качествам учителя. В словаре С.И.Ожегова компетентный определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области»

В психолого-педагогической литературе можно найти интерпретацию компетентности в следующем виде:

  • система знаний и умений педагога, проявляющихся при решении на практике профессионально-педагогических задач;
  • система знаний и умений, на основании которых сформирован творческий потенциал учителя и построена его деятельность;
  • владение знаниями, умениями и их нормами, необходимыми для выполнения своих профессиональных обязанностей, а также необходимыми качествами для их выполнения, реальная профессиональная деятельность в соответствии с эталонами и нормами [1, с.9].

Воспитательные функции в кадетском училище выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания возложена на воспитателей работающих со взводом.

Выделим критерии компетентности классного руководителя.

Объективные критерии:

  • соответствие профессии;
  • производительность;
  • результативность;

Субъективные критерии:

  • профессионально важные качества (уверенность, эмоциональная стабильность, открытость, социальная активность, ответственность, открытость к новому);
  • профессиональные знания, умения, навыки;
  • профессиональная мотивация;
  • профессиональная самооценка и уровень притязаний;
  • профессиональное направление;
  • способность к саморегуляции и стрессоустойчивости;
  • устойчивая система отношения к себе, ученикам, профессии, коллегам, которая влияет на удовлетворенность профессией и своими профессиональными результатами [5, с.19].

Успешный кл. руководитель – это, во-первых, организатор. Умелая организация коллективной деятельности взвода, развитие увлеченности кадет общими делами, интересами кадетского коллектива – ежедневная кропотливая работа в этом направлении имеет огромное воспитательное воздействие на кадет.

Во-вторых, кл. руководитель - это психолог. Работа кл. руководителя направлена на создание благоприятного климата в коллективе. В своем арсенале кл. руководитель должен иметь приемы и методы, позволяющие ему понимать взаимоотношения кадет, регулировать и развивать их общение и отношения.

В-третьих, кл руководитель - это поддержка для всех кадет, как сильных и одаренных, так и «трудных» и имеющих сложности с освоением учебного материала. Умение строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с другими кадетами, помогать в решении учебных и жизненных проблем - вот задачи, которые необходимо ежедневно и своевременно решать кл. руководителю.

Известный школьный афоризм гласит «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Успешность воспитания кадет во многом зависит от того как складываются отношения между педагогами, родителями, воспитателями и кадетами. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и училища также играет кл. руководитель, который призван установить сотрудничество между сторонами и направить его на реализацию общего дела – воспитания кадет.
Таким образом, кл. руководитель должен уметь на высоком уровне решать сложные профессиональные задачи.

Исходя из этого, предметом методической работы в училище является повышение качества работы классного руководителя. Классное руководство – особый феномен педагогической сферы. Сегодня, когда растут требования к образованию, ключевыми критериями становятся понятия «результативность», «качество воспитательного процесса, а вместе с тем и «качество работы классных руководителей».

Работа по развитию методической компетенции классного руководителя должна способствовать:

  • творческому содействию личности, осознанию ею значения прежде всего творческих, гуманитарных потребностей, мотивов, целей как ведущих в ее развитии и жизнедеятельности;
  • развитию творческих черт характера, в частности целеустремленности, инициативности, любознательности, критичности ума, самостоятельности, порядочности и тому подобное.

Эти черты должны формироваться как устойчивые качества личности, определяющие программу ее поведения, активного творческого отношения к обществу, к себе, людям, природе, искусству и труду;

  • творческому самосознанию, которое проявляется в самопознании и адекватной самооценке, самоорганизации, самореализации и самосовершенствовании, эмоциональной саморегуляции в отдельных ситуациях;
  • развитию творческих качеств интеллекта – логического, диалектического и целостного восприятия действительности, творческого воображения и фантазии, внимания и памяти, формированию умения определять и решать жизненные задачи, разрабатывать творческие проекты;
  • постоянному росту потенциала творческой деятельности – желанию систематически приобретать новые знания в определенной области, умению творчески их использовать, экспериментировать, исследовать, участвовать в совершенствовании окружающей среды;
  • формированию психических качеств творческой личности, ее темперамента, свойств нервной системы и соответственно к ним целесообразного индивидуального стиля деятельности и поведения.

Для развития методической компетенции классного руководителя в училище применяют индивидуальные, групповые и коллективные формы.

  • Индивидуальные – самообразовательная деятельность классного руководителя. Каждый педагог в течение 3 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме методического объединения и связана с методами военно-профессиональной ориентации кадет. Результаты работы классного руководителя заслушиваются на заседаниях МО, фиксируются в личных картах методической активности.
  • Групповые – открытые воспитательные мероприятия, методическое объединение классных руководителей, педагогические гостиные, педагогические чтения [2, с.11].
  • Коллективные – серия круглых столов по теме «Современное воспитательное мероприятие», практикум «От теории к практике: многообразие методов воспитательного воздействия», практико-ориентированный семинар для классных руководителей учебных курсов по теме «Гражданско-патриотическое воспитание кадет как ведущее направление образовательной деятельности училища», участие в научно-практических конференциях.

Таким образом, в училище ведется разноплановая и значительная по объему, по содержанию, имеющая теоретическое и практическое значение деятельность по развитию педагогической компетенции классных руководителей; обеспечивается научно-методическая и организационно-педагогическая поддержка педагогических сотрудников в реализации государственной политики в области образования и требований Министерства обороны РФ.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2023 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены