РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Близнецы и двойняшки. Особенности развития и воспитания.

Автор: Свистунова Мария Анатольевна

Все родители двойняшек считают, что выиграли у судьбы двойной приз, и они совершенно правы: за терпеливое девятимесячное ожидание чуда мама и папа вознаграждены вдвойне: не один, а два ребенка сразу!

В совершенно исключительной ситуации оказываются и сами дети: им предстоит абсолютно уникальный опыт – прожить жизнь в сопровождении спутника. Известно, что близнецовая связь – узы не менее прочные, чем те, что связывают мать и ребенка. Жизнь крошек началась в тесном соседстве друг с другом, и далее – день за днем – они ни на минуту не разлучаются.

Строго говоря, двойня – понятие не совсем точное. Двойняшки могут быть моно- и дизиготными близнецами, в зависимости от того, развивались ли малыши из одной или двух материнских яйцеклеток. В первом случае дети всегда однополые: ведь в генетическом смысле они представляют собой точные копии друг друга. Во втором случае двойняшки могут быть как одного, так и разного пола, и сходство между ними не больше, чем между родными братьями и сестрами, рожденными в разное время: у них совпадает всего от 40 до 60% генов.

Монозиготные близнецы.

Повышенное внимание монозиготная близнецовая пара вызывает буквально у всех: ими восхищаются бабушки на улице и врачи в поликлинике, воспитательницы в саду и учителя младших классов. В этом как раз и состоит проблема: окружающие впечатляются этой картинкой сходства, забывая о том, что перед ними – два разных человечка, каждый из которых - отдельная личность. Чем сильнее это восхищение, тем больше дети подсознательно убеждаются: их главное достоинство в том, что их двое и они такие «одинаковые».

Когда взрослые обращаются к детям по фамилии и во множественном числе, как бы забывая, что у каждого из них есть свое имя, установка на то, что близнецы – одно целое, закрепляется. Тем самым тенденция «психологического слияния» близнецов становится крайне высокой.

На самом деле, психологическая связь между близнецами (двойняшками) чрезвычайно сильна. Дети идеально подходят друг другу как партнер для игр. Такие детки развиваются практически синхронно. Они проводят большее количество времени вместе, по сравнению с обычными братьями и сестрами , имеющие разницу в возрасте. В отношениях между детьми ярко выражено взаимопонимание и взаимопомощь. Казалось бы, что может быть лучше? Родители получили сразу двух замечательных детей, а каждый из детей получил не только любящих родителей, но еще и друга.

Но не все так просто как кажется на первый взгляд.

Чем больше близнецы похожи между собой, тем меньше выражена потребность контакта с окружающими. К примеру, дети в возрасте трех лет прекрасно общаются на своем, понятном им языке и не стремятся к общению с другими. Общаясь со своим обожаемым «Альтер-эго» ребенок чувствует себя великолепно. У детей свои собственные игры, понятные им обоим.

В данном случае у близнецов исключается интерес к другим детям. Близнецам другие детки- ровесники кажутся непонятными и становится неясно для чего они, такие не похожие не них. Зачастую каждый из близнецов время от времени откликается на оба имени по очереди, не отдавая себе отчет в том, что ему принадлежит лишь одно имя. В результате возникает так называемая «близнецовая ситуация», когда дети создают как бы свои «микрокосм» куда не допускаются посторонние, отождествляют себя друг с другом и считают себя единым целым.

Близнецы развиваются очень своеобразно. Часто один из пары раньше начинает контактировать с окружающими и начинает выражать желания за обоих : «Мы хотим есть», «Нам нужно купить новую машину»… и т.д. При этом другой умеет лучше читать. Таким образом, умения и навыки, которыми овладевает обычный ребенок, распределяются в близнецовой паре пополам. Тем самым усиливая связь между детьми. Получается, что один дополняет второго, и каждый из них оказывается совершенно беспомощен в отдельности от другого.

Дизиготные близнецы.

Дизиготные или разнояйцевые близнецы-это дети, развивавшиеся из разных материнских яйцеклеток. Могут быть как однополые, так и разнополые, бывают детки совершенно не похожие или напротив, безумно похожие. Такие дети ощущают свою разность от брата или сестры, осознают свое отличие друг от друга. При этом остается сильнейшая взаимосвязь. Отношения в такой паре гораздо теснее, чем между братьями и сестрами, имеющими разницу в возрасте.
Такие дети все детство проводят рука об руку. Начинают незначительно отдаляться друг от друга в подростковом возрасте, когда девочки начинают опережать в своем развитии мальчиков. И то это явление временное.

Три проблемы, с которыми сталкиваются родители близнецов:

  1. Наиболее ярко в близнецовой паре выражена проблема соперничества. Причина этой проблемы уходит в ранее детство, в период постоянного «сравнения» детей. В глубине души дети хотят отличаться друг от друга, поэтому при условии «уравнивания» могут бунтовать. А может быть и обратная сторона соперничества: борьба за справедливость – необходимость иметь все одинаковое и том же количестве что и другого близнеца. Один простит пить, тут же прибегает другой; один нашел шишку- у второго «горе» и паника, если поблизости больше шишек не оказалось. Как же поступать в таких ситуациях? Попробовать объяснить детям, что лучше не повторять друг за другом, а прислушиваться к собственным желаниям. Для этого необходимо уточнить у ребенка о его истинное чувство, например: «Артем, проси пить, если ты действительно хочешь пить, а не из-за того, что воды просит твои брат (сестра)». Не обращайтесь сразу к обоим детям: «Вы хотите есть?» Обращаться с вопросом необходимо к каждому ребенку: «Арте, ты голоден? А ты Саша? Кому купить булочку? А кому мороженое?» Помогайте своим детям принимать разные решения.
  2. Проблема ревности в близнецовой паре занимает не меньшее место, чем проблема соперничества. В семьях, где эта проблема стоит остро, крайне противопоказано какого-либо рода соревнования. Это касается и приема пищи («Кто первый съест кашу?»), и наведения порядка («Кто быстрее и больше соберет игрушек?»), и умения одеваться ( «Кто быстрее соберется на прогулку?»), и скорости выполнения домашнего задания («Кто быстрее прочитает рассказ?», « Кто скорее выполнит упражнение?») и т.д. Проигравший близнец будет чувствовать себя ущемленным, огорченным, расстроенным до конца дня. Обида от «проигрыша» может продлиться и дольше. Решением проблемы может стать привлечение обоих близнецов к «партнерским» играм, развивающие воображение, помогающие осознать положительные стороны сотрудничества.
  3. Проблема первенства стоит, в семьях воспитывающих близнецов (двойню), особо ярко. Каждый из пары или один близнец старается занять «лидирующие», «главенствующее» положение - во всем быть первым! Для детей оказывается принципиально важным чье имя произнесли первым, и до глубины души окажется обижен тот из детей, чье имя представили последним. Как же поступать родителям? В первую очередь, общаться со своими детьми как с личностями. Стоит просто поговорить с детьми, что совершенно не важно какое имя представлено первым, а обижаться некрасиво. Наиболее значимо для родителей понять причину такого поведения, откуда возникло желание «выделится»? Возможно, дети чувствуют дефицит родительского внимания и таким образом пытаются его привлечь. Возможно, детям просто не хватает времени, которое родители проводят с ними.

Перед родителями близнецов стоит непростая задача. Им предстоит воспитывать в каждом ребенке личность, при этом не разрывая и не нарушая «близнецовую» связь. Главный «психологический шаг», который необходимо совершить родителям, уйти от сравнивания близнецов между собой. Двух одинаковых людей быть не может! И уж тем более стоит забыть о фразе: «Близнецы - это одно существо в двух экземплярах». Мамы и папы должны твердо уяснить: несмотря на то, что у них родились близняшки, их дети – это разные люди, и каждого из них следует рассматривать по отдельности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены