РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Патриотическое воспитание - традиции и инновации.

Болотских О.А., педагог-организатор
ГБОУ СОШ №667 Невского района
Санкт-Петербурга

Сложность воспитательного процесса заключается в его многообразии и различной целевой направленности. Анализ истории педагогики показывает, что те или иные цели воспитания становятся актуальными в различные исторические периоды.

Сегодняшняя молодёжь - это особая часть российского общества, её интересы, увлечения отличаются от людей старшего поколения. Куда сейчас идёт российская молодёжь? С какими ценностями и моральными, и нравственными молодые люди вступают в жизнь?

Каковы же приоритеты нашего молодого поколения? Эти вопросы на сегодня должны быть одними из главных, потому что в России уже давно существует кризис ценностных ориентаций, что проявляется в падении морально-нравственных норм, отсутствии чётких правил и принципов.

Катастрофические изменения в морально-психологическом укладе жизни, произошедшие в нашей стране в конце XX века привели к разрушению основ духовности. Особенно эти изменения пагубно повлияли на молодое поколение. В обществе стали обесцениваться нравственные идеалы доброты, честности, бескорыстности, трудолюбия, служения на благо Отечества.

Препятствием к воссозданию традиционного уклада жизни являются средства массовой информации, в том числе интернет, массовая культура, разобщённость, озлобленность людей, разлагающее явление потребительской психологии.

В начале XXI века в России продолжается процесс становления гражданского общества и демократического правового государства, идёт процесс создания новых общественных отношений и ценностных ориентаций и, прежде всего у современной молодёжи и подрастающего поколения. Этот процесс вызывает к жизни социокультурное явление - патриотизм нового российского общества.

Патриотизм является источником духовной силы российских граждан. Это святое чувство побуждает каждого из нас повышать национальную безопасность Родины.
Российский патриотизм – явление уникальное, своеобразное. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы сего дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление жить его интересами и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни, особая любовь к родной природе.

Природа, родители, родственники, Родина, народ, не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренения и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.

Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего Рождения. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания.

Патриотическое воспитание - это воспитание любви к Родине, к земле, на которой родился и вырос.

Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования личности. Философ Ю.А. Шнайдер отмечал: «Самая страшная из грозящих нам катастроф - это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть и всего земного на Земле), сколько антропологическая - уничтожение человеческого в человеке.

Самым страшным проклятием для России, из которого вытекают все беды, является безнравственность. Допустимость бесчестных поступков (коррупция, воровство) глубоко проникла в российский менталитет. Причиной тому является отсутствие чувства собственного достоинства в народных массах, неверие в свои силы. Между тем, осознание себя каждым русским себя как личности, могло бы повлечь за собой противодействие произволу власти и пробуждение уважения к чужому мнению. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать молодому сохранить себя, свой язык, свою культуру».

С каждым днём всё меньше остаётся ветеранов Великой Отечественной войны, живых свидетелей страшного исторического периода, тем важнее желание сохранить память о наших предках, которая выливается в историю нашего Отечества. Создание литературно- музыкальных композиций, фотопроекта «Бессмертный полк»-позволяет глубже изучить историю данного периода, почувствовать гордость, боль, ужас, горечь, страх, свою сопричастность к героическому прошлому своей семьи, передать потомкам свою семейную военную историю. Интервьюирование, работа в семейных архивах, исследование в районной библиотеке по документальным книгам и газетам, участие в районных проектах «Забвению не подлежит…» и « Победители…»,осознание необходимости увековечивания памяти воинов, Комплексные экскурсии на историко-мемориальные комплексы «Журавли…», Пискарёвское кладбище, «Цветок Жизни», Дневник Тани Савичевой, разорванное кольцо Блокады, Вахта Памяти ,концерты для ветеранов в Домах дневного пребывания пенсионеров и т. д. Успешность любой деятельности определяется мотивами, к ней побуждающими.

Формы воспитания патриотического чувства разнообразны: это проведение творческих фестивалей патриотической песни, это и организация фотовыставок, участие в демонстрациях, шествиях. Целью этих мероприятий является привитие чувства единства с героями страны, уважения к памяти истории и формирование желания нести тот исторический опыт самостоятельно, быть проводником знаний для будущих поколений. Старая мудрость гласит нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Поэтому практическое применение знаний по отечественной истории является важным инструментом патриотического воспитания в системе школы.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены