РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Совершенствование профессиональной деятельности педагогов музыкального направления

В условиях развития всей Российской системы образования словосочетание «получение образования» в настоящее время – это не только накопление знаний, умений и навыков, это ещё освоение общекультурных ценностей. Педагогическое наблюдение показывает, что наряду с очевидным для всех повышением уровня общей осведомлённости детей в разных областях научного знания, очень отстаёт в развитии нравственное сознание и воспитание чувств. Воспитание человека душевно чуткого к другим людям и окружающему его миру, непримиримого к проявлениям зла и несправедливости, человека со стремлением сделать мир лучше, стало особенно актуальным в наше время.

Музыкальное искусство является тем действенным средством, которое может оказывать влияние на развитие нравственности и чувств человека. Эмоциональная отзывчивость на музыку формирует эмоциональную личность в целом, что является одной из основных задач эстетического и, в особенности, музыкального воспитания.

Решение задач музыкального воспитания невозможно без знания русской народной музыки, приобщающей ребёнка к национальной культуре, к истории своего народа.

Русские народные песни знакомят детей со старинными традициями и обычаями, жизнью и характером русского человека - трудолюбивого и отзывчивого, мужественного и терпеливого, смекалистого и простодушного. Разучивание народного песенного материала развивает у ребёнка не только специальные музыкальные навыки. Например, народные игровые песни развивают воображение и фантазию, инициативу и самостоятельность ребёнка, в игре детям привычнее и легче общаться, они учатся помогать друг другу, сопереживать: радуются успеху, огорчаются неудачному исполнению и стараются исполнить произведение лучше. При этом формируются коллективные качества, ответственность за общее дело.

Знакомство с русским народным творчеством начинается в раннем детстве. От мамы ребёнок слышит нежную мелодию колыбельной песни: «Приди, котя, ночевать, нашу детыньку качать», узнаёт песенки-прибаутки, потешки, считалки. Важно не только сохранить детские представления о «Сороке-белобоке», «Козе-дерезе», «Котишке – сером лобишке», не только познакомить с новыми примерами русского народного творчества, а воспитать у детей чувство гордости за самобытность национальной культуры, пробудить познавательный интерес к русскому народному творчеству. Изучение русского народного творчества и музыкального, в частности, способствует формированию патриотических чувств ребёнка, развитию его духовности через приобщение к народной культуре.

«Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное своим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - писал великий русский педагог К.Д.Ушинский. Мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории К.Д.Ушинского. Он доказывал, что такая система воспитания развивает и укрепляет в детях самые ценные моральные качества – патриотизм и национальную гордость. Ушинский обосновал важнейшее требование к педагогам – строить учебно-воспитательную работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания.

Основой для становления теории и методики музыкального воспитания в нашей стране стали концепции ведущих педагогов и психологов России советского периода Бехтерева В.М., Блонского П.П., Выготского Л.С., Каптерева П.Ф., Теплова Б.М. Необходимость систематического музыкального воспитания детей с раннего возраста; создание системы эстетического воспитания и образования школьников; формирование творчески активной личности – эти положения остаются актуальными и в современном обществе.

В.А.Сухомлинский – крупнейший отечественный педагог писал: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Сегодня идеи, формы и методы обучения и воспитания детей гуманистической педагогики Сухомлинского стали повседневной практикой.

Музыкально-педагогическая концепция массового музыкального воспитания принадлежит Д.Б.Кабалевскому - классику советской музыки, выдающемуся просветителю и педагогу. На её основе построена программа по музыке для образовательной школы.

Ученик и последователь Д.Б.Кабалевского - Г.А.Струве стал основателем новой формы музыкально-воспитательной работы с детьми – детской хоровой студии. Он создал уникальную систему музыкального воспитания, позволяющую учить всех, без отбора. Его методика по освоению музыкальной грамотности «Хоровое сольфеджио» широко известна у нас в стране и за рубежом.

Теория и методика музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора разработана коллективом сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора Ветлугиной Н.А.

Большой вклад в систему музыкального воспитания и образования детей внесли выдающиеся современные педагоги-музыканты Соколов В.Г., Попов В.С, Славницкий Ю.М., Грибков С.Ф., Чернушенко В.А. и др.

План-конспект занятия «Песенная масленица» составлен для группы хора второго года обучения. Это одно из занятий по изучению темы «Народная музыка» учебно-тематического плана программы «Путешествие в волшебный мир музыки». Программа рассчитана на 3 года обучения, 144 часа в год. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Описание занятия

Цель педагога на предлагаемом занятии - познакомить детей с русской народной традицией Проводов зимы - праздником Масленицы на примере русских народных песен.

На занятии педагогом используются групповая и индивидуально-групповая формы работы с учащимися, а также индивидуальный опрос теоретического и музыкального материала.

Музыкальный материал к занятию подбирался согласно

а) программным требованиям: художественная ценность и доступность произведений с учётом возрастных особенностей детей и возможностей данного коллектива;
б) сценарному плану занятия: подобрать наиболее яркие музыкальные примеры для того, чтобы раскрыть тему занятия.

Организационный момент занятия: приветствие «Музыкальный урок» Е.Тиличеевой устанавливает психологический контакт педагога с детьми.

Подготовительный этап занятия включает обязательные упражнения на развитие и закрепление вокально-хоровых навыков.

Правильная певческая установка - первое неукоснительное правило на занятии хора. Дети на протяжении всего занятия должны самостоятельно следить за тем, как они сидят или стоят при исполнении произведения.

Дыхательная гимнастика: упражнения «Ёжик», «Дракончики» - из методического пособия «Игры и упражнения по развитию речи»

Лесиной Т.Е. – методиста ТКК ГОУ СПб ГДТЮ.

Упражнения «Ладошки», «Кошка», «Обними плечи», «Поворот головы» - дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Упражнения помогают снять эмоциональное и мышечное напряжение, улучшают кровообращение, способствуют развитию координации движений. Комплекс дыхательных упражнений проходит под музыку, что создаёт особый настрой для готовности детей к занятию.

Скороговорки: не стоит брать быстрый темп при произнесении хором. Лучше проговаривать медленнее, но чётко, постепенно добиваясь определённого педагогом темпа. При индивидуальном опросе учащихся темп произнесения скороговорки приблизить к наиболее быстрому, соответствующему возможностям ребёнка. Скороговорки «Около кола колокола, около ворот коловорот», «От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт» можно пропеть с поступенным движением (1 – 5 ступень) вверх и вниз, использовать в качестве упражнения на разогревание голосового аппарата, звуковедение.

Распевки: упражнение «Звонко, звонко пойте» всегда исполняется для закрепления правила пения: не форсировать звук, для закрепления связного пения и выработке пения legato.

Попевка-скороговорка Д.Кабалевского
«Улица хмурится» захватывает диапазон звучания октавы (До 1 – До 2) с движением мелодии сверху вниз и обратно, полезна для работы над дикцией.

Исполняя её в разных темпах - от медленного к быстрому, повторяем обозначение темпов в музыке: largo, andante, allegro. Игровое упражнение

«Музыкальное эхо» М.Андреевой – на внимание, на точное повторение услышанных интервалов, на закрепление динамических оттенков forte и piano, на работу над музыкальным образом этой маленькой песенки. Упражнение исполняется «по ролям», что помогает детям проявить ещё и свои артистические способности.

Повторение материала предусматривает «концертное исполнение» песен, для чего необходим определённый эмоциональный настрой класса. Исполнить выученные ранее песни нужно выразительно, артистично. Оркестровую партию в «Частушках» следует повторить отдельно, а затем соединить с хором.

Разучивание нового материала всегда начинается с представления произведения – показа педагогом. Русская народная песня «Блины» -
с элементами двухголосия. Разучивание песни начинается с двухголосного припева. Партии учим всем хором, а затем делимся на голоса. Разделение на сопрановую или альтовую партию детей младшего школьного возраста условное, т.к. нет ещё ярко выраженной окраски тембра голоса. Поэтому можно предложить исполнить 1-ю партию девочкам, 2-ю – мальчикам или разделить партии по рядам. В песне 5 куплетов. Слова куплетов можно выучить на занятии, а пропевать всю песню до конца не следует. Лучше хорошо отработать два-три куплета, закрепив исполнительские навыки. Песня «Широкая масленица» исполняется без сопровождения. Это одноголосная миниатюра. Пение без сопровождения активизирует хористов, заставляет внимательней прислушиваться к своему голосу и голосу соседа. Отработав песню в медленном темпе, можно переходить к ускорению. Три раза повторяющаяся мелодия куплета песни должна звучать как одно целое.

Слушание музыки помогает расширить кругозор, обогатить слуховой опыт, научиться слушать и слышать, помогает развить у ребёнка воображение и новые представления.

Слушание предваряется кратким рассказом об авторе музыки. Слушая песню Н.Римского-Корсакова на слова И.Устюжанина «Проводы зимы», дети непроизвольно начинают подпевать слова припева. Музыка великого русского композитора не может оставить равнодушным никого, тем более чистые детские души.
Подведение итогов занятия: что нового и интересного узнали дети на занятии, какой музыкальный материал запомнился больше и почему. Дать оценку работы учащихся на занятии.

Заключение.

Для подготовки к занятиям педагогу необходимо ясно определить и поставить цель занятия, подобрать самые яркие и интересные примеры, раскрывающие тему занятия.

Эмоционально и увлекательно преподнести теоретический и практический материал. Быть готовым к тому, что в ходе занятия возможны изменения намеченного плана: ответы, рассуждения и фантазии детей иногда могут быть непредсказуемыми, причём высказаться хотят почти все. Подвести итог детским импровизациям можно таким образом: дать домашнее задание сделать творческую работу на предмет, вызвавший столько эмоций. Например: рисунок, поделка, сочинение и т.д.

Неверно исполненное музыкальное задание необходимо проанализировать вместе с детьми, постараться тут же его исправить. Очень деликатно отметить ошибки детей в исполнении музыкальных произведений и обязательно похвалить за старание.

Закрепление музыкального материала развивает навык концертного выступления, артистических качеств ребёнка. Поэтому на занятии хора нужно чередовать разучивание материала сидя с исполнением стоя – «как на концерте».

План-конспект «Песенная масленица» может быть использован как проект тематических мероприятий для детей младшего школьного возраста

  • педагогами дополнительного образования школ и УДОД для подготовки и проведения занятия. Музыкальный материал можно дополнить или заменить;
  • классными руководителями во внеклассной работе с учениками. Наряду с песнями в сценарий можно дополнительно включить стихи, загадки, сценки и пр.;
  • педагогами-организаторами школ и УДОД в проведении массовых мероприятий, дополнив праздник театрализованными представлениями, народными играми, творческими мастерскими и т.д.

Библиография

  1. Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А., Кадобнова И.В., Критская Е.Д., Лисенкова Г.П., Тарасов Г.С. Программа по музыке для общеобразовательной школы. М., Просвещение, 1983.
  2. Аникин В.П. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., Детская литература, 1975.
  3. Кулагина А.В. Русское устное народное творчество. М., РАО, 1996.
  4. Мельников Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор. М., 2000
  5. Попов В.С. Советы руководителю хора. Школа хорового пения. Выпуск I. М., Музыка, 1985.
  6. Соболева Г.Г. Россия в песне. М., Музыка, 1976.
  7. Соколов В.Г. Работа с хором. М., Музыка, 1967.
  8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Кишинёв, Лумина, 1979
  9. Струве Г.А. Школьный хор. М., Просвещение, 1981.
  10. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Изд. Гранд-Фаир, 2004
  11. Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. СПб, Лань, 2000.
  12. Яковишина Е.И. Русская народная песня для детей. СПб, Детство – пресс, 1999.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика