| РАЗРАБОТКИ | Решение квадратных уравнений с параметрами с учащимися 8-9 классовКвадратные уравнения применяются для решения задач практического характера с незапамятных времен. Для большинства современных учащихся их решение едва ли может представлять особую сложность, однако ситуация может кардинально измениться, если в уравнении появится параметр... На примере 3-ех задач различного уровня сложности автор попытался осветить наиболее частые проблемы, с которыми могут столкнуться школьники в рамках подготовки к Единому государственному экзамену. Говоря о проблемах и трудностях, с которыми учащиеся 8-9 классов могут столкнуться на уроках алгебры, безусловно, следует упомянуть вопросы, касающиеся решения квадратных уравнений с параметрами. Казалось бы, сами по себе квадратные уравнения вряд ли могут представлять сложность для учащихся 8-9 классов, однако в случае если в квадратном уравнении фигурирует параметр, дело принимает совсем иной оборот. Итак, попробуем разобраться. Ученые полагают, что квадратные уравнения применялись астрономами, специалистами по аграрному и военному дела (а впоследствии и многими другими, включая, конечно, математиков) еще во времена существования Древнего Вавилона в III-II вв. до н.э. В соревнованиях по решению квадратных уравнений участвовали ученые Древней Индии, задачи с уравнениями второй степени решали также в Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Китае, одним словом этим занимались ученые-представители всех крупных древних цивилизаций. С развитием математики проблемой квадратных уравнений занимались видные мировые ученые, такие как Франсуа Виет, Михаэль Штифель, Альбер Жирар, Рене Декарт и другие. А теперь и мы прикоснемся к тому, что занимало умы великих ученых-математиков на протяжении тысячелетий. Согласно общему определению квадратное уравнение – это уравнение вида ax^2+bx+c=0, где x- переменная, a, b, c – коэффициенты, причем a≠0. Известно, что для решения уравнения подобного вида необходимо вычислить дискриминант и в зависимости от его значения (если D ≥0 воспользоваться формулой корней, если D <0, корней нет) получить соответствующий ответ. Однако в случае решения квадратных уравнений с параметрами ситуация не будет столь однозначной. Давайте рассмотрим несколько примеров. Необходимо исследовать и определить, при каких значениях параметра уравнения имеют решения: x^2- (m-2)*x-(m-2)=0 Квадратное уравнение имеет решения, если D ≥0, т.е. D=(m-2)^2+4(m-2)=(m-2)(m+2)≥0 Таким образом, уравнение имеет решения при m∈(-∞;-2]∪[2;+∞) и решением будет являться значения x_1,2=(m-2±√(m^2-4))/2 При m=-2 x=-2 (единственное решение). x/(x^2-4)+a/(x^2+2x)+1/(2x-x^2 )=0 Найдем ОДЗ: x≠±2 Путем приведения к общему знаменателю получим: x^2+(x-2)a-(x+2)=0. Упростив выражение, получим: x^2+(a-1)x-2a-2=0 Если D=(a-1)^2+8a+8=(a+3)^2>0, тогда при Таким образом, решением данного уравнения будет являться корень x_1=- a-1 в случае, если: Ответ: При a≠±1 ∃ единственное решение x=- a-1 x/m(x+1) -2/(x+2)=(3-m^2)/m(x+1)(x+2) Найдем ОДЗ: m≠0 Приведем уравнение к общему знаменателю: x(x+2)-2m(x+1)=3-m^2 Упростив выражение, получим: x^2-2(m-1)x+m^2-2m-3=0 Если D=4(m-1)^2-4(m^2-2m-3)=16>0, тогда x_1,2= (2(m-1)±4)/2=(m-1)±2 Выясним, при каких значениях параметра m x принадлежит ОДЗ (см.действие 1). x≠-1 , тогда x_1= m+1≠-1,тогда m≠-2,а значит x_2= m-3≠-2-3≠-5 или x_2= m-3≠-1,тогда m≠2,а значит x_1= m+1≠2+1≠3 При m=0 уравнение не определено. Ответ: При m≠±2 существует 2 корня: x_1= m+1 и x_2= m-3 Итак, мы рассмотрели несколько примеров решений квадратных уравнений с параметрами. Эта тема включена в учебную программу по алгебре для учащихся 8-9 классов, что делает ликвидацию пробелов по данной тематике необходимым фактором в условиях современного образовательного процесса, а также в рамках подготовки к Единому государственному экзамену. 
Всего комментариев: 0
			
			
			
			
			
		
 Новые статьи Приемы мнемотехники на уроках русского языка: как сделать сложные правила простыми и запоминающимися Трудности в освоении английского языка у длительно болеющих детей Создание интеллектуальной системы «вопрос-ответ», распознающей речь и реагирующей на неё Сценарий праздничного школьного концерта, посвященного Международному Дню учителя Последние новости образования В Рособрнадзоре рекомендуют абитуриентам-гуманитариям 2027 года готовиться к ЕГЭ по истории Министерство просвещения выделило 19 основных проблем российской системы образования   В помощь учителю Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться. | Конкурсы   Диплом и справка о публикации каждому участнику!   Лучшие статьи Как научить ребенка быть чутким к учителям Учитель – это путь длиною в жизнь: опыт, признание и вера в учеников Сценарий концерта, посвященный Международному женскому дню Сценарий классного часа, посвящённый Дню Победы «Этот праздник со слезами на глазах» Родителям Благодарность учителям от родителей на выпускном вечере или последнем звонке Основы психолого-педагогического взаимодействия с подростками "Живой песок" - использование кинетического песка в детском саду День народного единства   День народного единства (4 ноября) - сценарии, классные часы и презентации к празднику | 
 
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены 