РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Цифровой класс: разбираемся в тонкостях с экспертом

В 2019 году почти все российские регионы примут участие в проектах цифровизации российской школы. Цифровая школа – это не только компьютеры и интернет, важным компонентом цифровой среды являются инструменты, позволяющие организовать в школе учебный процесс.

На наши вопросы отвечает Денис Мамонтов, генеральный директор издательства «Физикон», эксперт по технологиям электронного и смешанного обучения, разработки цифрового контента и автоматизации учебных процессов в образовательных организациях.

— Что такое «Цифровой класс»?

— Это комплекс цифровых инструментов и сервисов для организации обучения. Фактически, это все информационные технологии, которые нужны учителю, собранные в одном месте. Спланировать работу помогут инструменты для создания рабочих программ по предметам, по планированию урока и наполнению его цифровыми ресурсами. При проведении урока пригодятся инструменты для фронтальной работы на интерактивной доске, для работы с электронными учебниками в классе, для выполнения лабораторных практикумов. «Цифровой класс» позволяет автоматизировать выполнение и проверку домашнего задания, контрольные работы в классе, проектную деятельность. Кроме того, учителя и ученики могут сами создавать контент для «Цифрового класса» и сразу публиковать его на платформе.

Сформировать такую экосистему оказалось непросто. Удалось найти два решения, которые оптимально закрыли собой все функциональные потребности цифрового класса: образовательную платформу «Облако знаний» и мобильный класс «Веримаг». «Облако знаний» отвечает за онлайн-компоненты, а «Веримаг» дополняет его в офлайн. Для нас было важно обойтись минимальным количеством платформ — апробация показала, что учителю на уроке не очень удобно переключаться с одной платформы на другую. Поэтому прямо в ходе апробации мы интегрировали «Веримаг» и «Облако знаний» друг с другом, чтобы учитель мог запускать необходимый ему инструментарий «из одного окна».

— Зачем цифровому классу офлайн?

— Мы живем в большой стране: это огромные расстояния, школы, разные по уровню оснащения, и, в том числе, по качеству доступа в Интернет. Поэтому для нас было важно, чтобы хотя бы часть урока учитель мог провести с «цифрой», но без Интернета. Мобильный класс «Веримаг» использует прямое соединение между планшетами, мгновенно объединяет их в маленькую сеть, которая, при этом, не подключена к Интернету. Учитель может, например, одновременно открыть нужные страницы учебника на всех планшетах, получить результаты выполненных заданий на свой компьютер. Технологии «Цифрового класса» можно использовать и при индивидуальных консультациях или репетиторстве.

— Как новая система показала себя на практике?

— Министерство образования Московской области предложило сконцентрироваться на одном предмете и на одном классе, чтобы можно было сравнить результаты в разных школах. Мы выбрали уроки физики в седьмом классе. Естественные науки — прекрасная база для смешанного обучения, физика требует хорошей визуализации изучаемых явлений, и позволяет проверять полученные знания на практике в опытах и лабораторных работах.

Методисты написали сценарии уроков по теме «Сила упругости. Вес тела» и на их основе показали, как можно использовать инструменты цифрового класса. В одном случае это был урок новых знаний с упором на фронтальную работу и взаимодействие с учебниками на планшетах, в другом — контрольная работа. Школьники дома самостоятельно составили по одному заданию по теме, а на уроке, выполнив контрольную, обсудили с учителем свои задания. Оказалось, что все это можно успеть на одном уроке, если использовать модель «смена рабочих зон»: половина школьников выполняет компьютерный тест, вторая половина работает с учителем. Достаточно одного компьютера на двух школьников.

Очень интересной получилась лабораторная работа. Во-первых, мы попробовали «перевернутый класс». Ребята дома заранее изучили новый материал по интерактивным презентациям и прошли небольшой тест. Одна группа, показавшая чуть более высокие результаты, села за компьютеры, вторая начала работать с реальными установками и смогла «потрогать приборы» — в физике это важно. Через 20 минут ребята поменялись местами. А в виртуальной установке был очень хороший методический ряд — с выдвижением гипотез, подготовкой к работе, методикой обработки результатов эксперимента. Именно в виртуальной работе нам в наибольшей степени удалось реализовать компетентностный подход из ФГОС: ученики попытались выяснить, подтвердилась ли их гипотеза экспериментом. Были и те, кто изначально предположил неверно, но в ходе работы изменил свою точку зрения на правильную. Этот результат педагогически, наверное, даже более ценный.

— Как цифровые новшества оценили ученики? Не отвлекались на посторонние ресурсы в Интернете?

— Ни одного случая за весь эксперимент! Времени отвлекаться попросту не было. Это отличительная черта смешанного обучения, ведь на обычном уроке 80% времени тратится неэффективно. Ученик 15 минут ждет, пока учитель спросит «домашку», потом 10 минут нудно читает учебник, потом еще 10 минут следит, как троечник с соседней парты пытается написать на доске закон Гука. А в «Цифровом классе» каждый работает со своей скоростью. Ну, а эмоциональный фон — это, конечно, полный восторг. Нас спрашивали, приедем ли мы еще.

— Учителя попали в «Цифровой класс» с такой же легкостью?

— Перед тем, как войти в «Цифровой класс», педагоги тоже пошли учиться. Подготовку учителей взяло на себя издательство «Первое сентября» — сформировало программу курса повышения квалификации, организовало на своей платформе десять обучающих вебинаров, провело итоговое тестирование. Учителя, успешно закончившие курс, получили удостоверения о повышении квалификации.

— Как будет дальше развиваться «Цифровой класс»?

— Во-первых, мы работаем над масштабированием проекта: только в Московской области 1400 школ. Во-вторых, к «Цифровому классу» нужно подключить региональные информационные системы образования: школьный дневник, витрины цифрового контента. В-третьих, важно сформировать статистически-аналитические отчеты в разрезе школ и муниципалитетов, которые будут показывать эффективность использования того или иного цифрового контента или отдельных цифровых сервисов. 

Очень хотим опробовать цифровой класс в разных регионах. С несколькими регионами ведем переговоры, надеемся в этом году запустить в них пилотные проекты.

Каждый может оставить заявку по ссылке и протестировать систему в своем учебном заведении: https://is.gd/yIEETO


Редактор 17.06.2019 462 0
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика