РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровьесберегающие технологии в школе

Считается, что главной задачей школы является обучение детей основам наук, однако, в свете нынешнего состояния здоровья нации, необходимо считать, задачей, равнозначной обучению наукам, это обучение здоровому образу жизни, привитие навыков владения своим телом.

Вопросы здоровья детей - на повестке дня Минобразования и Минздрава, "круглого стола" Государственной думы, педагогических коллективов и родителей. И это не случайно.

Здоровье школьников в плачевном состоянии и искать пути выхода из сложившейся ситуации нужно всем вместе.

Урок является основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе – важный аспект педагогического процесса. Это то, что поможет детям освоить современную школьную программу и остаться здоровыми.

Статистика

Каждый пятый школьник оканчивает школу с хроническим заболеванием или даже инвалидностью, По данным медиков ухудшение состояния здоровья происходит в 7 лет, в 10 лет и в период с 12 до 17 лет. Имеется гипотеза, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего учебных перегрузок в начальной школе составляет порядка 12%, а в старших классах несколько больше 20 % . В школу поступают примерно 70% здоровых детей, а среди выпускников таковыми оказываются только 10%.

Наблюдается постепенное ухудшение зрения с 5-8 класса. Изменение зрения у этой группы детей составляет 6%.

Значительные нарушения зрения наблюдаются у учеников с 9-го по 11-ый класс и составляет 12%.

Самые распространенные заболевания у российских школьников. Как говорится в отчете Росстат, к абсолютно здоровым в первом классе были отнесены 4,3% детей. При этом к концу обучения в школе почти все школьники приобретают какие-либо болезни. Отмечается, что хронические заболевания стали диагностироваться на 52,8% чаще, а функциональные отклонения — на 15%.

Дети чаще всего страдают от заболеваний органов дыхания, в том числе гриппа и ОРВИ, в 2017 году эти болезни перенесли более 30 миллионов юных граждан России.

Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся

  • перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
  • несовершенство учебных программ и технологий;
  • авторитарный стиль преподавания;
  • отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
  • использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
  • недостаток двигательной активности учащихся;
  • неправильное питание учащихся;
  • несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.

Российская педагогическая энциклопедия определяет здоровье детей как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. "Среда" сейчас такая, что её трудно чем-нибудь уравновесить, и всё-таки делать эти попытки стоит.

"Концепция модернизации российского образования" предусматривает создание условий для повышения качества образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

  1. реальной разгрузки содержания общего образования;
  2. использование эффективных методов обучения;
  3. повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
  4. организация мониторинга состояния здоровья учащихся;
  5. улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
  6. рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени детей.

Для сохранения здоровья детей в школе необходимо использовать: здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Программа здравоохранения в школе включает 7 основных модулей:

  1. образование детей в сфере здоровья
  2. программы и практические руководства по физической активности
  3. школьное питание
  4. медицинские услуги в школе
  5. психологическое и социальное консультирование
  6. повышение квалификации работников школ в области здравоохранения
  7. активное участие семьи и общества

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

  1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
  2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
  3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:

  • обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;
  • рациональная организация двигательной активности учащихся;
  • система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Среди здоровьесберегающих технологий выделяют 3 группы:

  1. технологии обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса;
  2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьника;
  3. разнообразные психолого-педагогические технологии используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.

Технологии реализуются на основе личностно - ориентированного подхода.

Итак, что из себя представляет здоровьесберегающий урок?

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни .

Принципы здоровьесберегающего урока, направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья. Это:

  • принцип двигательной активности;
  • принцип оздоровительного режима;
  • принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
  • принцип реализации эффективного закаливания;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущей модальности, темперамента, билатеральности);

К здоровьесберегающим технологиям относятся:

  1. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
  2. Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.
  3. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
  4. Технологию раскрепощённого развития детей, разработанная физиологом В. Ф. Базарным.
  5. Технология психологического сопровождения учебной группы, которая была разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.

Основные же принципы здоровьесбережения следующие:

  • "Не навреди!" — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния напсихофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  • Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  • Субъект — субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровье-сберегающих мероприятий.
  • Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны быть ориентированы на возраст учащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  • Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, и только потом отмечают недостатки.
  • Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
  • Ответственность за свое здоровье — надо стараться сформировать ее у каждого ребенка, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но исходя из этих принципов, не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • построение урока с учётом работоспособности учащихся;
  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота);
  • благоприятный эмоциональный настрой;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

И давайте помнить о том, что Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.

Таким образом здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья у детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.

Тогда будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: "Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто"

Автор:
ГОУ Школа № 429 им. М.Ю. Малофеева
учитель биологии, химии
Павлова Галина Витальевна

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены