РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Школа - территория здоровья

Мы иногда задумываемся: «Что входит в понятие – счастье? Жить, творить, создавать, реализовывать себя как личность, любить … . Может быть. А может быть идти к этому всю жизнь, за шагом шаг, за этапом этап. Идти к счастью. А что для этого надо? Здоровье.
«Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья» (А. Шопенгауэр).

Одним из таких этапов, из первых этапов в жизни любого человека является школа. И тогда, для того, чтобы этот путь был легким и плодотворным, надо сформировать понятие о здоровье, здоровом образе жизни и способах его сохранения и укрепления.

Эта проблема сохранения и укрепления здоровья школьников сегодня выходит на первый план. Резко ухудшившаяся экологическая ситуация, постоянно культивируемые большими и малыми средствами мультимедиа вредные привычки, стресс большого города, отсутствие навыков решать конфликты цивилизованным путем … привели к тому, что здорового (прежде всего в физическом смысле) человека можно встретить все реже и реже.

Сейчас в качестве актуализации темы мы проведем небольшую разминку, вы попробуете сформулировать определение «Здоровье-это…»

Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение здоровья: «Здоровье – это состояние, при котором отдельный человек или группа людей способны, с одной стороны, реализовывать свои ожидания и удовлетворить свои потребности, а с другой – изменить существующие условия среды или приспособится к ним. Поэтому здоровье следует рассматривать как ресурс для повседневной жизни, а не объект жизни» Т.е. резюмируя выше изложенное «здоровье – это жизненный ресурс».

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

  1. Физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды.
  2. Психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием.
  3. Социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позиции.

Это мы должны учитывать в своей деятельности.

Понятно, что мы не можем в полной мере повлиять на физическое здоровье, но психо-эмоциональное и социально-нравственное здоровье наших учащихся находится, в том числе, и в сфере нашей деятельности.

Любопытно, что известная латинская поговорка «В здоровом теле - здоровый дух» в правильном переводе звучит, как «Здоровый дух в здоровом теле». Т.е. духовная сфера стоит на первом месте. Здоровое тело не гарантирует здорового духа и в конечном итоге теряет здоровье. Как говорится «все наши болезни от мозгов».

Укрепление здоровья - это дело государственной важности.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания

По итогам опроса, большинство опрошенных одной из главных жизненных ценностей называют здоровье. Однако отношение к здоровью как к самоценности сопровождается зачастую неумением заботиться о нем. Большинство детей слабо разбираются в вопросах здорового образа жизни, не имеют поддержки родителей и, как следствие этого, недостаточно заботятся о своем организме, не могут дать оценку своему физическому состоянию, отказываются или редко участвуют в различных спортивных мероприятиях.

Т.е. основная проблема не в здоровье, а в отсутствии знаний и навыков здорового образа жизни.

В повседневной работе по укреплению здоровья учащихся и формировании здорового образа жизни мы чаще всего пользуемся понятиями «здоровьесберегающее образование» и «здровьесберегающие технологии». Поскольку этим понятиям был посвящен не один педагогический совет, семинары каждый из нас знает здоровьесберегающие технологии, методы, которые следует применять в работе на уроках, с классным коллективом, во внеурочной деятельности. В нашей школе проделана определенная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий и решению других важных задач по воспитанию, развитию и оздоровлению школьников в рамках осуществления работы по реализации программы «ШОК», которая была рассчитана на 5 лет и успешно реализована.

Это дни здоровья для учащихся и педагогов: совместные спортивные праздники учащихся, педагогов, родителей; спартакиады, соревнования, участие в Специальной олимпиаде и, конечно же, профилактическая работа: лекции, классные часы.

Осуществляемая работа положительно влияет на успешность обучения в школе:

  • повышен уровень успеваемости, сведен к минимуму процент второгодников;
  • улучшено качество обучения;
  • повышен уровень мотивации на обучение. По сравнению с прошлым учебным годом значительно увеличилось количество учащихся, участвующих в конкурсах школы, города и региона. Есть призеры и победители;
  • постоянно повышается психолого-педагогическая компетентность преподавателей. В этом учебном году курсовую переподготовку уже прошли 13 учителей, модульные курсы 32 педагога;

В этом учебном году выстроена комплексная работа по повышению физической активности и уровня физической подготовленности учащихся. Действуют спортивные кружки ОФП (Букин А.А.), новый кружок скалолазание, где занимаются воспитанники, проживающие в интернате, учащиеся посещают «Бассейн», с прошлого года в 5-9 классах добавлен 3-й час физкультуры. В общей сложности занимаются 54 % от общего количества учащихся. Спортивный зал нашей школы отремонтирован и оснащен спортивным инвентарем, необходимым для полноценных занятий физической культурой. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в областных спортивных соревнованиях (Специальной Олимпиаде) и нередко занимают итоговые (призовые) места.

Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:

  1. проведение ежегодной диспансеризации обучающихся;
  2. учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы;
  3. обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в 5 классах;
  4. нормализация учебной нагрузки учащихся;
  5. организация горячего питания;
  6. введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры;
  7. применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Однако еще не все сделано для того, чтобы учебно-воспитательный процесс только положительно влиял на здоровье учащихся. Следует заменить школьные парты в соответствии с ростом, оптимизировать световой режим в помещении школьного здания, улучшить работу по формированию здорового образа жизни учащихся. На сегодняшний день недостаточно высок охват учащихся занятиями в спортивных секциях. Низкий уровень вовлечения педагогов, учащихся и родителей в совместные занятия спортом.

Сейчас в школах действует система работы, состоящая из пяти компонентов:

  1. Организация режима учебных занятий с учетом умственных и возрастных особенностей. Школьное расписание составляется так, чтобы чередовалась умственная и физическая деятельность не только в течение учебного дня, но и учебной недели.
  2. Мониторинг состояния физического и психического здоровья школьников. Это работа психолога, врачом, прививки по графику, диспансеризация. (Мониторинг ведут специалисты из ДГБ № 3)
  3. Использование здоровьесберегающих технологий: посадка учащихся, физминутки для глаз, динамические паузы и перемены (нововведение), прогулки в группе, проветривание и влажная ежедневная уборка кабинета, группы.
  4. Соблюдение норм и требований гигиены: мытьё рук с мылом, индивидуальные средства гигиены.
  5. Воспитательная работа по формированию навыков здорового образа жизни: тематические беседы по правилам дорожного движения, противопожарной и личной безопасности, классные часы, занятия по изучению тем по охране здоровья.

Психолог Козлова Е.А. провела обследование учащихся 1-х, с 5 по 8 классы. И действительно, опросы показали что:

  1. В сегодняшнем мире ребёнок не всегда чувствует себя безопасно и комфортно.
  2. Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися.
  3. Состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы.

Поэтому перед нами возникает проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить миссию школы

Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания.

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Это необходимо для развития ребенка и усвоения им знаний, от этого зависит физическое состояние детей. (анализ адаптации обучающихся школы, прибывших из других школ- классные руководители, учителя предметник, анализ открытых уроков, анализ анкет)

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Ни всегда семья в силах решить эту проблему самостоятельно, а иные семьи и не проявляют желания участвовать в становлении здоровой личности. И в этом случае всё ложится на плечи общества и, конечно же, на школу. Современная образовательная система предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в различных ситуациях профессиональной, личной, общественной жизни, т.е. быть успешным во всём. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своём здоровье, психологически ущербен, не адаптирован в реальной жизни, а, значит, неуспешен. Ребенок должен осознавать, что быть здоровым – его обязанность перед самим собой, близкими, обществом.

Делая анализ, надо помнить о факторах, составляющих окружение школьника, влияющие на психологическое состояние:

  • психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);
  • социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);
  • физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Школьные факторы риска

  • несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, (группы по В.В.Воронковой)
  • стрессовая тактика педагогических воздействий, (не всегда корректное поведение педагога)
  • нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха;
  • предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;
  • изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;
  • педагогический и родительский «психоз» хорошего поведения;
  • нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение,
  • недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

В нашей школе – интернате на уроках учителя демонстрируют этикетную речь, ненасильственные приемы обучения, поощряют инициативу и самостоятельность учащихся, индивидуальные учебные достижения, вовремя заканчивают урок, используют технологию диалогового обучения, а также приемы, исключающие утомляемость и перегрузку учащихся.

Большая работа, проводимая по укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, требует систематизации и дальнейшего развития. В связи с этим возникла необходимость создания в школе Центра культуры здоровья.

Урок, занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Все педагоги школы используют технологии, признанные здоровьесберегающими: педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии. Данные технологии решают проблему эргономичности обучения, так как они являются эффективными, безопасными для здоровья обучаемых и способствуют развитию личности.

Существенные изменения внесены в преподавание физкультуры. Учебный план школы предусматривает три урока физической культуры в неделю. Третий урок физкультуры проводится в виде соревнований по базовым видам спорта, народных подвижных игр.

Учителя-предметники используют общепедагогические приёмы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, позволяющие повысить эффективность учебного процесса, сберегать силы ребёнка и ресурсы его здоровья.

С целью предотвращения утомляемости учащихся на здоровьесберегающих уроках учителя-предметники планируют и поддерживают: чередование видов учебной деятельности на уроке; число видов преподавания; психологический климат в классе; темп и особенности окончания урока.

В школе введен спортивно-двигательный режим, включающий в себя утреннюю зарядку, подвижные перемены, динамические паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья, работу спортивных секций.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены