РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Здоровьесберегающая организация учебного процесса

Что для каждого из нас здоровье? Пожалуй, это самое главное в жизни.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья детей. Из 1000 новорожденных младенцев 800–900 уже имеют врожденные пороки развития.
По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза – патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза – нервно-психические расстройства.

Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Если оценить долю всех факторов, определяющих уровень здоровья как 100%, то по мнению академика В.П. Петленко:

  • человеческий фактор составляет 25% (включает генетическую составляющую физического здоровья – 10%, психического здоровья – 15%);
  • экологический фактор – 25%;
  • социально-педагогический – 40% (в т.ч. способ жизни, материальные условия труда и отдыха – 20%, поведение, привычки – 20%);
  • медицинский фактор – 10%.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Вот почему одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся. В Законе Российской Федерации “Об образовании” ст.51 говорится, что одной из функций образовательного учреждения является создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в психоэмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; способен к саморегуляции, управлению своими внутренним психологическим состоянием;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности, мотивы поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда. ).

Анализ групп здоровья в 2014 году показал, что в 1-е классы нашей школы пришло только 9% детей с I группой здоровья, 62 % имеют II группу здоровья, 29% - III–IV группа здоровья. То есть около 90 % детей пришли к нам в школу из дошкольного учреждения и семьи, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Поэтому в школе очень важна правильная организация учебного процесса и учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение урока, учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Поэтому первое, на что необходимо обратить внимание – это правильное составление расписания уроков на неделю, на день. В рационально составленном расписании уроков должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.

В течение учебной недели пик работоспособности приходится на вторник, четверг. Наивысшая работоспособность в течение дня у детей – это 2-й и 3-й уроки.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  • 5-25-я минута — 80%;
  • 25-35-я минута — 60-40%;
  • 35-40-я минута — 10%.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения:

Характеристика и рекомендации по соблюдению технологического цикла

1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать требованиям СанПина. Это температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей

2. Количество видов учебной деятельности, их смена, длительность и чередование, отвлечения от учебной работы.

3. Средняя продолжительность и частота чередования видов учебной деятельности:

  • чтение,
  • письмо,
  • слушание,
  • рассказ,
  • рассматривание пособий,
  • ответ на вопрос,
  • работа с компьютером/онлайн задания,
  • решение примеров.

Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 мин. Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся

4. Количество и чередование видов преподавания
Различные виды преподавания должны чередоваться: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, работа с компьютером.

5. Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки.

6. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

7. Психологический климат на уроке

Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.

Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Стиль взаимоотношений на уроке учителя и ученика такой, при котором ученику комфортно.

Во взаимоотношениях учеников – сотрудничество и дружелюбие.

8. Оздоровительные моменты на уроке:

  • физкультминутки,
  • динамические паузы
  • минутки релаксации
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • массаж активных точек

Цель оздоровительных моментов: отдых центральной нервной системы, профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

Знакомство с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования способности управлять своими эмоциональными состояниями.

  • комплексы упражнений должны меняться.
  • проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 2-3 минуты из 3-5 легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

9. Наличие эмоциональных разрядок: поговорка, высказывание, веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.

В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки

10. Правильная поза ученика во время занятий за столом:

  • длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка, высота ножек стула должна равняться длине голени, голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.
  • между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка, расстояние от глаз до стола соответствует 30-35 см. тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.

Правильная рабочая поза при письме.

  • рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке
  • ее соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом.
  • непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления.

11. Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами

Важное значение в образовательном процессе придается охране психического здоровья детей .

Медико - психолого-педагогическая практика показывает, что большое число школьников в процессе учебно-познавательной деятельности пребывает в состоянии хронического утомления . Внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.

  • Здоровьесберегающие технологии направлены на – обеспечение психического здоровья учащихся.
  • Опираются на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
  • Достигаются через – учет особенностей класса; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
  • Приводят к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

В своей педагогической деятельности, я применяю некоторые здоровьесберегающие образовательные технологии.

Технологии личностно-ориентированного обучения, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.

Технологии развивающего обучения строятся на идеях Л.С.Выготского – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Я работала по различным развивающим программам. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности и происходит в “зоне ближайшего развития ребёнка”, что позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Всё это положительно влияет на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.

Технология проблемного обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Педагогика сотрудничества, - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. На своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Часто применяю любимые детьми игровые технологии по разным предметам, по характеру урока, по видам деятельности. В игровой форме проходит словарная работа или решение примеров. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания некоторые задания устного счета можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров.

Информационные технологии на уроке повышают интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

В своей работе так же использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Например, метод проектов . Много проектов дети выполнили по изучению здорового образа жизни. Это проекты на темы: “Осанка - стройная спина!”, “Здоровая пища для всей семьи”, “Растения – помощники человека” и др.

Метод рефлексии – это процесс и результат фиксирования учеником состояния своего развития, саморазвития и причин его состояния. Использую приёмы : цветик – многоцветик (дети выбирают лепесток, цвет которого более подходит к цвету его настроения), неоконченная фраза (меня поразило, меня удивило, я узнал), ( доволен, не совсем доволен, недоволен, потому что...), моё настроение (нарисуй, с каким настроением ты закончил урок), синквейн и т.п.

Чередование на уроках фронтальной, индивидуальной, групповой работы помогает повысить уровень осмысления и усвоения материала. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Оздоровительные моменты на уроке

Дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности. Минимально 800 и максимально до 5000 движений в час. Именно поэтому я уделяю большое внимание двигательным моментам на уроках.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

  • “мозговую гимнастику” - упражнения, улучшающие мозговую деятельность.
  • упражнения нейробики, которая обостряет память, стимулирует интеллект, улучшает настроение. Вот два простых приёма мозговой гимнастики: время от времени надо выполнять какие-нибудь привычные действия с закрытыми глазами; если вы правша, пишите каждый день хотя бы несколько строчек левой рукой.
  • упражнения для мышц шеи и мозгового кровообращения,
  • упражнения по формированию осанки,
  • упражнения для укрепления зрения,
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания,
  • на мелкую моторику,
  • самомассаж или вибромассаж (постукивание),
  • психогимнастика,
  • массаж биологически активных точек лица,
  • массаж биологически активных точек подошв ног с помощью резиновых ковриков.

Главное в формировании здорового образа жизни, конечно, результат. Всем нам хочется, чтобы дети были здоровы и активны. Повышение уровня культуры детей я вижу в том , чтобы приучить их к самонаблюдению, самоконтролю за своим здоровьем. Научить сравнивать показания своего здоровья с нормативными показателями. Для этого для каждого ребёнка заведён свой паспорт здоровья, в котором каждый год школьной медсестрой фиксируются антропометрические данные, данные о перенесённых заболеваниях. Сюда же учитель физкультуры заносит результаты тестов по физкультуре. Дети имеют возможность увидеть все свои результаты и сравнить их с нормативами.

Здоровье ребенка зависит от многих факторов – правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и детских образовательных учреждениях и многое другое. Следовательно, проблема здоровья детей – проблема комплексная и многоаспектная.

Задача современного учителя состоит в том, чтобы создать на уроке условия, не приносящие вреда здоровью учащихся. Для этого необходимо соблюдать гигиенические нормы и использовать в работе методы, которые позволяют укреплять и сохранять здоровье детей.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.