РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Три кита подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Стаж работы в школе и по преподаваемому предмету -30 лет. Несмотря на это, считаю подготовку детей к ГИА по обществознанию делом трудным и ответственным. Из года в год, преподавая обществознание, приходиться помнить о том, что нужно так результативно преподнести предмет, чтобы дети могли сдать ЕГЭ. Многие обучающиеся считают, что предмет легкий, жизненный, «выглянул за окно» и все примеры из жизни, если включить логику и рассуждения. Выпускники часто бывают уверены в том, что мини-сочинение они могут легко написать, если понимают слова автора… Получив результаты ЕГЭ, недоумевают: почему так мало баллов?

Вопрос подготовки к ЕГЭ по обществознанию актуален, поскольку растет количество обучающихся, сдающих этот предмет по выбору. В этом году ЕГЭ по данному предмету выбрали 379 тыс. выпускников (в 2016 - 359тыс.). Такую информацию предоставили в Рособрнадзоре. Многие вузы включают этот экзамен как дополнительный профильный. Всю свою педагогическую деятельность необходимо перестраивать с целью формирования определённой системы работы, направленной на качественную подготовку обучающихся к ГИА.

Тот, кто не работает в школе, утверждает, что нельзя детей «муштровать» на тестах. Конечно нельзя. Да и учителю не хватит просто времени на уроке, чтобы объяснить материал и закрепить его в тестах. Но я суверенностью скажу, что человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не «набивший руку» на их решении, может не только получить низкий балл, но и не сдать экзамен.

К сожалению, в моей школе не профильное изучение предмета, и учебным планом не предусмотрен соответствующий элективный курс, поэтому приходится использовать наработанную систему только на уроках обществознания.

Система, дающая положительный результат, держится на трех китах.

Во-первых, важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа. Понимая суть вопроса, обучающийся правильно ориентируется, где искать ответ, в какой области. При подготовке это важно. Например, вопросы, касающиеся прав, обязанностей, полномочий государственных структур-это знание Конституции и умение в ней ориентироваться.

Во-вторых, работа над понятиями. Плохое усвоение терминов создает на уроке большое число проблем. Часть обучающихся плохо понимает рассказ и объяснения преподавателя потому, что уровень их владения обществоведческими терминами, используемыми в этом случае, крайне низок. Несоответствие уровней владения понятиями учителем и учениками – одна из основных проблем обучения. Многие обучающиеся не понимают абсолютной зависимости глубины приобретаемых ими знаний от их терминологической грамотности. Отсюда следует, что для преподавателя очень важно работать в русле формирования мотивации к овладению специальной терминологией, в противном случае ученики не в состоянии усвоить предлагаемую программу по предмету. Моя методика включает работу со словарями, формулировка и заучивание понятий, использование синонимов, выделение характерных черт.

В-третьих, постоянная тренировка в решении тестовых заданий. Чем больше учащиеся решат заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена. Бывают ситуации, когда в некоторых заданиях может помочь интуиция и логика, если недостаточно знаний предмета.

Особо останавливаюсь на заданиях особой сложности: составление плана, написание мини-сочинения.

Для написания мини-сочинения использую алгоритм:

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

1. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

  • вы понимаете смысл этого высказывания;
  • по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

2. Мини-сочинение.

  • определите смысл высказывания (проблему)
  • для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений;
  • распределите подобранные аргументы в последовательности
  • сформулируйте общий вывод работы.

Эта система дает плоды в том случае, если подготовку к ГИА начинать не в выпускных классах, а систематически, как минимум, с 7 класса. важно, чтобы дети осознали одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, прежде всего их тяжёлый труд, включающий самостоятельную работу с интернет ресурсами. Это, прежде всего, веб сайты для подготовки к ЕГЭ (http://www.uztest.ru, http://www.ege.ru); а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы (http://portfolio.1september.ru, http://www.school-collection.edu.ru и другие). На сайте http://www.uztest.ru учащиеся готовятся к тестированию по обществознанию.

Результативность данной системы доказана неплохими результатами прохождения ГИА моими учениками в 9 и 11 классах. Система будет развиваться и дальше, поскольку экзамен изменяется, усложняются, меняются требования и наша реакция должна быть достаточно гибкой и своевременной.

Литература:

  1. Баранов П.А., Шевченко С.В. ГЭ 2017. Обществознание.
  2. Баранов П.А., Воронцов А.В. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ АСТ:Астрель Москва, 2009
  3. 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ. М.: 2017. - 484 с.
  4. Боголюбов Л.Н. и Лазебникова А.Ю. Обществознание в двух частях. Ч. 1. 10 кл.; Ч. 2 11 кл. – М.: Просвещение, 2016.
  5. Шемаханова И.А. Обществознание: полный курс подготовки к ЕГЭ
  6. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/56505/chitat_knigu.shtml
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены