РАЗРАБОТКИ
|
Опыт по конструированию технологических карт урока«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика. В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках математики теперь выглядят несколько иначе. Предлагается наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный обучающимися опыт для получения нового знания, научить работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения. Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовки к современному уроку? Главные профессионально-педагогические умения-это умения по проектированию и проведению уроков, реализующих системнодеятельностный подход и направленных на достижение образовательных результатов ФГОС. Чтобы провести урок, отвечающий современным требованиям учитель должен уметь:
Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса. Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологической карте присущи следующие отличительные черты:
Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока, который 1) позволит учителю:
2) позволит администрации школы - контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
На одном из сайтов педагогических сообществ коллеги спорят о необходимости технологической карты урока. Одни говорят, что технологическая карта нужна, другие - не нужна вообще. Учитель начальных классов с многолетним педагогическим стажем, кандидат педагогических наук Л.М. Евдокимова считает: "Цель составления технологической карты состоит в превращении мысли в действие". Я тоже придерживаюсь такого мнения. Проанализировав информацию, которая есть на открытых электронных источниках, обобщив опыт работы учителей нашей школы, могу сделать вывод: сегодня существует достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками. А унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Технологическая карта для меня – это одновременно и планирование, и конспект, который дополняется сопровождающими материалами: алгоритмами, опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнем усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д. Каждая технологическая карта урока, которую я конструирую имеет следующие параметры:
Для каждого этапа урока определяю объем содержательной части технологической карты урока и ее оформление. В своей работе я использую несколько видов технологических карт. Наиболее удачной формой для технологической карты урока считаю таблицу. В начале технологической карты располагается традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации. Основной этап зависит от учебных целей, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия.
На основе множества технологических карт урока я смогла подобрать для своей работы данную структуру, на мой взгляд, удачно реализующую цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий. На первых порах мне было очень сложно создать технологическую карту урока. Наибольшие затруднения вызывала декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности, обучающихся на каждом этапе. Для преодоления своих затруднений использовала различные варианты и способы составления технологических карт. Применила на практике конструктор технологической карты «Учитель ON-LINE» и «Мастер технологических карт». Конструктор технологической карты «Учитель ON-LINE» представляет собой электронную среду (сайт) с доступом через сеть Интернет, для разработки, корректировки и хранения технологических карт урока или учебно-методических комплексов по отдельным предметам. Позволяет оптимизировать ежедневную подготовку к урокам, сократить время создания технологической карты за счет четкой структуры технологической карты, предложенной разработчиками продукта и наличия полей с авто заполнением. Несомненным достоинством данной программной среды, отличающей ее от аналогов, является работа в режиме онлайн в интернете и сохранение всех данных на сервере. Нет необходимости устанавливать программу отдельно на компьютере дома и на работе, сохранять готовые технологические карты на внешних носителях информации, создавать многотомные папки на компьютере учителя для хранения технологических карт, экономится память компьютера учителя. Технологическую карту урока можно быстро составить с помощь программы "Мастер технологических карт". Программа позволяет: составить технологическую карту в формате Excel, редактировав в ней такие параметры как: Также программа позволяет сохранять проекты, что в дальнейшем облегчает работу. В результате проделанной работы по изучению разных способов составления технологических карт собрала комплект материалов для конструирования современного урока. В него входят: - метапредметные познавательные УУД; примерная структура каждого типа урока по ФГОС; шаблон технологической карты; формулировки деятельности учителя и обучающихся на уроке математики. Подборка материалов позволяет мне значительно облегчить подготовку к урокам и экономить время. По результатам работы над данной темой выявила следующие тенденции в планировании современного урока:
Могу утверждать, что право самого учителя выбирать ту или иную форму технологической карты, важно, чтобы сам педагог понял необходимость данной работы. Список литературы:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены