РАЗРАБОТКИ

Другие модули


О факультативе «Литература Дмитровского края»

Живи, pодник, живи,
Родник моей любви,
Любви к земле одной,
К земле навек pодной…
В.Дюков
Факультатив «Литература Дмитровского края».
5 класс.
Содержание ФГОС второго поколения предполагает следующее (курсив мой):
«Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру…»
Эти выдержки, именуемые официально «стандартами», тем не менее содержат весьма рациональное зерно, и задавшись вопросом: не это ли является целью педагогической деятельности любого, влюбленного в свою профессию учителя-словесника, спешу ответить: безусловно, да.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, помимо традиционных уроков литературы, в школьном курсе имеет место и целый ряд факультативных занятий. Учитывая специфику разговора, речь пойдет именно о факультативах по литературе, которые так же, как и уроки, призваны осуществлять благую цель: формировать духовно развитую личность. И хочу уверить всех: именно факультативные занятия (но только те, которые качественно и «от души» продуманы) дают бо′льшие возможности и ощутимый результат. Итак,..

СПЕЦИФИКА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Цель разработки факультатива «ЛИТЕРАТУРА ДМИТРОВСКОГО КРАЯ» проистекает из введения регионального компонента по литературе и истории. Его необходимость диктуется тем, что современная молодёжь плохо знает язык, историю, литературу своего народа, а ведь опора на свои корни позволяет осознанно принять традиции, ценности, особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики, быть уверенным в завтрашнем дне, видеть перспективу и творить на благо малой Родины. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Именно поэтому главная цель вводимого факультативного курса — пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного род¬ства с её прошлым и настоящим, ощущения преемственности поколений, более детальное знакомство с литературным процессом Дмитровского края в соотнесении с хронологией и историческими событиями.
Особенности факультатива: факультативный курс немногим отличается от традиционного курса литературы (занятия соотносятся с основным курсом), и его построение также предполагает знакомство с литературными памятниками Дмитровского края в хронологическом порядке. Специфика его — двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с краеведением. По¬этому курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса, а вместе с тем предполагает углубление представлений о Дмитровском крае и творческих людях, его населяющих.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Программа факультативных курсов намечает лишь общую систему изучения материала. Каждый учитель строит свой ва¬риант занятий самостоятельно. При построении его необходимо видеть перспективу всей работы, место каждого раздела, каж¬дой темы в общей системе занятий, готовиться к очередному занятию, четко зная, что ему предшествовало и что за ним по¬следует.
Тщательно проработав те немногие материалы, которые нашла в интернете, библиотеках, пришла к выводу, что литература Дмитровской земли – крайне малоизученная область литературно-краеведческого направления. Все мало-мальски подходящие источники пришлось собирать буквально по крупицам. Но и тот материал, который в конце учебного года оказался в нашей папке наработок, очень дорогого стоит, ведь пятиклассники, несмотря на свой возраст, оказались очень любознательными и активными помощниками в сборе информации.
Скажем, самый первый раздел планирования, посвященный летописному периоду Дмитрова, не содержит никаких литературных памятников, кроме единственного – Софийской первой летописи (СIЛ), где и упоминается о возникновении города («В лето 6662-е … родися князю Юрию сын Дмитрей; бе бо тогда (в полюдье) на реце на Яхроме и со княгинею и заложи град во имя сына своего, и нарече и Дмитров, а сына нарече Всеволодом»). Но как ученикам 5 класса рассказать о том далеком времени? И возникла удивительная и, как оказалось в дальнейшем, правильная мысль: а что, если связать далекое прошлое с нынешним, настоящим? Очень трепетно, почтительно протянуть «времен связующую нить»? И появились новые имена наряду с древними летописными: Давид Бутовецкий (поэт, руководитель литературного объединения «Дмитровские зори»), создавший «Сказание о Дмитровской земле»; Гусев Владимир, написавший «Храм в Ольгове»; Дорошина Татьяна, сочинившая «День памяти Дмитрия Солунского»; Красавин Виктор со стихотворением «Летописное»… И перед наверняка потрясенными пятиклассниками ожила картина прошлого: не сухо, по-старославянски представленная на страницах летописи, а ярко, живо, почти осязаемо:
А вал и вправду золотой
От одуванчиков весёлых,
И слышатся в тиши глаголы
На горке, солнцем залитой:
«В тот год родися Юрью сын
Димитрий...Бе бо князь в полюдье...»
И мне представилось: к полудню
Прозрачней стала неба синь,
И, золоченый сняв шелом,
Князь улыбнулся:
«Сынку, чадо,
Тебе, княгинюшка-отрада,
За эту радость бьём челом»…
Эта удивительная догадка о литературном «переплетении» эпох дала прекрасную возможность изучать прошлое через призму настоящего, и все последующие разделы факультатива так или иначе содержат замечательные стихотворения современных поэтов Дмитровской земли, которые посвящены далекому прошлому нашей малой родины.
XVI - XVII века в истории Дмитрова были смутным временем, как, впрочем, и для всей России. Именно поэтому таким органичным оказалось знакомство со стихотворением Гусева Владимира «Петр I на реке Яхроме» (до некоторого времени именно эта река являлась судоходной и была одним из основных связующих звеньев между Московией и севером государства, хотя впоследствии и утратила свое первостатейное значение):
Одержимость царя
Привела в этот раз
В ту обитель под Дмитровом
В страдную пору,
Он игумена выслушал.
«Темен рассказ.
Зело много вранья!»
Не тому разговору
Был привычен царь Петр…
Русские повести того времени (но это буквально отрывочные сведения) рисуют картины разорения Дмитрова: москвичи преследуют поляков от Троицы до самого Дмитрова «и на стены грацкие восходят, и хоругви (знамена) простирают, и елико в нем обретают людей, и тако мечем всех погубляют». Город потерпел страшный разгром от московского воинства, тем более, что это был уже второй разгром: первый нанесли Дмитрову поляки. По сказаниям того времени, поляки «город Дмитров взяли и огнем пожгли, а московскую силу и посадных людей, жен их и детей посекли и церкви божии осквернили, и престолы божии поколебали, и одеяние с них пограбили, и с икон оклады сдирали, иконы метали, и книги пограбили, и церкви пожгли».
Дмитров долго не мог оправиться от последствий разорения и никогда больше не достиг прежнего благосостояния. Можно сказать, что кратковременный период процветания Дмитрова окончился со Смутой.
XVIII век. А перед нами - «Журнал или записка жизни и приключений купца Ивана Алексеевича Толченова» (1792). Интереснейший памятник не только исторического толка, но и литературного! Дмитров, по велению императрицы Екатерины II, перестраивается. И свидетель «оного» переустройства (а вкупе и автор литературного памятника) – купец. Да и личность самого автора «Журнала», безусловно, незаурядная, вырисовывается перед нами с таких сторон, какие мы не ожидали увидеть у купца, хотя бы и потомственного первостатейного, к числу которых и относится И.А.Толченов. Своеобразным домашним заданием для пятиклассников оказалось следующее: создание своих собственных наблюдений в форме дневниковых записей (благо, совпало задание на дом с каникулярной неделей, так что времени оказалось предостаточно).
XIX век – начало XX века в литературной жизни Дмитровского края оказывается «золотым веком». Именно этому разделу отведено самое большое количество уроков. И именно этот раздел более полно созвучен основному курсу литературы. Исторические и литературные параллели – как на ладони. Дмитровская усадьба Ольгово, средоточие литературных вечеров, где блещет остроумием дядя А.С.Пушкина Василий Львович, и сам поэт с его знаменитым прологом к поэме «Руслан и Людмила» и пленительными сказками; Л.Н.Толстой, гость дмитровского имения Обольяново (ныне Никольское), и он же автор рассказа «Кавказский пленник»… Знакомство с декабристами Дмитровского края принесло много новых открытий, ибо с этого момента не я уже оказалась помощницей ученикам, а они, неутомимо находя хоть малейшие сведения о судьбе лучших людей своего времени – С.Г.Волкон¬ском, М.А.Фонвизине, И.Д. Якушкине, П.Я.Чаадаеве, А.В.Поджио, Н.И.Тургеневе, В.С.Норове…
Самым ощутимым и пронзительным оказалось знакомство с творчеством незаслуженно забытого, одареннейшего писателя дмитровской земли – С.П.Подъячева. Его жизненный и творческий путь – само по себе подвижничество во имя светлого и счастливого будущего. И это не просто высокие слова, это та правда, ради которой жил Семен Павлович. Рассказ «Новые полсапожки» был прочитан вслух и выслушан, что называется, на одном дыхании. Судьба девочки, которую приютила многодетная крестьянская семья, не оставила равнодушным никого. Не случайно, именно творчество этого писателя легло в основу исследовательского проекта, над которым пятиклассники работали в течение II-го полугодия. А потому и целью данной исследовательской работы явилось знакомство (безусловно, более детальное и подробное) с творчеством замечательного дмитровского писателя Семена Павловича Подъячева. Это во-первых. Во-вторых, задачей было также рассмотреть с точки зрения художественного и лингвистического своеобразия не все литературное наследие писателя (а оно достаточно объемно), а лишь рассказ «Новые полсапожки». Следует пояснить, что тема именно этого рассказа «созвучна» возрасту пятиклассников, их миропониманию и мироощущению. Помимо этого, в процессе работы над проектом, возникла идея о безусловной связи литературы с живописью, ибо искусство слова (самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, филологических знаний и филологического опыта) всегда неотъемлемо от искусства создания живописных полотен. А потому в презентацию, посвященную творчеству С.П.Подъячева, были органично «вплетены» репродукции полотен известных художников XIX – XX столетия. Рассказ «Новые полсапожки» - о новой эпохе жизни советской деревни, о новом, пробуждающемся чувстве сострадания людскому горю, о новом понимании значения коллективизма, о новом… Хотя почему о новом? Рассказу 89 лет, но звучит он по-прежнему свежо и органично, видимо, потому, что истинные ценности, о которых повествует автор, непреложны, а потому вечны. (Материалы презентации и тезисов доклада можно просмотреть на сайтах: http://www.uchportal.ru/ ; http://dm-sch09.edu.dmitrov-reg.ru/)
Имена П.А.Кропоткина и В.М.Голицына также тесно связаны с историей города. Как писал о Кропоткине известный поэт-дмитровчанин Юрий Чернов:
Под окном его старые липы цветут.
Дом Олсуфьева.
Дмитров.
Последний приют.
Это было давно, это было тогда,
Когда жил он на тихой Дворянской,
И кустилась седая его борода,
Словно пена волны океанской.
Главы увлекательной книги С.М.Голицына (брата Владимира Михайловича) «Сорок изыскателей» были также прочитаны на уроках. Как пишет сам автор: «Книга эта и веселая, и грустная, и поэтичная. А посвящена она юным изыскателям.
Кто такие изыскатели?
Это те мальчики и девочки, а также те взрослые, которые все время что то придумывают, изобретают, ищут – на земле, под водой, в воздухе и даже в космосе…
Быть может, и вы, дорогие читатели, закрыв последнюю страницу этой книги, захотите стать неутомимыми изыскателями, отправиться в поход по стране, по нашим прекрасным городам, старым и новым, вдоль наших рек, то быстрых, то тихоструйных, по лугам, полям, горам и лесам…» Что ж, напутствие писателя оказалось созвучно духу и времени подрастающего поколения: искать и открывать для себя что-то новое и неизведанное в литературном краеведении оказалось увлекательнейшим занятием!»
30-е годы XX века – это Дмитлаг! Печальная страница истории и России, и Дмитровского края отозвалась творчеством дмитлагерцев: людей, строивших канал Москва-Волга. Среди многих имен – имя В.П.Калентьева. Его стихотворения посвящены землякам и всем тем, кто, даже и ценой своей жизни, создавал «рукотворную реку», не озлобился, не пал духом, выстоял.
Эти же мотивы – и в стихотворениях о Великой Отечественной войне. Имена С.П.Гудзенко и В.Куйдина, А.Крутиховского и Ю.Чернова, А.Твардовского и М.Симонова, С.Городецкой и С.Москвина тесно переплетены в своем стремлении воспеть несгибаемую мощь, силу духа и веру в победу русского человека!
...Связист лежал.
Окончив бой,
бойцы склонилися над ним.
И командир сказал:
"Герой,
за жизнь твою мы отомстим.
И полк ответил:
"Отомстим..."
...Под Яхромой
был страшный бой. (С.Гудзенко)
…И полстраны уж позади,
А впереди - Москва.
О, ветер славы, погоди -
Не время торжества.
Кто сердце сжал, кто добежал,
От славы не уйдёт.
Нам утром быть у рубежа,
У Дмитровских высот…(Д.Бутовецкий)
XXI век – это расцвет литературных объединений «Дмитровские зори» (созданном в XX столетии), «Студии «Автор»». Это наши земляки и соотечественники, наша современность, которая достойна своих предков, ибо сумела не пренебречь памятью далеких столетий, сумела воплотить ее в поэтическом слове для потомков. А значит, так никогда и не прервется «времен связующая нить», ибо в этом сплетении – суть человеческой жизни.
Но есть на свете малый городок.
Конечно, он скромнее, тише, проще.
Он дал приют манящей белой роще.
Да, есть на свете малый городок.
Его чело - в сиянье куполов,
Он земляного вала грудь подъемлет,
Там вечность нестареющая дремлет.
Его чело - в сиянье куполов…
Есть у него свой нрав, свой стиль, свой лик,
Он сед и молод, да, он невелик,
Но связан он со мною и с тобой
Своей неповторимою судьбой. (Ю.Чернов)
Последние занятия — итоговые. Цель их — приведение в си¬стему накопленных знаний и наблюдений, осознание самими учащимися того, что открылось им, что постигли они, изучая литературу своей малой родины. И так как в большинстве своем пятиклассники знакомились именно с поэтическими произведениями, вполне органично названы заключительные занятия «творческой мастерской».
И наконец, как оказалось, не менее эвристическое открытие было сделано вот на этих самых последних занятиях: факультатив «Литература Дмитровского края» не может иметь аудиторию, строго ограниченную в возрастных рамках! Не только ученики 5б класса могут совершить удивительное по своей сути путешествие во времени и пространстве! Такими открывателями тайн словесного творчества родного края могут стать и восьмиклассники, и выпускники средней школы, и даже учителя-коллеги. А потому факультатив оказался универсален и, не боюсь такого утверждения, молод, что и явилось абсолютно ценным и важным выводом этих краеведческо-литературных занятий!

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Специфика факультативных занятий определила и характер работ, которые на них выполняли школьники. Здесь последова¬тельно, систематически практиковались такие виды самостоятельной деятельности, которые представляли собой некую вершину для учеников и требовали наиболее высокого уровня подготовки.
1. Учебная:
• классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, литературно¬-краеведче¬ские викторины, олимпиады, заочные экскурсии-путешествия по Дмитровской земле с использованием литературной карты и интернета);
• внеклассная работа с книгой (чтение и изучение литературных произведений, отыскивание справок в словарях и энциклопедиях, интернете, подбор нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.);
• развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное), в том числе и через сочинения разных жанров и форм.
2. Эвристическая (участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи, библиотеки города).
3. Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов, проведение литературно-¬краеведческих вечеров, подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).
Ни один из видов работ, выполняемых учащимися на уроках литературы, не отвергается на факультативных занятиях. Ме¬няются лишь пропорции, меняется соотношение разнообразных методов и приемов обучения, ибо значительно возрастает сте¬пень активности и самостоятельности учащихся. Это и экскурсии (в краеведческий музей города, библиотеку, село Подъчево, названное в честь знаменитого земляка), и переводы со старославянского языка (при изучении летописных сводов, а также исконно-русской и заимствованной, т.е. старославянской, лексики на уроках русского языка), и дневниковые записи (в случае прочтения «Журнала… И.А.Толченова»), и поиск информации в Интернете (биографические данные о писателях-земляках), и сочинения-отзывы о прослушанных и прочитанных произведениях, и исследовательский проект (творчество С.П.Подъячева), и сочинение собственных стихотворений, и анализ словесно-выразительных средств языка (первое серьёзное знакомство с тропами – эпитетами, метафорами, олицетворением)…
Существенный принцип изучения факультативного курса заключается в том, что вся система работы направлена на «углубленное овладение знаниями и практическими умениями в соответствии с интересами и склонностями учащихся». Поэтому прежде всего направленность была на самостоятельную деятельность школьников.
Наряду с индивидуальными заданиями, отвечающими инте¬ресам и способностям каждого, на факультативных занятиях обычно устанавливается круг разнообразных заданий, которые обязан выполнить любой ученик, независимо от своих особых пристрастий. Эти обязательные задания бывают двух типов. Во-первых, связанные с исполнительской деятельностью (подго¬товка выразительного чтения, сольного и по ролям, инсцениро¬вок или монтажей). Во-вторых, это задания поискового, иссле¬довательского характера (подбор, систематизация и демон¬страция материала по определенной теме, анализ текста, состав¬ление библиографии, реферирование научно-критической лите¬ратуры).
На последних занятиях, прошедших под знаком творчества, основное внимание, как и на уроках, уделялось работе над текстом художественного произведения, в частности – поэтического. Тщательный анализ словесной ткани произведения впервые был осуществлен так подробно, как никогда ранее, в том числе и на основных уроках. Речь идет о художественно-выразительных средствах русского языка (тропах). Это и метафора, и эпитет, и олицетворение, и антитеза… Понятий много, знать их необходимо, тем более что и ГИА, и ЕГЭ проверяют умение учащегося определить, какие средства художественной выразительности использует автор. Неожиданно достаточно серьёзная в смысловом отношении задача на уроках факультатива превратилась в увлекательнейшее занятие. Материалом для исследования пятиклассникам послужили строки замечательных дмитровских поэтов, и я была искренне удивлена, как легко и свободно ученики находили эти самые тропы в строчках о родном Дмитрове, о людях, населяющих город, о весне и лете, о материнской любви и о прошлом нашей малой родины…
Домик скособоченный, крылечко,
Да скрипуче ставни голосят,
А пониже речка завила колечко,
Заманила коврик рыженьких гусят… (Е.Свиридова)
Ты умылся сегодня росой.
Ты сегодня такой нарядный
И пленяешь своею красой,
Город Дмитров мой ненаглядный. (У.Каленчук)
Художница-зима пришла к нам в гости,
Морозом реки и пруды сковала,
Дохнула на рябиновые грозди,
Набросила на землю покрывало. (Т.Дорохина)
Рассвет промчался буркой-сивкой,
Звезды бубенчиком бренча.
солнце выпило росинку
Через соломинку луча. (В.Куйдин)
Легли века на плечи городка.
Здесь новь с былым не ведает разлуки.
Ему дал имя Юрий Долгорукий.
Легли века на плечи городка. (Ю.Чернов)
Работа над исследовательским проектом натолкнула учащихся на мысль о связи содержания рассказа С.П.Подъячева «Новые полсапожки» с живописью. Была организована работа по поиску в Интернете иллюстраций на тему: «Крестьянство в русской живописи». Эта эвристическая находка отражена в презентации: репродукции художников XIX – XX веков словно «обрамляют» слайды с кратким содержанием рассказа. В такой интерпретации идейный смысл рассказа приобрел новые яркие краски и более пронзительное «звучание».
Деятельность подобного рода очень полезна, так как она приучает к систематическому труду, раз¬вивает навыки научной работы.

ФАКУЛЬТАТИВЫ КАК ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ
С ИСКУССТВОМ
Итак, позади довольно успешное знакомство пятиклассников с литературным краеведением Дмитровского края. Каковы же выводы?
Ситуация поиска очень увлекает детей этого возраста. Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высо¬кую культурную традицию. Культура начинается с памяти. Че¬ловек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружа¬ют повседневно, не может себя вести, как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме.
Факультатив не может заме¬нить литературный кружок, ибо не рассчитан на такую моментальную реактивность. У факультатива есть программа, которая в целом отвечает ин-тересам возраста учеников и нуждам времени. Но проблема, избранная для факультатива, предполагает более планомер¬ное изучение материала. Это система занятий увлекательных, живых, творческих, но требующих не только обмена впечат¬лениями, которые достаточны для беседы в кружке, но и уг¬лубленных изучений.

ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Факультатив «Литература Дмитровского края».
5 класс. 34 урока.
Период Литературные памятники, источники, произведения… Количество часов
«Сквозь столетия…» Вводный урок. Из истории Дмитровского края (обзор).
Экскурсия в Дмитровский краеведческий музей. 2
Фольклор
УНТ Песни, частушки, пословицы, сказания… 1
Древняя Русь
Софийская первая летопись.
Икона Дмитрия Солунского.
Давид Бутовецкий «Сказание о Дмитровской земле».
Гусев Владимир «Храм в Ольгове».
Дорошина Татьяна «День памяти Дмитрия Солунского».
Красавин Виктор «Летописное».
Чернов Юрий … 4
XVI - XVII века Гусев Владимир «Петр 1 на реке Яхроме».
Красавин Виктор … 2
XVIII век «Журнал или записка жизни и приключений купца Ивана Алексеевича Толченова» (1792). 2
XIX век – начало XX века
С.С.Апраксин (1757 – 1827). Усадьба Ольгово (ныне дом отдыха).
Литературные вечера – В.Л.Пушкин.
Гр.Олсуфьевы. Имение Никольское – с. Обольяново – ныне с. Подъячево.
Гости – Толстой Л.Н.
Декабристы в Дмитровском крае (обзор).
Семен Павлович Подъячев (1866–1934). «Забытые» (1909).
Лев Николаевич Зилов (1883-1937). «Дед» (1912).
Михаил Иванович Веревкин (1732–1795). Переводчик.
Иван Егорович Князев (1890 – 1926). Детство в деревне Филимоново Дмитровского уезда Московской губернии. Мои встречи с Толстым.
Петр Алексеевич Кропоткин (с 1918). «Идеалы и действительность в русской литературе».
Юрий Чернов «Кропоткин».
Иван Николаевич Шапошников (1873 - 1952). Учитель.
Владимир Михайлович Голицын (1901-1943). Неопубликованная рукопись «Дмитровские чудаки». Илларион Голицын. Очерк «Отцовский сын». 9

30-е годы XX века ДМИТЛАГ!
Вениамин Павлович Калентьев.
Крутиховский Ал-р «Это Дмитлаг». 4

ВОВ Куйдин Валерий…
Бутовецкий Давид «Прикоснись к подвигу».
Семен Гудзенко (1922 – 1953). «Баллада о связисте».
Лира Никольская. И это все о ней…
Городецкая Светлана «Уходит поколение от нас».
Юрий Чернов… 4

XXI век Литературное объединение «Дмитровские зори» (год основания – 1950).
Молодежная студия «Автор» (год основания – 2003 год). 4
XXI век Творческая мастерская 2

Используемая литература:
1. Дмитровский край. История, природа, человек… Рассказы, очерки, воспоминания… Под общей редакцией И.Н.Курышева, В.В.Гальченко. Стрелец, 1993, г.Дмитров.
2. Дмитров. 1154 – 2004. Составитель – И.В.Кишкин, редактор – И.Н.Курышев. Дмитров, Дмитровский филиал РМАТ, 2004.
3. Город радости моей: сборник стихов дмитровских поэтов. Дмитров, издательский дом «Север Подмосковья», 2004.
4. «ДЭ», («Детская энциклопедия». Познавательный журнал), проект «Малые города России», № 8 (1), 2001.
5. М.В.Голицын. Мозаика моей жизни. Серия: семейные хроники: Голицыны. Москва, Издательство «Русскiй Мiръ», 2008.
6. В.В.Сухов, А.Ю.Морозов, Э.Н.Абдулаев, Е.Г.Жигирева, И.Н.Федоров. История Дмитровского района. Учебное пособие для ОУ. Москва, «Финансовый контроль», «Магистр-Пресс», 2006.
7. АПК и ПРО. Поэтический сборник «Своим голосом». Москва, 2006.
8. Интернет-ресурсы…
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены