РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Единственное и множественное число имен существительных

Тип урока: знакомство с новой темой.

Осознавать понятие «Единственное и множественное число имён существительных».

Отличать понятия «Собственные и нарицательные имена существительные», подбирать примеры таких существительных, писать с заглавной буквы имена собственные, дифференцировать звуки языка: гласные, согласные, согласные парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, шипящие, осознавать роль мягкого и твёрдого знаков.

Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!

Коррекция настроения.

Посмотрите друг на друга.
Пожмите соседу руку.
И, конечно, улыбнитесь друг другу.

- Надеюсь, у вас хорошее настроение?

Сегодня у нас гости.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу в нашей учебной лаборатории.

А девиз нашего урока: «Мозг хорошо устроенный стоит дороже, чем мозг хорошо наполненный »

Любые научные исследования начинаются с подготовительной работы.

Актуализация опорных знаний.

1. Чистописание.

2. Словарная работа.
- На экране таблица. У вас на парте карточки.
Прочитайте буквы.
А Б К У Ф И
М Д О Ё Г Ю
Ы Т В С П Ё
Ш Э Ж Е Я З
Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.

Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.

Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.

Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.

Какая буква у вас осталась?

Какие звуки обозначает буква эм?

Запишите буквосочетания: 1 строка - Мм , 2 строка – мл мм мн мо (продолжить).

Дети работают в тетради.

- Послушайте пары слов:

  • Лисица- заяц, сегодня – вчера, друг- враг, ученик- ученица.

Я буду диктовать первое слово, вы записываете пару, выделяя известные вам орфограммы.

Запись под диктовку.

Взаимопроверка.

- Прочитайте ещё раз слов , подумайте, как можно назвать эти пары? (антонимы)

Какую пару можно считать лишней?

  • Сегодня- вчера – это не существительные.
  • Друг-враг – орфограмма «парные согласные в корне», а в остальных словах «безударный гласный в корне».

- Прочитайте имена существительные. Докажите.

Назовите их общие признак. (одушевлённые, нарицательные) .

Постановка учебной проблемы.

- Уважаемые учёные, мы продолжаем научные исследования.

Лес, сугроб, дерево, шапка.

Что общего между этими словами.

  • Это имена существительные, неодушевлённые, нарицательные.

- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения:

Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые … .

Поиск решения, открытие нового знания.

- Уважаемые учёные, все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?

  • Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.

- Как нужно поступить?

  • Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.

Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки.

- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?

  • Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.

Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.

- Запишите последнее предложение, выделяя известные орфограммы.

Какие орфограммы выделили.

Укажите грамматическую основу предложения.

Какой часть речи выражено подлежащее?

Какими ещё членами предложения могут быть имена существительные?

Сугроб - сугробы, дерево – деревья, шапка - шапки.

- В каком числе стоят слова первого столбики? Второго?

  • Слова первого столбика в единственном числе, второго- во множественном.
  • Изменилось число существительных.
  • Имена существительные изменяются по числам.

Закрепление изученного материала.

- На рисунке у нас вот такие шапки. А о каких шапках идёт речь в предложении?

Снежные шапки.

Работа с электронным приложением «Русский язык».

  1. Открываем электронное приложение.
  2. Находим тему № 31. Входим.
  3. Выбираем упражнение «Анимация», слушаем до цифры 3.
  4. Закрываем окно упражнения.

Работа с учебником стр. 61 правила.

Работа с электронным приложением «Русский язык».

  1. Выбираем второе упражнение.
  2. Работаем в паре.
  3. Закрываем окно упражнения.
  4. Выходим из приложения.

Работа с учебником.

Самостоятельная работа упр. 105 .

Выписать по 5 слов в единственном и во множественном числе.

Взаимопроверка.

Итог урока. - Какие новые знания об имени существительном открыли юные учёные?

Домашнее задание. - Выучить правила стр.61-62, упр. 106.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены