РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие устной и письменной речи учащихся с нарушением интеллекта на уроках естествознания.

Бондарь Галина Николаевна
учитель естествознания
ГБОУ школы – интерната №18
Невского района Санкт Петербурга


Развитие устной и письменной речи учащихся с нарушением интеллекта на уроках естествознания.


Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили…
Поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети –
Просто им вовремя не помогли.
(Из размышлений учителя)

Одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи. Речь человека - это сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. - развиваются и совершенствуются по мере того, как ребёнок овладевает речью. Речь непосредственно участвует и в других сторонах психической деятельности человека. Она придаёт логический и осмысленный характер процессам памяти, организует восприятие, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет речь в формировании и протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний.
Основными функциями речи являются: коммуникативная направленность, передача и усвоение общественно-исторического опыта, знаковость, а также экспрессивность (выражение отношения человека к сообщению).

Речевое развитие детей со стойко выраженным снижением познавательной деятельности, возникшим на основе органического поражения ЦНС, т.е. с умственной отсталостью, осуществляется своеобразно и с большим отставанием.
У детей с интеллектуальной недостаточностью низкий уровень развития как устной, так и письменной речи.
Устная речь детей характеризуется ограниченностью словаря, употреблением слов в их приближенных, неспецифических значениях, а также примитивным, часто неправильным построением даже простых предложений. В речи наблюдаются различные отклонения от норм родного языка: нарушения согласования, управления, пропуски второстепенных и даже главных членов предложения.
Детям с умственной отсталостью недоступно планирование речевого высказывания без специальной подготовки. Ученики даже старших классов испытывают затруднения, когда возникает необходимость рассказать о ходе уже выполненной работы, либо самостоятельно спланировать предстоящую деятельность.
Овладение монологической речью представляется для таких детей чрезмерно сложным. В известной мере это связано с вышеперечисленными трудностями и непониманием того, что слушающий должен воссоздать картину происходившего, опираясь на то, что он слышит от говорящего.

Недостатки и отставание становления устной речи детей с умственной отсталостью приводят к трудностям овладения грамотой: ошибки в написании, составлении предложений и пересказов. Письменная речь у учащихся имеет яркие черты устной ситуационной речи. Она мало организована и не упорядочена. Изложение событий осуществляется неточно и непоследовательно, с большим количеством повторений и привнесений, нередко основывающихся на случайных ассоциациях. Предложения также, как и в устной речи, часто построены неправильно или не окончены. Человек, не бывший участником события или не знакомый с излагаемым текстом, с трудом понимает содержание написанного.
Недостатки речевой деятельности, неумение строить диалог и самостоятельное высказывание, а также дефекты произносительной стороны речи часто приводят к тому, что ребенок, не умея говорить иначе, старается меньше пользоваться речью, отмалчивается, нередко прибегает к указательным жестам. Он становится настороженным, замкнутым, сужается круг его общения, практика речевой деятельности резко ограничивается.
Поэтому одним из центральных звеньев в системе коррекции личности умственно отсталых детей является работа по формированию речевых умений и навыков не только на специальных предметах.
В этой статье я хочу поделиться опытом своей работы по развитию речи учащихся на уроках естествознания. Рассказать о некоторых видах работ, которые я использую на уроках уже много лет и которые, по моему убеждению, помогают пополнять пассивный и активный словарь умственно отсталых учащихся, развивать их устную и письменную речь.
Знания о природе и окружающем мире, которыми овладевают учащиеся специальной коррекционной школы (VIII вида), по сравнению со знаниями учащихся других типов школ, ограничены по объему изучаемого материала, упрощены по структуре и содержанию предлагаемой информации, глубине раскрытия причинно – следственных связей. Естественнонаучные знания учащиеся специальной коррекционной школы в основном формируются на материале таких предметов, как естествознание и география. На этих уроках у умственно отсталых школьников формируются элементарные естественнонаучные представления и понятия. Содержание курса естествознания в специальной коррекционной школе существенно отличается от содержания и построения курса биологии в массовой школе: сокращен объем получаемой учебной информации, уменьшено количество специальных терминов и понятий, изменена структура построения курса. Курс «Естествознания» включает такие разделы как: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8класс), «Человек» (9класс).
Преподавание естествознания в специальной коррекционной школе VIII вида направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее, развивать речь и мышление. Курс естествознания располагает большими коррекционно – образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Несмотря на то, что в программе по естествознанию значительно сокращен круг изучаемых биологических терминов и понятий, они сложны и вызывают определенные трудности у учащихся по их восприятию, пониманию и применению в своей речи. Поэтому одна из задач, стоящих передо мной на каждом уроке естествознания, это развитие речи и обогащение словаря учащихся. На уроках я много времени отвожу на систематическое проведение словарной работы. Много лет в своей работе я использую такие виды работ, как графические и биологические диктанты.
Как правило, эти диктанты я провожу на повторительно - обобщающих по темам уроках или на уроках проверки знаний. Хочу заметить, что эти диктанты проводить с учащимися не имеет никакого смысла, если на уроках по теме не ведется кропотливая работа по введению терминов и понятий в пассивный и активный словарь учащихся. Об этой работе я и хочу рассказать.
Перед изучением новой темы я определяю круг слов, терминов и понятий, вводимых в активный и пассивный словарь учащихся. Распределяю их по урокам, на которых эти слова вводятся. Покажу на примере первых двух тем раздела «Человек» 9 класс.

К учебнику И.В.Романова, И.Б.Агафоновой БИОЛОГИЯ, 9 класс «Человек», учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, Дрофа, 2009г., по программе В.И. Сивоглазовой, Т.В. Шевыревой, Л.В.Кмытюк, В.В. Воронковой «Естествознание»(биология) «Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл» под редакцией В.В.Воронковой, М., Гуманитарный издательский центр Владос, 2011г.

п/п Тема урока Основные слова, термины, понятия
I. ВВЕДЕНИЕ
1. Место человека в живой природе. Черты сходства и различия
в строении тела человека и животных. Биология.
2. Науки, изучающие человека Анатомия, физиология, гигиена
3. Лабораторная работа №1: «Устройство светового микроскопа.
Правила работы со световым микроскопом» Микроскоп. Окуляр, объектив,
предметный столик, микропрепарат.
II. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.
1. Строение животной клетки (краткие сведения).
Лабораторная работа №2: «Строение клетки»
Клетка,цитоплазма,ядро,мембрана,
органоиды. Функция.
2. Химический состав клетки и ее жизнедеятельность
(краткие сведения). Белки, жиры, углеводы.
Обмен веществ. Возбудимость клетки.
3. Основные типы тканей организма человека Ткань.Межклеточное вещество.
(краткие сведения). Эпителиальная ткань,мышечная ткань
Соединительная ткань. Хрящ.
Нервная ткань.
4. Органы. Системы органов. Организм человека. Орган. Внутренние органы.
Внешние органы. Диафрагма. Система
органов. Организм.
5. Повторительно - обобщающий урок по теме. Графический диктант по теме.
Урок проверки знаний по теме. Биологический диктант №1 ( за 1 и 2 тему)

Для удобства в работе столбик «основные слова, термины, понятия» делаю в календарно – тематическом планировании, и тогда весь биологический словарь для работы на год перед вами. Обязательно по каждому слову термину или понятию подбираю определения. Знакомлюсь с научным определением понятия (на сайте WWW.BIO.1SEPTEMBER.RU в интернете есть полный биологический словарь), уточняю определения, которые нужно дать учащимся. Иногда беру определения из учебника, а иногда, если понимаю, что ученики данного класса могут запомнить определение более сложное, чем дано в книге, перерабатываю и записываю свои. После такой работы составляю биологический диктант. Приведу пример биологического диктанта по данной теме.

Диктант №1 (1 и 2 темы)
Слова, термины, понятия для подготовки к диктанту: Биология, анатомия, физиология, гигиена, микроскоп, окуляр, объектив, предметный столик, микропрепарат, клетка, цитоплазма, ядро, мембрана, органоиды, функция, белки, жиры, углеводы, обмен веществ, возбудимость клетки, ткань, межклеточное вещество, эпителиальная ткань, мышечная ткань, соединительная ткань, хрящ, нервная ткань, орган, внутренние органы, внешние органы, диафрагма, система органов, организм.

1 вариант.
1.Написать словарный диктант основных слов, терминов, понятий:
Анатомия, гигиена, микроскоп, ядро, мембрана, органоиды, белки, обмен веществ, ткань, межклеточное вещество, эпителиальная ткань, нервная ткань, орган, внутренние органы, хрящ.
2.Дать определение понятиям:
Физиология, ткань, внешние органы.
3.С двумя словами или словосочетаниями из диктанта составить 2 предложения.
(слова обучающиеся выбирают сами)

2 вариант.
1.Написать словарный диктант основных слов, терминов, понятий:
Биология, физиология, микропрепарат, клетка, цитоплазма, функция, углеводы, возбудимость клетки, жиры, система органов, соединительная ткань, мышечная ткань, организм, внешние органы, диафрагма.

2.Дать определение понятиям:
Анатомия, орган, внутренние органы.

3.С двумя словами или словосочетаниями из диктанта составить 2 предложения.
(слова обучающиеся выбирают сами) Дам некоторые пояснения. Выполнение первого задания ребятам привычно, т.к. словарные диктанты они пишут на уроках русского языка со 2 класса. Данное задание способствует выработке орфографической зоркости у учащихся. Вторым заданием я проверяю, как запомнили определение понятий активного словаря учащиеся. Эти слова активно будут использоваться и при изучении следующих тем. Третье задание направлено на развитие речи, учащиеся учатся составлять предложения. Если эта работа ведется планомерно и постоянно, то к девятому классу учащиеся составляют простые распространенные предложения, даже сложные предложения. Они учатся использовать данные слова в своей речи, использовать их научно точно. Данный вид работы ведет к улучшению грамматического строя речи учащихся. Напомню, данный вид работ, я использую для развития речи учащихся.
Компьютерные технологии позволяют данную работу выполнить на страничке файла, если ученики на уроках естествознания часто работают на компьютере. Так как почерк у детей, имеющих нарушение интеллекта, как правило, неразборчивый, проверять работу лучше в печатном виде. Однако есть дети, которые медленно печатают, поэтому может понадобиться много времени для записи, и нет гарантии, что ребенок не ошибся при нажатии клавиши. Слово диктант ребят обязывает. Поэтому писать они стараются каллиграфически правильно. Я такие работы выполняю в тетрадях для проверочных работ. А на компьютере учащиеся выполняют подготовительные кратковременные проверочные работы, которые я провожу на уроках в течение 5-7 минут.
В качестве кратковременной проверочной работы для подготовки учащихся к биологическому диктанту я использую еще один вид диктанта – графический. Методика проведения таких диктантов в массовой школе достаточно хорошо известна, поэтому на методике проведения графических диктантов я останавливаться не буду. Многие педагоги используют такие диктанты в своей работе. Напомню только, что графический диктант учащиеся не записывают, а изображают условным значком правильные и неправильные утверждения, которые зачитывает учитель. Эти значки условны, и каждый учитель может их придумать сам.
Графические диктанты в специальной коррекционной школе я использую для подготовки к биологическому диктанту. Писать графические диктанты учащимся школы 8 вида непросто, однако такие работы развивают внимание и память: нужно услышать, подумать и записать. Такой вид работы ввожу с 5 класса, начиная с 2 предложений, увеличивая к 9 классу до 15. Написав такой диктант за урок до биологического диктанта, дети еще раз повторяют слова, термины и понятия, которые изучили в данной теме, повторяют определения этих понятий, используют эти слова в своей речи при ответах. Замечу, графические диктанты никогда не остаются не проверенными на уроке, это я делаю вместе с учащимися. В этом и смысл проведения их перед биологическими диктантами. Использую следующий прием: написанные работы ученики сдают, меняются вариантами и начинаем писать объяснительный графический диктант. Каждое утверждение комментируем, проговариваем, неправильные утверждения исправляем. Считаю, что такая работа полезна и имеет смысл для развития речи учащихся. Приведу пример графического диктанта написанного перед биологическим диктантом, приведенным выше в статье.

Графический диктант.
Правильные утверждения обучающиеся обозначают ^, неправильные утверждения обозначают - .
1 вариант.

1.Биология – это наука о жизни.
2.Гигиена изучает влияние окружающей среды на организм человека.
3.Анатомия – наука, которая изучает, как работают органы организма человека (изучает функции органов организма).
4.Световой микроскоп - оборудование, с помощью которого можно рассмотреть строение тканей и клеток органов организма человека.
5.Все живые организмы состоят из клеток.
6.Мембрана – это отдельный орган организма человека.
7.Обмен веществами между клеткой и окружающей средой (межклеточным веществом), называется обменом веществ.
8.Белки являются основным строительным материалом клетки.
9.Ткань – это группа органов, выполняющих одну и ту же функцию.
10.Эпителиальная ткань образует покровы организма человека. Она может выстилать как внешние, так и внутренние органы.
11.Хрящи и кости – разновидности нервной ткани.
12.Сердечная мышечная ткань образует сердце.
13.Система органов – это группа органов, совместно выполняющих общую работу.
14.Диафрагма – особая мышца, отделяющая грудную полость от брюшной полости.
15.Внешние органы, такие как глаза, уши выполняют работу по восприятию внешней среды организмом человека.

Ответы: 2 вариант.
1.Физиология - наука, которая изучает, как работают органы организма человека (изучает функции органов организма).
2.Гигиена - наука о здоровом образе жизни.
3.Анатомия – наука о строении организма и его органов.
4.Микропрепарат - тонкий срез ткани, клетки, изготовленный на производстве или обучающимися на практической работе.
5.В животной клетке есть оболочка и органы.
6.Цитоплазма – это органоид клетки.
7.Ответная реакция клетки на различные раздражители, называется возбудимостью клетки.
8.Углеводы являются источником энергии клетки организма человека.
9.Ткань состоит из клеток и межклеточного вещества.
10.Кровь относится к мышечной ткани.
11.Клетки нервной ткани имеют тела и отростки.
12.Хрящевая, костная, жировая ткани – это соединительной ткани.
13.Орган – это разновидность ткани, которая выполняет одну и ту же функцию.
14.Организм – это совокупность систем органов, связанных между собой и с внешней средой. Все системы органов в организме работают как единое целое.
15.Внутренние органы расположены на поверхности организма человека.

Ответы:
Однако не все дети могут воспроизвести такой рисунок в силу того, что у многих рассеянное и неустойчивое внимание, поэтому (как вариант записи), может возникнуть такая запись:
1 вариант – 1. ^ 2.^ 3.- 4.^ 5.^ 6.- 7.^ 8.^ 9.- 10.^ 11.- 12.^ 13.^ 14.^ 15.^.
2 вариант- 1.^ 2.^ 3.^ 4.^ 5.- 6.^ 7.^ 8.^ 9.^ 10.- 11.^ 12.^ 13.- 14.^ 15.-.
Или:
1. ^
2.^
3.-
4.^
5.^
6.-
7.^
8.^
9.-
10.^
11.-
12.^
13.^
14.^
15.^.

Последний вариант записи самый простой. На рабочих уроках я показываю обучающимся все варианты записи. Ребенок выбирает удобный для него. ( У них всегда должен быть выбор).
В последнее время, в связи с использованием ИКТ на уроках, данный вид работы ребята могут выполнить на копьютере. Эту работу даю в таблице, знаки учащиеся проставляют во втором столбике.
Форму записи можно выбрать любую, однако вид работы неизменен – это диктант. Поэтому утверждения прочитываются. Использование ИКТ позволяют иметь на доске запись сразу 2 вариантов диктанта. У учащихся текст располагается на мониторе их компьютеров.
На рабочем столе монитора в папке «Естествознание» заводим файл для проверочных работ. В этой же папке отдельным файлом ребята ведут биологический словарь. После урока проверяю работы и выставляю отметки на странице файла. Если это диктант обучающий, учащиеся проверяют его сами по предложенному ключу.
В заключительной части своей статьи хочу сказать следующее. Проведение перечисленных видов работ - это итог работы учителя по проведению словарной работы на уроках естествознания. Для введения слов в словарь учеников использую различные виды наглядностей, которые обеспечивают связь слова с конкретным зрительным образом. Традиционно – это предмет, картина, слово, обозначающее этот предмет.
Направления, этапы и пути развития речи учащихся с нарушениями интеллекта определены специальной методикой обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида (А.К.Аксенова, 1999). В своей работе над словарными словами я использую метод работы над правописанием трудных слов, расписанной в данной методике. Во- первых не стоит изобретать велосипед, а во-вторых так привычнее моим ученикам, т.к. по такому плану они работают на уроках русского языка, а это значит, им по такому плану легче запоминать трудные для них биологические слова. Позволю себе напомнить этот план:
- учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске;
- вставка слова в классное наборное полотно (у меня это электронный
словарь)
- чтение слова учителем;
- объяснение значения слова (учителем или детьми).
- орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
- заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом);
- запись слова в орфографический словарик; ( Мои ученики ведут словарь биологических слов и понятий);
- задание на дом – выучить написание слова.
- включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.

Учитывая особенности речевого развития умственно отсталых детей, не только уделяю внимание работе, которая позволяет им усваивать специальные термины и понятия, но и обращаю внимание на собственную речь учащихся. Большая часть времени на уроках отводится формированию и развитию активной речевой практики учащихся. Провожу различные виды работ позволяющие улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность; повысить общую культуру речевой коммуникации и общения. На уроках нового материала работу учащихся организую таким образом, чтобы был составлен образец ответа на следующий урок, часто записываем его в тетрадь. Не секрет, что учащиеся коррекционной школы не могут в полном объеме прочитать, выучить и воспроизвести в устной форме материал параграфа учебника. Поэтому работа учителя устного предмета должна быть направлена на оказание помощи ученикам в создании образцов речевых конструкций ответа. На повторительно – обобщающих уроках широко использую такой вид работы, как составление рассказа обобщающего материала. Составляю серию вопрос по теме таким образом, что отвечая на них четко, ученик получает рассказ, в котором изложен весь материал темы. Прочитываем составленный рассказ и материал учебника, сравниваем, делаем соответствующие выводы. Широко использую умение учеников коррекционной школы работать по алгоритму. Составляю для них план-характеристику растения или животного. В этот план включаю нужные слова для ответов. Работая с материалом учебника по данной теме, и имея перед собой план – характеристику, ученики самостоятельно составляют рассказ о растении или животном. Такой вид работы использую на уроках нового материала, например, при изучении разных растений одного семейства.
Применение разных видов работ на уроках естествознания позволяют делать уроки интересными для учащихся, соблюдать, вне зависимости от тематической направленности уроков, специфику коррекционной работы по развитию речи: коррекции недостатков произношения, словарного запаса, исправления недостатков в построении предложений и связной речи.
Большинство моих выпускников 9 классов отвечают на вопрос полным развернутым предложением, умеют работать с текстом учебника и составлять небольшие структурные конспекты, умеют слушать учителя и делать за ним записи, умеют излагать ответ в виде небольшого монолога.
Все эти учебные навыки позволят им продолжить обучение в начальном профессиональном училище, где они обучаются после школы вместе с детьми из массовых школ.

Литература:
1."Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы " под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965 г.
2.«Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» под редакцией Б.П. Пузанова – М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
3.Основы олигофренопедагогики /В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина.- М.: Издательский центр «Академия», 2006г.
4.«Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.» сб.1, под редакцией В.В.Воронковой, М., Гуманитарный издательский центр Владос, 2011г.
5.И.В.Романов, И.Б.Агафонова БИОЛОГИЯ, 9 класс «Человек», учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, Дрофа, 2009г.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены