РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нравственное воспитание на уроках биологии через личностно ориентированный подход к образованию

Нравственное воспитание на уроках биологии через
личностно ориентированный подход к образованию

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий, отсутствия у школьников элементарного уважения к старшим, к их опыту, достижениям. Молодежь выходит в жизнь стяжателями, потребителями, не имеющими ни малейшего желания что-либо делать самостоятельно. В силу специфики нашей профессии мы бываем свидетелями того, что многие дети в кругу своих сверстников при обсуждении различных проблем высказывают очень умные мысли, дают правильные советы. Но, оставшись один на один с действительностью, ведут себя совершенно иначе.
Почему так происходит, где были допущены ошибки? Дать однозначный ответ на этот вопрос не возможно. Можно лишь попытаться пересмотреть те приемы и методы, которые мы применяем в своей деятельности.
Наши дети, дети XXI века, обделены любовью со стороны родителей, взрослых, сверстников. Ни в этом ли причина наших бед?

Помочь нам, педагогам, в решении этой проблемы поможет использование личностно ориентированного подхода к образованию. С одной стороны, это предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.
Личностно ориентированный подход предполагает новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность, критерии и т.д. Особенность нового представления заключается в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развития ученика и стремление к ним.

Можно сказать, что цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией»

Основные человекообразующие функции личностно ориентированного образования следующие:
гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней. Средством реализации данной функции являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество;
культуросозидательная, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмом реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, как переживание чувства принадлежности к национальной культуре, принятие ее ценностей в качестве своих и построение своей жизни с их учетом;
социализация, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Механизмами реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация личностно ориентированной модели взаимодействия учителя с учащимися предполагает опору на так называемое правило трех «П»: понимание, принятие, признание.
Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и ребенка.
Принятие – положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности. Очень важно умение взрослого прощать.
Признание по сути своей тождественно наличию у ребенка права голоса в решении тех или иных проблем.

Актуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается в личностно ориентированной ситуации через три основных признака.

 Первый признак – на уроке используется диалог. Диалог весьма важен, т.к. является тонким «инструментом» прикосновения к ребенку. В процессе диалога происходит осознание учеником своих глубинных личностных ценностей и пристрастий.

 Второй признак – на уроке используется задача как содержание учебного материала. Она должна обладать смысловой значимостью для школьников.

 Третий признак – игра как основной вид учебной деятельности на уроке, приводящий к саморазвитию участников учебного процесса.

В своей работе я тоже стараюсь акцентировать внимание на индивидуализации процесса обучения и считаю, что биология, как учебный предмет, имеет большие возможности в плане формирования у школьников таких качеств, как нравственность, духовность и патриотизм. Для этого использую различные технологические приемы, предусмотренные личностно ориентированным обучением.

Диалог

В диалоге ученик чувствует себя равноправным партнером учителя, не только ведомым, но и ведущим. Он приобретает жизненно необходимый навык делового общения. Наиболее расположенными к ведению диалога являются такие виды деятельности, как организация диспутов и дискуссий, семинаров, групповой и исследовательской работы.

Обратимся к конкретным примерам.
Генетическое родство человека и других биологических членов экосистем проявляется сейчас в стремлении олицетворения природы. Оно породило традиционные антропоморфические характеристики ее объектов и явлений: снег «идет», земля «дышит», заяц «труслив», медведь «добродушен». Это нашло отражение в сказках, стихах, легендах, притчах. Дети с удовольствием слушают отрывки из произведений и вступают в обсуждение полученной информации.

5 класс

Тема: Домашние животные

Дети очень любят рассказывать о своих домашних питомцах. У них есть такая возможность, но вначале мы беседуем о том, какие животные называются домашними, почему их так назвали? С какой целью человек стал приручать диких животных? Чем домашние животные отличаются от сельскохозяйственных? О чем нужно подумать каждому, желающему завести домашнего питомца?
Работаем с отрывком из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

ПОСЛЕДНИЙ РАЗГОВОР МЕЖДУ ЛИСОМ И МАЛЕНЬКИМ ПРИНЦЕМ
- Пойди взгляни еще раз на эти розы, - предложил Лис Маленькому принцу. – Ты поймешь, что твоя роза – единственная в мире. А когда вернешься, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пришел взглянуть на розы.
- Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. – Вы еще ни что. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он неединственный в целом свете. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы, но мне она дороже всех вас. Ведь это я ее поливал каждый день, ее, не вас, накрывал стеклянным колпаком, ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она – моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
- Прощай! – сказал он.
- Прощай! – сказал Лис. – Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь.
- Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдал ей свои дни.
- Потому что отдал ей свои дни, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил, ты в ответе за свою розу.
- Я в ответе за мою розу, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Чтобы детям легче было понять смысл прочитанного, задаю им вопросы.
• Кого в своей жизни приручили вы?
• Расскажите, в чем заключается ваше особое отношение?
• Чему Лис научил Маленького принца?
• Как вы считаете, будет ли у вас много настоящих друзей, если вы воспользуетесь советами Лиса?

5 класс

Тема: Вода на Земле. Круговорот воды в природе

Из курса «Мир вокруг нас» дети знают о формах воды в природе, ее значении в жизни живых организмов, о том, что вода «не стоит на месте». Для обобщения знаний читаю сказку В. Леви.
КАПЛЯ
Жила-была Капля. Жила в ржавом кране, таилась потихоньку за переключателем и, пока кран не открылся, безмятежно спала.
Но вот однажды непонятная сила устремила Каплю куда-то, куда-то, куда-то…
Стоп! Закрылась задвижка, и Капля повисла между краном и неизвестно чем. Висит и висит. Между тем сзади уже давно в нетерпении колыхались другие капли. «Эй, кто тут последний? Чья очередь?», «Эй, ты там, не задерживайся! Капай!» - кричат.
Капля задумалась: «Кап или не кап – вот в чем вопрос. Упасть вниз было бы, конечно, по всем правилам, но что дальше? А дальше вон – черная дыра! Канализация… А ведь могла бы быть Росинкой, сиять, отражая солнце на каком-нибудь чудесном цветке… Я могла бы быть брызгом ниагарского водопада – летела бы, целуясь с воздухом и искрясь, бесконечно летела бы... Господи! Если уж падать, то хоть дождем на поле, чтобы подпитать хоть какую-нибудь травинку! Или хоть в лужу, чтобы произвести пузырь – кратковременный, но потрясающий! А туда… Нет! Не хочу! Не могу! А-а-а…»
Нет не упала наша Капля, не упала, а… Испарилась. Ну, а что уж там приключилось с ней дальше, не ведаем. Только одно скажу тебе по секрету: Мир задуман для Красоты. Капля тоже.

- Ребята, какую красоту имел в виду автор?
Кто-то скажет, что капля воды сама по себе красива. У некоторых возникнет мысль, что вырастут красивые цветы, напоенные водой. Кто-то увидит красоту снега, правильную форму снежинки, морозные узоры на стекле.
- А можно ли, по вашему мнению, Каплю сравнить с Человеком? Тогда о какой красоте в этом случае пойдет речь?

Использование данного произведения помогает заставить детей задуматься не только о физической красоте человека, но и о красоте духовной, красоте его поступков.

6 класс

Тема: Семейство Сложноцветные

Знакомимся с особенностями строения цветка растений данного семейства, выясняем, почему оно так названо. Рассматриваем гербарии и рисунки растений. Рассказываю о культурных растениях и, в первую очередь, о подсолнечнике. Спрашиваю:
- Почему растение так названо?
- А какие эмоции испытываете вы, видя это растение?
Далее зачитываю рассказ В.А. Сухомлинского

ПОДСОЛНЕЧНИК ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ
Тяжелые черные тучи закрыли солнце. Темно, хмуро стало в поле. Лес стоит темный, молчаливый, будто ждет чего-то настороженно. Желтое пшеничное поле посерело. Встревоженный жаворонок упал с неба в ниву и умолк.
Только поле цветущих подсолнечников горит-пламенеет. От них будто свет льется, и над землей не так сумрачно. Пылает солнечный день в цветках, напоминает, что за тучами солнце. Разорвут молнии тучи, и выглянет голубое небо. Снов радостно засмеется поле.

- Ребята, каков смысл рассказа? Почему подсолнечник не поддался общему настроению? На что он надеялся?
Э. Роттердамский сказал: «Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой».
- А как называют человека, который радостно воспринимает жизнь? Встречались ли вам оптимисты, и какое впечатление у вас осталось после общения с ними?
- Как вы думаете, почему люди по-разному воспринимают один и тот же мир? Влияет ли возраст человека на восприятие мира?

Очень часто на уроках мы со школьниками говорим об экологических проблемах и путях их решения. Особое внимание уделяем проблеме сохранения биологического разнообразия.

7 класс

Тема: Значение и охрана птиц

Вначале мы обсуждаем причины, в результате которых сокращается численность птиц. После говорим о том, что в последнее время участились случаи вывоза из зарубежных стран редких и экзотических животных, содержать в неволе которых очень сложно. Дети сами высказывают мысль о том, что в клетке, в вольере без должного ухода и внимания животные чувствуют себя плохо, часто погибают. В ответ на это читаю им индийскую сказку.

О КУПЦЕ И ПОПУГАЕ
У одного купца жил попугай. Однажды купец решил съездить в Бенгалию по торговым делам.
- Я уезжаю. Что привезти тебе? – спросил попугая купец.
- Я по твоей милости ни в чем не нуждаюсь, - ответил попугай, - но все же у меня к тебе есть просьба. В Бенгалии на таком-то поле растет большое дерево, а на дереве гнездится множество попугаев. Прошу тебя, доберись до этого дерева и передай попугаям мой привет. Потом скажи: «Мой попугай, что сидит в клетке, просит вам сказать, что вы, мол, свободно летаете по лесам и садам, а о тех, кто скорбит, не думаете». Пусть они тебе на это что-нибудь ответят.
- Ладно, исполню твою просьбу! – сказал купец и уехал.
В Бенгалии, сделав торговые дела, он отправился на поле и передал привет своего попугая. Но не успел он вымолвить последнее слово, как попугаи замертво свалились с дерева.
Приехав домой, купец рассказал попугаю, что товарищи замертво упали на землю, ничего не передав в ответ. Как только он произнес эти слова, попугай пошатнулся и свалился кверху лапками на дно клетки.
Купцу было очень жаль попугая, и он подумал: «Зря я рассказал ему о смерти его друзей». Взял он попугая за лапки и выбросил в окно.
А попугай вспорхнул и улетел.

Далее работаем с текстом.
• Как купец относился к попугаю? Нравилось ли тому жить в клетке?
• Каким образом попугай добился свободы?
• Есть ли у вас попугай или другие птички? Как вы думаете, хорошо ли им живется? Быть может, они тоже мечтают передать привет своим товарищам?

Некоторые животные, выброшенные нерадивыми хозяевами на улицу, попадают в зоопарки и цирки. Бывали ли вы в зоопарке, и какие ощущения у вас остались после этого посещения? Читаю стихотворение Л. Татьяничевой.

Степной орел в вольере душной
Себя не чувствует орлом.
Глядит устало, равнодушно
В квадратный сетчатый проем.
Его глаза горчично-желты,
В них отрешенность, а не крик.
Стуча о клетку клювом стертым,
Бормочет что-то, как старик.
А он бы вправе крикнуть людям,
Чей кров непрошенный обрел:
«Как вы могли меня принудить
Забыть о том, что я – Орел!»

7 класс

Тема: Внешнее строение и образ жизни рыб

После обсуждения основных вопросов темы спрашиваю:
- Ребята, как вы понимаете смысл поговорки: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше?»
Дети высказывают свое мнение, а я продолжаю.
- Скажите, а где человеку лучше и что он может сделать для того, чтобы изменить свою жизнь?
Предложений и мыслей много. Далее предлагаю послушать следующую философскую сказку В.М. Лизинского.

РЫБА
Рыба плавала в своих глубинах и жаловалась себе на то, что кругом одно и то же, что жизнь идет размеренно и однообразно. Иногда, встречая старых толстых рыб, она, молодая и гордая своей молодостью, спрашивала: и что, это называется жизнь, и так все время плыть неизвестно куда, в этой мглистой темноте? И отвечали ей старые израненные временем и природой, философические бойцы: не спеши, в тишине есть скрытая, удивительная простота и радость. Фи! – отвечало им молодое создание и выпрыгивало из воды, чтобы оглядеться и расширить свое представление о мире.
Но однажды, разыгравшись и развеселившись, молодое дарование угодило на удочку и увидело, и услышало, и почувствовало, как бородатый рыбак стал выдирать с болью крючок из рыбьих жабр, а потом, невзирая на мольбы и стоны, бросил юнца в корзину к его собратьям. Придя в себя, юнец напористо стал спрашивать у прижавшихся к нему рыбин: что же теперь будет? Съедят тебя – отвечали соседи. Грустный он стал оплакивать свою несостоявшуюся судьбу. Вечером рыбаки стали отбирать рыбу для ухи и для жарки, при этом они пили водку, крякали и обсуждали рыбьи достоинства. И так получилось, что юнец их не вдохновил, и они бросили его обратно в море. Надышавшись воды, юнец отважно поплыл в неизвестность.

Продолжаем дискутировать.
- Ребята, а как вы относитесь к позиции главного героя сказки?
Вот здесь проявляется весь спектр детских ощущений: кому-то жалко, кто-то абсолютно безразличен, но есть и те, кто позлорадствовал, мол, нечего было из воды высовываться.
Парирую собеседнику:
- А что, лучше жить по принципу «Моя хата с краю, ничего не знаю?» Очень жаль, что среди вас есть те самые «юнцы», которые не знают, чего хотят от жизни. Поверьте, с таким безразличным отношением ко всему будет сложно найти свое достойное место в обществе.

Конечно, достучаться до каждого очень сложно, но если систематически уделять этой работе хоть немного времени, уверена, эффект будет.

9 класс

Тема: Введение. Биология – наука о Жизни

В курсе общей биологии школьникам предстоит обобщить и расширить знания по основным вопросам биологической науки. Еще раз подчеркиваем, что БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ, говорим, что однозначно нельзя дать объяснение слову «жизнь», приводим различные его трактовки. Уместно назвать цифры, подтверждающие, сколькими человеческими жертвами сопровождаются военные действия, испытания ядерного и химического оружия, теракты. Дети и сами приводят примеры, выражают свое отношение к этой проблеме.
Не дай нам, Господи, сорваться!
Нам слово Божие верни –
В мелеющую речь славянства,
В горячечную речь Чечни.
Чей мальчик в маске или в каске?
Он в Нальчике шел в первый класс…
Обертывается эхом Кафки
Братоубийственный Кавказ?!
Спать не дают мне безыскусные
Слова танкиста среди тел:
«Я не могу наматывать на гусеницы
женщин и детей».
(А. Возиес)

Христианская заповедь гласит: «Не убий». Убить, то есть лишить кого-либо самого величайшего дара – дара жизни – большой грех. Убийство считается одним из смертных и самых страшных грехов.

«Иногда мы слышим упрек: «Около двадцати веков христианство проповедует любовь к ближнему, но эти проповеди не могли помешать тому, что время от времени человечество ввергалось в кровопролитные войны». Хотелось бы спросить: сколько времени существует медицина? Как будто очень много, и, не смотря на это, люди болеют. Мы не знаем. Что было бы с человечеством, если бы медицина не боролась всеми доступными ей мерами с эпидемиями. Мы не знаем и того, что было бы с человечеством, если бы христианская религия не боролась, в частности, с войнами и людскими пороками». (Св. Лука)
Обращаюсь к классу. На кого и почему, по вашему мнению, не распространяется норма «Не убий»:
на комаров;
на всех животных;
на инопланетян;
на врагов Отечества;
на личных врагов;
на убийц;
на кого-то еще?
В очередной раз говорим о том, что у человека нет права решать, кому даровать право на жизнь, а кому нет.

Оценка информационного воздействия на учеников

Обратная связь способна и должна предоставлять оперативную информацию психолого-педагогического характера, которая дает возможность отслеживать образовательный процесс в целом. Обратная связь состоит в том, что ученик (ученики) или учитель определенным образом выражают свою реакцию на поведение других или друг друга с целью его оценки, коррекции.

Очень действенным оказывается прием использования конкретных фактов совершенных людьми подвигов во имя мира, науки, добра. Этот момент урока проходит под девизом: «В жизни всегда есть место подвигу»

5 класс

Тема: Развитие представлений о Вселенной

Трагична судьба итальянского ученого Джордано Бруно, осмелившегося открыто бороться со всеобщим убеждением в неизменности и конечности мира, освещенным авторитетом Церкви. Он не только поддерживал мнение Н.Коперника о том, что Солнце – относительный центр мира, но и утверждал, что Солнце – не единственное светило во Вселенной. Оно, как и Земля, - лишь рядовое небесное тело. Выступая за научное знание, раскрытие законов природы, преодоление примитивных суеверий, Дж. Бруно был неугоден Церкви и был сожжен как еретик на костре инквизиции.

6 класс

Тема: Торфяной мох. Образование торфа

Шел 1919-й г. На севере нашей Советской республики наступали белогвардейцы. Раненых красноармейцев было много, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. Однажды врач Новотельнов вышел за околицу села, здесь начина¬лось болото. Вдруг он заметил под снегом чистый мох сфагнум. Новотельное вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках замерзла вода. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навоз¬ную жижу. С таким же успехом он может впитывать кровь и гной. На следующее утро, несмотря на мороз, партия санитаров отправилась за сфагнумом. Разрывая снег, они выдергивали мерзлые пласты мха и за три часа собрали 300 кг. Когда мох оттаял, его отжали и разложили на простынях на полу в хо¬рошо протопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты. Более того, мох заменил и йод: содержащееся в нем фенольное соединение сфагнол, подобное карболовой кислоте, обладает дезинфицирующими свойствами, и в ранах не развивается гнойная инфекция.

8 класс

Тема: Иммунная система организма
История героизма врачей и ученых никогда не закончится...
Холера давно была извест¬на в Европе и наводила ужас на людей. Индия, Африка, Китай, Россия были зна¬комы с ее опустошительными эпидемия¬ми. В 20-х гг. 19 века в эпидемию холеры в Одессе умерла половина всех заболевших. В 1830 г. холера вспыхнула в Москве, что совпало по времени с пуш¬кинской Болдинской осенью, когда поэт не мог возвратиться в белокаменную к своей красавице жене. В августе 1831 г. холера собрала свой страшный урожай в Берлине и Гамбурге. Причем некоторые города Германии болезнь как бы обошла, шагнув во Францию, Англию и через океан — в Северную Америку. В 1892 г. в Германии вновь вспыхнула эпидемия хо¬леры. В Гамбурге заболели 18 тыс. чело¬век, из которых 6 тыс. умерли.
Макс Петенкофер - первый, кто встал на пути холеры. Его опыт был произведен 7 октября 1892 г. Чтобы доказать правильность защищае¬мой им теории, он на глазах многочис¬ленных свидетелей выпил взвесь холер¬ных вибрионов. Результат этого опыта, похожего на самоубийство, был удивите¬лен: Петенкофср не заболел! Опыт ученого повторил его уче¬ник Рудольф Эммерих и тоже остался жив. Но два других ученика, молодые ученые, повторившие смертельный опыт великого гигиениста, погибли от холеры. Макс Петенкофер, не пережив трагедии, застрелился. Было сделано главное — эк¬сперимент на людях.
И другие исследователи проделывали этот опыт, проверяя на себе воздействие холерных бацилл. В этой связи следует назвать, прежде всего, русских врачей — это И. И. Мечников, Н. Ф. Гамалея, Д. К. Заболотный, И. Г. Савченко. В 1888 г. Николай Федорович Гамалея первым пред¬ложил использовать для защиты от холе¬ры мертвые бациллы. Их безвредность он испытал вначале на себе, а затем на своей жене. Даниил Кириллович Заболотный и Иван Григорьевич. Савченко приняли в присутствии комиссии врачей заразное начало, предварительно проглотив опре¬деленную дозу убитых микробов. Влади¬мир Хавкин, много лет проработавший в Индии, без ущерба для здоровья ввел себе вначале небольшую дозу ослабленных ба¬цилл холеры, а затем более крупную свежих. В результате он открыл возможность бациллоносительства у человека, способ¬ного заражать других людей.
Опыт, проведенный на себе Ильей Ильичем Мечниковым, протекал очень дра¬матично. Тогда во Франции, где он рабо¬тал, свирепствовала холерная эпидемия. Мечников, получивший в 1908 г. Нобе¬левскую премию за свои бактериологи¬ческие исследования, проглотил большое количество «холерных запятых» и остался здоров. Примеру Мечникова последовал его ассистент Латапи. Результат был тоже отрицательный. Тогда третий сотрудник лаборатории проделал над собой то же самое. Это был доктор Жюпий. Он забо¬лел настолько тяжело, что его жизнь ви¬села на волоске. Мечников был потрясен и заявил, что покончит с собой, если Жюпий умрет. К счастью, он выздоровел. Благодаря работам этих ученых совре¬менная медицина располагает профилак¬тическим средством — вакциной против холеры, которая принимается через рот и защищает людей от заболевания. Она помогает локализовать и ликвидировать очаги холеры.

9 класс

Тема: Первое эволюционное учение

В историю науки он вошел под именем Ламарка. Имя его полностью – Жан Батист Пьер Антуан де Монэ, шевалье де Ла Марк. Когда-то у некоторых народов считалось – чем длиннее имя у человека, тем больше повезет ему в жизни. Увы, длинное имя Ламарка не спасло его от неудач. Ему не везло при жизни, ему не везло и после смерти – даже могилу великого ученого «потеряли», и прошло много десятилетий, прежде чем люди оценили тот огромный вклад в науку, который сделал этот человек.
С детства он мечтал быть военным, а его отдали в иезуитскую школу, готовя к карьере священника. Он хотел стать музыкантом, а вместо этого сделался конторщиком в банке. В конце концов, увлекшись ботаникой он стал одним из признанный авторитетов в этой области, но был назначен на кафедру зоологии
Благодаря кропотливому труду и прозорливости, Ламарку смог увидеть и доказать то, что до него никто еще не делал. Он является автором первого эволюционного учения. Но обстоятельства складывались так, что буржуазия, которая пришла к власти во Франции, решила – ей не нужны никакие учения, которые хоть чуть-чуть намекают на малейшие изменения.
Но ученый не останавливался на достигнутом. Забытый всеми, он продолжал работать даже тогда, когда почти полностью лишился зрения. Его мысли записывала дочь. Спустя много времени именно эти рукописи позволили восстановить доброе имя Ламарка.
Умер ученый в полной нищете и забвении.

Описывают еще один интересный факт его биографии. Когда он, болел желтухой, вынужден был долгое время жить в мансарде, никуда не выходя. Многие в таком положении выглядели бы несчастными и жалкими, но не Ламарк. Он лежал в своей маленькой клетушке и сквозь единственное чердачное оконце следил за плывущими в небе облаками. И по прошествии долгих месяцев тщательных наблюдений он выполнил работу по анализу видов облаков и предсказанию погоды по ним. Он установил, какую погоду предвещают густые кучевые и протянувшиеся по небу тонкие пальцы перистых облаков. Благодаря этой работе Ламарк может по праву занять место в ряду выдающихся ученых-метеорологов.

9 класс

Тема: Прокариотическая клетка

…Это было в Испании около 800 лет назад. Испанцы воевали с маврами за обладание Пиренейским полуостровом. Борьба длилась много лет; мавров постепенно оттесняли в южному побережью.
Испанцам удалось взять Кордову. Правитель города эмир Альмансор отступил вместе с остатками армии. Нечего было и думать продолжать вооруженную борьбу. Но Альмансор решил сражаться до конца, любыми средствами и любой ценой…
…К лагерю испанцев подошел человек. Часовые с удивлением узнали Альмансора. В знак повиновения и раскаяния он был босой, с непокрытой головой. Сдаваясь на милость победителей, он готов был принять христианство и отречься от ислама. Испанцы уважали храбрых противников. Пленник был с почетом принят военачальниками и крещен. Король пожаловал ему титул гранда.
Через несколько дней Альмансор заболел. Но заболел он не один – ужасная болезнь поразила всех, кто входил в его палатку, кто ел и разговаривал с ним. Это была чума. Скоро болезнью было охвачено все войско испанцев. Почти каждый больной умирал.
Умер Альмансор. Но перед смертью рассказал, что нарочно заразился чумой в приморском городе, чтобы истребить испанское войско и отомстить завоевателям.

10 класс

Тема: Происхождение культурных растений

Большую роль в изучении мест произрастания диких предков культурных растений сыграли экспедиции, организованные Н.И. Вавиловым. В путешествиях этот человек вел себя героически в нестандартных ситуациях. Но еще обльший подвиг был совершен им и его сотрудниками в годы Великой отечественной войны.
В дни блокады Ленинграда сотрудники ВИРа – 14 ослабевших от голода человек, не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Пе¬чальный список умерших от голода ведет летопись ВИРа: Д.С. Иванов — хранитель риса, А.Г. Щукин — хранитель масличных культур, Л.М. Розина — хра¬нитель овса... Хлеб из коллекционного зерна мог спасти много жизней. Сохранение коллекции в бло¬кадном Ленинграде — это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране будут нужны эти семена — хлеб будущего.
Находясь в заключении, Н.И. Вавилов не только сам не падал духом, но и поддерживал своих сокамерников. Им были прочитаны многочасовые лекции по биологии, генетике, сельскому хозяйству. Можно было только позавидовать стойкости духа и самообладанию этого человека в столь трудное время.

11 класс

Тема: Проблема сохранения биологического разнообразия

На зеленом склоне холма, на самом гребне кратера Нгоронгоро, между уникальным заповедником Серенгети и выделенным из него резерватом, находится необычный памятник. На нем высечено: «Михаэль Гржимек. 12.4.35. – 10.1.59. он отдал все, что имел, даже свою жизнь за то, чтоб сохранить диких животных Африки».
Многие посетители этого заповедника останавливаются у памятника, но далеко не все знают, что Серенгети, может быть, уже перестал бы существовать как заповедник, если бы хмурым декабрьским днем 1957 года Михаэль Гржимек вместе со своим отцом – известным отцом Бернгардом Гржимеком не отправились на самолете в Африку.
С гибелью этого ученого дело охраны природы потеряло одного из самых энергичных и отважных борцов. Когда М.Гржимек летел на самолете на высоте примерно 200 м, в правое крыло с размаху врезался летящий навстречу гриф. В крыле образовалась большая вмятина, оказались блокированы тяги управления, машина сильно накренилась на правое крыло и через несколько секунд разбилась.
Когда весть о гибели молодого ученого разнеслась по всему миру, отовсюду в адрес отца стали поступать деньга на памятник Михаэлю. Но Бернгард решил распорядиться ими иначе. Можно представить себе, как хотел он соорудить прекрасный памятник сыну, однако он использовал деньги на организацию лаборатории имени Михаэля Гржимека, которая сейчас превратилась в Международный научный институт. Это – настоящий памятник мужественному Михаэлю. Но самый лучший памятник ему – сотни и тысячи животных, сохранившихся в Серенгети.

Ролевые и деловые игры

Развитие личности, в том числе и нравственное, не может происходить вне развития ее активности – познавательной, коммуникативной, деятельностной. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение, являются ролевые и деловые игры. Они могут занять все время урока, либо быть его частью.

7 класс

Тема: Влияние человека на животный мир

После рассмотрения основных вопросов темы и выяснения причин исчезновения животных, предлагаю детям выступить в роли одного из тех животных и рассказать о своей трагической судьбе. (Дети готовятся заранее)

Бизон. Я думаю, что люди не забыли о трагедии, которая случилась на обширных равнинах Северной Америки.
Там жили мы, сильные и красивые. Наши многомиллионные стада занимали пространство в 40 км в ширину и 80 в длину. Каждый из нас отличался добродушием: мы с охотой уступали дорогу более мелким и слабым животным. Если в центр стада попадал человек, он мог быть совершенно уверен, что ему вреда мы не причиним.
Это нас и погубило. Спустя некоторое время в степях стали появляться охотники и те, кто мог хотя бы держать ружье. Вскоре началось строительство железной дороги от Чикаго до Сан-Франциско. Нашим дешевым и вкусным мясом стали кормить рабочих. Перед натиском человека мы пугались, и наши попытки уйти от пуль не имели успеха: стиснутые друг другом со всех сторон, мы метались под выстрелами и погибали.
Страшно вспоминать, но у тысяч убитых вырезали лишь по куску мяса, а остальное оставалось лежать кровавым месивом на равнине.
По новой дороге потянулись составы, из окон вагонов высовывались люди и стреляли, ведь правление железной дороги должно было окупить затраты на строительство, вот и обещало об удивительной охоте.
Вообще с 1870 по 1875 годы ежегодно уничтожалось примерно 2,5 миллиона нас, бизонов.

Слон. Еще несколько тысячелетий назад ни одно военное сражение не обходилось без нас. Естественно, многие гибли в бою. На нас охотились и местные жители – они высоко ценили мясо, а язык, сердце и кончик хвоста у них вообще считался деликатесом. Наши клыки использовались как поделочный материал. Особенно кичились этим богатые, которые не знали, куда девать деньги.
Между тем потребность в нашей кости росла, и стали создаваться «компании» по обеспечению всех желающих этим материалом. Постепенно среди нас не стало великанов, бивни которых весили по нескольку десятков килограммов. Но спрос не падал. Только в Англии в 1955-1960 годах ежегодно продавалось около трех тысяч килограммов слоновой кости.
Нас становилось все меньше и меньше, но продолжали истреблять. Впрочем, теперь обратили внимание и на наши ноги – из них стали делать корзины для мусора. Шутка ли – из одного слона их получается четыре. Очень выгодно!

Странствующий голубь. В 1909 году зоологи обещали награду тому, кто укажет место нашего гнездования. За сто лет до того, как была объявлена награда, американский зоолог видел нашу стаю, состоящую по его подсчетам из 2 230 272 000 птиц. Когда мы пролетали над каким-нибудь местом, то казалось, наступала ночь, когда останавливались на ночлег, на деревьях в лесу не хватало сучков, и мы устраивались ярусами на спинах друг друга. Нередко даже толстые суки ломались под нашей тяжестью, а ведь каждый весил всего 200-250 граммов.
Казалось, нам не страшны никакие превратности судьбы. Но прошло 30 лет, и была объявлена награда за пару голубей. Всего 30 лет!
Американские индейцы знали, что наше мясо вкусно, но убивали столько, сколько им было нужно. А вот белые поселенцы не знали не хотели знать никаких законов. Они сбивали нас палками в полете. Солдаты заряжали пушки картечью, чтобы одним выстрелом обеспечить ужин целой казарме, фермеры глушили нас жердями, досками, ловили сетями.
Нескольких лет такой охоты было вполне достаточно, чтобы мы исчезли. В 1880 году уже кочевали лишь небольшие стаи, 1 сентября 1914 года в возрасте 29 лет в зоопарке города Цинциннати умерла последняя из нас.

Бескрылая гагарка. Наше истребление, пожалуй, было самым варварским. Мы были постоянным поставщиком мяса и жира. Это не могло повлиять на нашу численность. Но вот появились «торговые люди», и мы начали гибнуть. Люди быстро усвоили, что на нас выгодно охотиться в период гнездования. В этот период мы собираемся большими колониями на побережье и спокойно сидим на гнездах, согревая единственное яйцо и бережно оберегая единственного птенца. Вот тут-то и появлялись люди. Шли в ход палки, жерди, камни. От беспомощности мы забирались на скалы, в ужасе метались по берегу.
Особенно сильно мы пострадали в 1808 и в 1813 годах, когда на заготовку мяса отправились два больших корабля. Нас били палками, душили руками, топтали ногами. Берега острова Гайерфугласкера стали скользкими от крови раздавленных яиц и птенцов.
После этого численность нас стала быстро сокращаться. Но нас продолжали искать – теперь уже платили большие деньги: бесследно исчезнувшие мы стали высоко цениться коллекционерами. И вот в 1844 году были добыты еще две птицы – последние бескрылые гагарки.

По мере возможности и необходимости практикую проведение уроков НРАВСТВЕННОСТИ. Их продолжительность от нескольких минут до целого урока.
Они имеют общую цель – способствовать формированию у учащихся таких личностных качеств, как гуманность, ответственность, толерантность, патриотизм.

На одном из первых уроков в 8 классе после знакомства с предметом изучения таких наук как анатомия, физиология, гигиена и психология, знакомлю учащихся не только с историей развития представлений о человеке, как это предусмотрено программой, но и рассказываю о роли медицины в трудные периоды жизни человечества.

Тема урока НРАВСТВЕННОСТИ
«ГИМН МИЛОСЕРДИЮ»

Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется на своем пути.
(Китайская пословица)

Землетрясения, наводнения, извержения в

Всего комментариев: 3
avatar
1 Ирина_Евгеньевна • 22:16, 18.09.2010

Умница, Ольга Витальевна! Какая интереснейшая информация к урокам в этой вашей статье! И в такой необычной форме преподносится! Конечно, детям она западет в душу. Я скачаю эту вашу статью для использования на уроках. Спасибо!
avatar
2 • 18:56, 15.01.2012

Очень интересная статья!Информацию обязательно использую на уроках. Большое спасибо!
avatar
3 • 09:50, 29.04.2012

Ольга Витальевна, замечательная работа, вдохновляет на новые разработки. Спасибо Вам огромное!!!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены