РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Применение flash –анимаций на уроках биологии

Добрынина Светлана Александровна, сту-дентка 5 курса ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический инсти-тут», кафедра естественнонаучных дисци-плин с методикой преподавания, гр. 504

Применение flash –анимаций на уроках биологии

Учителям естественных наук часто приходится сталкиваться с необхо-димостью объяснить ученикам суть того или иного процесса, происходящего в природе. Как показать динамику процесса на плоской доске, имея в руках толь-ко кусочек мела? Можно рисовать и стирать, потом снова рисовать. Большинст-во учителей биологии так и делали, опираясь на опыт работы педагогов преды-дущих поколений. Позже стали использовать аппликации. Согласитесь, напри-мер, при объяснении процесса синтеза белка, быстрее прикрепить к доске рису-нок транспортной РНК, рибосомы и т.д., чем рисовать это на доске мелом. Да и качество рисунков будет выше, изображения ярче, нагляднее. Особенно удобно использовать аппликации при наличии в кабинете биологии магнитной доски. Тут на помощь учителю пришли фабрики по изготовлению наглядных пособий. Они выпустили наборы динамических пособий для магнитной доски по разным темам курса биологии: «Основные направления эволюции», «Законы Менделя», «Человек и биосфера» и др.
Параллельно совершенствовались технические средства обучения. Де-монстрация фолий через эпидиаскоп – тоже неплохой вариант. Прозрачные пленки с рисунками накладываются друг на друга или меняются одна за другой, тем самым позволяют частично отразить динамику процесса. В оборудование кабинета биологии входят наборы фолий по зоологии, ботанике, общей биоло-гии.
Отлично демонстрируют процессы в живой природе кино- и видеофраг-менты, снятые в технике рапидной съемки, которые позволяют медленно в дета-лях рассмотреть процессы, реально длящиеся всего несколько десятков секунд. И напротив, снимая биологические объекты через определенный промежуток времени, можно получить десятиминутное изображение процесса, который в реальном времени занимает дни, недели или месяцы.
Постепенно уходят в прошлое кинопроекторы, все реже используется ви-деомагнитофон. На смену им приходит компьютер. С его помощью тоже можно смотреть оцифрованное видео. Но можно применять и другие цифровые образо-вательные ресурсы. Цифровые образовательные ресурсы – ЦОР. Синонимы: компьютерное средство обучения (КСО), флипчарты, электронные образова-тельные ресурсы (ЭОР) и программно-педагогические средства (ППС). Цифро-вые образовательные ресурсы включают представленные в цифровой форме фо-тографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты вир-туальной реальности и интерактивного моделирования, картографические мате-риалы, звукозаписи, символьные объекты и деловую графику, текстовые доку-менты и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного про-цесса (2,4). Одним из наиболее интересных цифровых ресурсов для учителя био-логии является flash-анимация.
Анимация это последовательность изменяющихся изображений, которая произошла за определенный промежуток времени. Совокупность кадров, сме-няющих друг-друга в единицу времени создают иллюзию движения, что и есть не что иное как анимация (7). Технология создания анимации является чередо-ванием совокупности большого количества кадров, расположенных в логиче-ской последовательности и созданных с помощью программного продукта фирмы Adobe - Adobe Flash MX (8).
Проще объяснить так, flash-анимация на уроках биологии – это неболь-шой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала. Про-ходя педагогическую практику в Сосновской и Краснооктябрьской школах, по-пробовала применять это средство обучения на уроках. Это здорово!
Хорошая флеш-анимация помогает качественно объяснить новый мате-риал. Например, flash-анимации по общей биологии, которые мы скачивали с сайта единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru), содержат четко дозированный объем информации и хорошо продуманный дикторский текст. Как правило, все примеры хорошо иллюстри-рованы, что способствует усвоению нового материала за счет непроизвольного внимания и непроизвольного запоминания. А значит, снижается утомление школьников. При использовании такой анимации учителю остается только по-могать обучающимся в освоении новой темы. Длительность просмотра анима-ции от 30 секунд до 20 минут. Длительные анимации имеют управляющие кнопки «стоп», «пауза», «возврат к началу». Это дает возможность учителю ос-тановить просмотр на ключевых кадрах, обсудить полученную информацию с учащимися, записать в тетрадях определение понятия или схему. Можно задать вопросы, чтобы проверить, правильно ли ученики поняли материал. При необ-ходимости уточнить или скорректировать информацию, а потом продолжить работу с flash-анимацией.
Можно применять flash-анимации на этапах закрепления или проверки знаний. Например, выключить звук, чтобы не был слышен дикторский текст и предложить ученику поработать диктором, рассказывая о том, что происходит на экране. Если анимация иллюстрирует только один процесс, например, бес-полое размножение инфузории-туфельки, то ученику можно предложить соста-вить связный рассказ о процессе. Длительную анимацию могут озвучивать по-следовательно несколько учащихся. Можно не выключать диктора, а остано-вить анимацию с помощью кнопки «пауза» и попросить ребят продолжить пра-вило, определение, привести свой пример к тому, что сказал диктор.
Если у ваших учеников есть домашний компьютер, то они могут скопи-ровать у вас flash-анимацию и дома ее еще раз просмотреть и прослушать. А можно дать им адреса сайтов, на которых они сами найдут интересующие их анимации.
Мы применяли flash-анимации при изучении тем «Строение и функции белков», «Строение и функции липидов и углеводов». Кроме того, нам понра-вились анимации по сложным для восприятия школьников темам «Фотосин-тез», «Синтез белка», «Метаболизм», «Генетика». В единой коллекции цифро-вых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации практически по всем разделам биологии. Если вы целена-правленно будете искать именно flash-анимации, то можно зайти на сайты учи-телей биологии, например http://biologymoscow.ucoz.ru/ или http://tana.ucoz.ru/. Найти закладку «Флеш-анимации» и выбрать раздел курса биологии и тему, ко-торая вас интересует. Откроется список flash-анимаций по данной теме. Выби-райте то, что вам больше нравится.
Ресурсы бесплатные, легко копируются. Для их воспроизведения нужен флеш-плеер, его бесплатно можно скачать из Интернета по ссылке http://www.izone.ru/internet/plugins/adobe-flesh-pleer.htm. Воспроизводятся ани-мации также с помощью электронного проигрывателя или программы Internet Explorer. Трудности возникают при вставке flash-анимации в презентацию PowerPoint, если создаешь презентацию на одном компьютере, а воспроизво-дишь на другом. Если вы начинающий пользователь, то просто запускайте flash-анимацию отдельно, как самостоятельный цифровой образовательный ре-сурс. Если вы уверенный пользователь, то меняете настройки воспроизведения анимации. Или используйте бесплатную программу Ispring.pro. 3.5, которая по-зволяет быстро встраивать flash-анимации в презентацию PowerPoint.
Если выход в Интернет не всегда доступен, то хорошие флеш-анимации, интерактивные схемы и рисунки есть на электронных дисках к учебно-методическим комплектам под ред. проф. И.Н. Пономаревой для 6-10 классов (М.: Издательский центр «Вентана -Граф», ЗАО 1С. ). Можно использовать ма-териалы диска «Бибилиотека наглядных пособий. Биология 6-9 класс» - МО РФ, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003. Но копирование с последнего диска нам не удалось, его приходится запускать на том компьютере, которым вы будете пользоваться на уроке. Экспорт ресурсов программой предусмотрен, но у нас возникли трудности.
Специфика естественнонаучных дисциплин в том, что они требуют на-личия большого количества наглядного материала. Проблема обеспечения ес-тественнонаучных дисциплин наглядным материалом может быть частично решена с помощью цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Весьма эффек-тивными при изучении естественнонаучных дисциплин, в том числе и биоло-гии, являются видеолекции, видеофильмы, flash-анимации, анимационные мо-дели, интерактивные схемы и рисунки, компьютерные лабораторные практику-мы, которые позволяют частично компенсировать недостаток натурных объек-тов и наглядного материала, без которого нельзя полно показать разнообразие живого мира, особенности его строения, развития, механизмы протекания и це-лостность биологических, химических и других процессов. Применение муль-тимедиаресурсов позволяет обеспечить максимальный эффект обучения, так как в этом случае учебная информация будет представлена в различных фор-мах и обеспечит комплексное воздействие на обучающегося.
Целесообразно использование ЦОР в комплексе с традиционными учеб-но-методическими средствами. По мере развития соответствующих технологий именно цифровые образовательные ресурсы будут составлять ядро учебно-методического обеспечения. Уже сейчас школы Курганской области в доста-точной степени обеспечены электронными учебниками по биологии. Например, в Краснооктябрьской СОШ Каргапольского района в кабинете биологии есть 14 электронных учебников, репетиторы для подготовки к ЕГЭ, энциклопедия Ки-рилла и Мефодия, библиотека электронных наглядных пособий, виртуальная лаборатория и др. Что позволяет построить полноценный урок с применением ЦОР. Учитель может также использовать ресурсы Интернета, который содер-жит богатые коллекции ЦОР, а также разработки уроков, внеклассных меро-приятий, календарно-тематическое планирование.
С 2005 года в России реализуется государственный проект «Информати-зация системы образования» - ИСО. Проект трактует информатизацию школы как процесс изменения содержания, методов и организационных форм образо-вательной работы, вызванный необходимостью готовить подрастающее поко-ление к жизни в информационном обществе (2). Одна из основных задач проек-та – формирование наборов цифровых образовательных ресурсов, расширяю-щих учебно-методические комплексы, рекомендованные (допущенные) к ис-пользованию в учебном процессе.
Ресурсы созданы, остается научиться эффективно применять их на уроке и вне урока. Я понимаю, что для опытного учителя биологии я не открываю Америку. Но может быть, эта статья поможет начинающим учителям и таким же студентам, как я.

Список
1. Демкин В.П., Можаева Г.В. Классификация образовательных электрон-ных изданий: основные принципы и критерии: Методическое пособие для преподавателей. - Томск 2003. – 28 с.
2. Нащочина М.М. Методика использования цифровых образовательных технологий на уроках и внеклассных занятиях по биологии в средней школе. - Хабаровск, 2008
3. http://biologymoscow.ucoz.ru/
4. http://mmc74212.narod.ru/Biology/p11aa1.html
5. http://tana.ucoz.ru/
6. http://school–collection.edu.ru/
7. http://sitevision.template-online.com/http://sitevision.template-online.com/
8. http://www.3xweb.ru/services/flash/

Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо за информацию.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика