РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Факторы, препятствующие скорости чтения и пути их преодоления

«Я прививаю ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показываю не только её роль в жизни человека, но и вооружаю ребёнка умением читать, понимать и осознавать прочитанное».

Значение чтения книги как средства образования, воспитания и развития общеизвестно.
Видные мыслители, ученые, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека. Поэтому так важно с детских лет прививать ребенку любовь к чтению, интерес к книге и показывать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребенка умением читать, понимать и осознавать прочитанное. Однако, для того чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т.е. умения, доведенного до автоматизма.
За годы работы учителем начальных классов я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся. По наблюдениям показатели техники чтения у детей очень неоднородны - от очень высоких до очень низких. Почти в каждом классе есть несколько учеников (в моем 1классе 12% учеников), которые не укладываются в предусмотренные нормативы, которые существуют в современной школе.
Поэтому перед собой я поставила задачу - выявить факторы, препятствующие развитию скорости чтения и найти способы их преодоления.
Рассмотрим цепочку становления навыка чтения.
Способ Скорость Динамика
чтения чтения чтения
54% первоклассников пришли ко мне уже читающими. Но способы чтения у них были разные, то есть дети находились на разных этапах овладения техникой чтения. И чем несовершенен способ, тем медленнее читал ребенок. Постепенно он начинал читать, словом и группами слов. Дальнейшая моя задача – сделать этот способ устойчивым, т. е. довести до навыка. Проходит время, ребенок читает все лучше и быстрее. У одних скорость увеличивается значительно (38%), а другие прибавляют мало (15%). Отчего же это зависит? Существует много причин, тормозящих скорости чтения, среди которых можно выделить семь основных: природный темп, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения. Остановлюсь подробнее на каждом из перечисленных факторов и предложу упражнения для работы над проблемой, если она существует.
1. Природный темп деятельности
Иногда мы замечаем, что ребенок медлителен (в моем классе 57,5%) и если темп занятий высок, то не успевает и легко устает. Мои наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребенка имеет невысокую скорость. Вины ребенка в этом нет. Темп деятельности относится к динамическим характеристикам человека, являясь составляющим свойством его темперамента. Это свойство является врожденным, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Таким образом, темп, являясь врожденным, определяет насколько быстро человек работает, запоминает, представляет и, конечно, читает. Столько, сколько способен за единицу времени прочесть человек с быстрым темпом, медленный не сможет.
Кроме того, скорость выполнения может зависеть и от других факторов, например, в результате низкого уровня концентрации и устойчивости внимания ребенок часто отвлекается, поэтому скорость работы также будет не высокой.
Но надо помнить, что хотя темп деятельности и является врожденным устойчивым средством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно измениться. Это значит, что, используя определенные упражнения, я могу увеличить темп чтения (см. приложение).
2. Регрессии
Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток – самый распространенный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.
Определить, присутствуют ли регрессии в чтении ребенка, можно с помощью наблюдения. Ребенок читает незнакомый текст, а я слежу за движениями его глаз и речью. Мои наблюдения показали, что при чтении у 34,5% моих учащихся взгляд постоянно возвращается назад для перечитывания (сначала прочитывает слово про себя, а затем вслух) или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке два- три раза для понимания (13%), в чтении отсутствует плавность (42%). Это значит, присутствуют регрессии. Причины регрессии в следующем:
А) Сила привычки.
На первых этапах, когда ребенок осваивает послоговой способ чтения, мы просим прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным.
Б) Кажущиеся трудности текста.
Если текст труден для понимания ребенка, то в этом случае предложу ему прочитать текст без регрессий, даже если отдельные места текста непонятны. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвраты не нужными.
В) Отсутствие внимания.
Если причина регрессий в слабой концентрации внимания или его что–то беспокоит и это мешает ему сконцентрироваться, необходимо прервать чтение и дать время на отдых.
Последние две причины - временные и достаточно легко снимаются. В то время как первая причина – сила привычки – явление достаточно устойчивое и для её преодоления предлагается специальное упражнение (см. приложение).
3. Антиципация
Антиципация – это смысловая догадка. Не раз я замечала за детьми при чтении, что многие слова, которые они читают, они не дочитывают до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию.
Для того, чтобы определить, владеет ли ребенок приемом антиципации и использует ли его при чтении, предлагаю ему задание (см. приложение).
Постоянное использование этих заданий способствует эффективному развитию антиципации. Кроме того, их польза состоит в развитии словесно – логической памяти.
Работа над развитием антиципации очень тесно связана с работой по развитию речи, что я систематически провожу на любом уроке:
- русский язык (словарная работа, изложения, сочинения, работа с деформированным текстом и т. д.);
- математика (постановка вопроса по условию задачи, составление условия задачи по данному рисунку, схеме и т. д.);
- природоведение (написание сообщений по заданной теме, составление цепей питания, работа с картой и т. д.).
Целью таких упражнений является пополнение словарного запаса за счет усвоения новых слов и их значений: смысловых и эмоциональный оттенков, переносного значения слов и словосочетаний (см. приложение).
4. Артикуляция
Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата (т.е. артикуляционный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова). Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой. Таких учащихся в 1 классе было27%. К концу 4 класса стало 15% ( у двух мальчиков генетическая предрасположенность). Для работы над артикуляцией использую упражнения с рифмой и ритмом (см. приложение).
5. Малое поле зрения
Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксации(остановка) или смены точек фиксации(движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество будет воспринято в момент остановки взора. Таким образом – повышение скорости чтения – это увеличение объема воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения. Разница между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимается в момент фиксации. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличивать число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий. Кроме того, необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение (см. приложение).
6. Уровень организации внимания
Роль внимания также велика при чтении, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы.
Однако, если ребенок недостаточно внимателен, не может долго выполнять задание и не может долго удержать внимание, то ему необходима помощь, Для устранения подобных недостатков я веду работу в двух направлениях:
- использую специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;
- использую упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности (см. приложение).
7. Память
Различают обычно четыре типа памяти: зрительный (в моем классе 80%), слуховой (57%), моторный (45%) и смешанный (34%).
В связи с этим для тренировки памяти предлагаю использовать упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала (см. приложение).
Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребенка открыть мир книг. Развитие желания читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребенок во время занятия чтением. Поэтому на каждом уроке я создаю доброжелательную и непринужденную обстановку, постоянно подбадриваю ученика. Любая положительная оценка повышает значительность ребенка в собственных глазах, это очень важный стимул, Примером таких оценок может быть оценивание ребенком самого себя и ведение мною таблицы учета достижения ребенка. Такая деятельность дает положительный результат. В ходе систематической работы видна динамика в техники чтения моих учеников.

Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо за статью, многим будет интересно прочитать и понять, почему ребёнок читает плохо?
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика