РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Ещё раз о словарных словах"

Работа со словарными словами.

Актуальность: В русском языке одной из трудных тем является работа со словами с непроверяемым написанием (словарными словами). Несмотря на большое количество разнообразных и интересных упражнений в работе со словарными словами, дети продолжают допускать в них ошибки.

Я в работе над словарными словами, основывалась на утверждении психологов, что повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями связано с изменением характера их запоминания. Запоминание должно быть осмысленным, а не механическим. Поэтому я использую классификацию слов не по темам, а по способу запоминания.
Делаю ставку на нестандартность работы, что помогает возбуждению эмоций – удивление перед необычным, на интерес. Под интересом понимают такое эмоциональное отношение учащихся, которое вызывает у детей желание познать изучаемое.

Просмотрев список словарных слов, я выделила следующие группы слов по способу запоминания: полногласие, словообразование, ассоциативный метод, метод этимологической справки, проверка по сильной и слабой позициям, механическое запоминание.
К своей работе я привлекла учеников моего класса в рамках проектной деятельности. Предложив детям список всех словарных слов, которые следует запомнить в начальной школе (119 слов!), я попросила отметить те слова, которые, по их мнению, легко запоминаются. Это оказались слова на –ОРО-, -ОЛО- (полногласие). Таких слов было 15, в этот список решили уместным добавить слово карандаш, итого 16 слов.

Далее мы рассмотрели слова с точки зрения изученных правил: нельзя ли некоторые применить к ним? Оказалось, можно. Например, слова черный и желтый можно проверить по слабой позиции ч[и]рнеть, ж[и]лтеть, лисица по сильной - лисы.
Зачем, например, заучивать слова «до свидания», если все вполне объясняется: до – предлог Родительного падежа, в этом же падеже во втором склонении, к которому относится слово свидание, окончание -а или –я. Предлог пишется отдельно: до скорого свидания. Корень слова проверяется по сильной позиции «свидимся». Так же проверяются слова: ученик – учение, каток - катит и пр. Таким образом объяснили ещё 13 слов.

На уроках русского языка детям обычно нравится тема «Словообразование». Какое множество новых слов можно составить при помощи суффиксов и приставок! Дети с удовольствием определяют и произносят научные названия способов образования новых слов: суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный! Или такое название: интерфикс.
Поэтому, когда повторяли известное с первого класса словарное слово девочка, сразу узнали знакомый суффикс –ОЧК- и одним словом для заучивания стало меньше. Таким же образом отпала необходимость заучивать слова самолёт, тепловоз.
Предположили, что в нашем списке могут быть ещё слова, образованные по принципу словообразования. Действительно, такие слова нашлись, их оказалось 12.

На уроке развития речи я познакомила детей с ассоциативным способом запоминания, посвятила несколько внеклассных занятий по развитию ассоциативного мышления и предложила рассмотреть наш список слов с точки зрения ассоциаций.
В толковом словаре Ожегова даётся следующее объяснение слова ассоциация: «Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое». В нашем случае главное, чтобы в слове-ассоциации ударным был звук, соответствующий орфограмме. Например, слово сОбака может ассоциироваться со словами хвОст, стОрож; сОлдат – бОй, фОрма; инЕй – снЕг, пЕсок – лЕто, мЕлкий и т. д.
Таким способом стало возможным объяснить написание многих слов.
Иногда дети устраивали соревнования: кто придумает больше ассоциаций или свяжет их в небольшой рассказ. Например, при работе со словом пшЕница получилось следующее: «посеяли зёрна, вырастили хлеб, отвезли на мельницу, из муки замесили тесто, испекли в печке хлеб и съели его за обедом». Ассоциативный способ смогли применить к 26 словам.
Способ ассоциации хорош ещё и тем, что может помочь при заучивании иностранных слов в старших классах.

Несколько раз я встречала указания на этимологическую справку, поэтому следующим этапом работы стало знакомство детей с этимологическим словарём.
В толковом словаре Ожегова даётся определение: «Этимология» - словопроизводство, этимологический словарь указывает на корни происхождения слов».
Самое интересное в работе началось со знакомства именно с этимологическим словарем. Оказывается, слова, которые в современном русском языке нельзя назвать родственными (однокоренными), имеют общее происхождение! Например, Родина, народ и урожай образовались от слова род: Родина с помощью суффикса, слово народ при помощи приставки, в слове урожай произошло чередование звуков [Д] // [Ж]. Недаром говорят: « уродился на славу»…, имея в виду, например, хлеб или картофель. Конечно, любое слово имеет какое-либо происхождение, но нас интересовали те, которыми можно было объяснить орфограммы словарных слов.

Иногда мы искали объяснение одного слова, а находила ещё несколько словарных слов, которые были образованы от одного и того же этимологического родственника.
Так, мы предположили, что слово КОРАБЛЬ созвучен слову КОРА. Если это верно, то запомнить слово будет легко. В этимологическом словаре нашли подтверждение своей догадке. Оказывается, раньше слово кора заменялось словом кожа, а корабль - это челнок из прутьев, обтянутый кожей. А его родственниками по происхождению оказались слова: корь (болезнь, характеризуемая покрыванием тела коркой), корзина (коробка, сплетенная из коры для ягод), корыто (изделие из коры дерева, приспособленное для стирки) и даже коромысло.
А кто бы мог связать вместе слова Москва, мошка и моська? Этимология. Все они произошли от слова «моцкая» - мелкая, маленькая, небольшая. Москва – небольшая река, мошка – мелкая муха, а моська – маленькая собачка.
Или Что, казалось бы, может объединять слова капитан, капуста, капюшон? Очень дальний родственник из латинского языка каппа, что значит голова. Капитан – главный (головной) на корабле.
Кочан капусты – по форме напоминает голову.
Капюшон – откидной головной убор.

Орфограммы некоторых слов уже были объяснены другим способом. Например, слово солдат, оказывается, произошло от итальянского СОЛЬДО – и объясняется так: человек, который за службу получает деньги. А деньги в переводе с итальянского – сольдо (хорошо знакомое слово по сказке «Золотой ключик»), отсюда: сОлдат. Это объяснение орфограммы показалось интереснее, чем метод ассоциации, который мы уже применили к этому слову. С
Таким образом, этимологический словарь дал возможность узнать дополнительно ещё 11 слов, с которыми детям предстоит работать в старших классах. Причём, такие слова запоминаются легко и, называя одно слово, ребёнок вспоминает все слова, относящиеся к этому объяснению.
Например, есть в словаре слово около. Его можно запомнить по полногласию –ОЛО-. А если посмотреть в этимологическом словаре, то можно узнать, что произошло это слово от старославянского коло – круг. Теперь понятно как будет называться:
1. герой сказки с круглыми боками (колобок);
2. часть машины, велосипеда (колесо);
3. след от колёс (колея);
4. украшение, которое носят на пальце (кольцо);
5. рубашку древнерусского воина, сделанную из металлических колец (кольчуга).
Из этих пяти слов, по крайней мере, ещё три слова, кроме слова около, есть в орфографическом словаре и теперь их не надо заучивать каждое по отдельности, они легко запомнились все вместе.
Слов, орфограммы которых можно объяснить происхождением, в списке оказалось достаточно.
И вот от первоначального списка осталось 39 слов, объяснение которым дети пока не нашли и их нужно было просто заучить, применяя какой-нибудь образ. Например: в слове ОДЕЖДА вместо буквы О нарисовать пуговицу и т. д. Но, согласитесь, это не 119! Некоторые эти слова можно будет тоже как-то объяснить, применяя к ним полученные знания в старших классах. Надеюсь, что, имея опыт такой работы со словарными словами, мои выпускники смогут это сделать сами. Например: весело, быстро – суффикс наречия, который можно проверить, подставив слово окно (согласно программе развивающего обучения).

В ходе работы я провела исследование, целью которого было подтвердить (или опровергнуть) утверждение, что осмысленное запоминание эффективнее механического. Оно проводилось в два этапа. На первом этапе дети отвечали на вопрос: как им кажется легче запоминать слова.
По мнению детей, легче всего запомнить слова, содержащие полногласие, на втором месте было: «да просто заучить и всё».
Для проведения диагностики второго этапа я в течение месяца исключила из уроков упражнения со словарными словами, а затем провела цикл словарных диктантов и сравнила результаты.
Получилось, что, действительно, в словах на –ОЛО-, -ОРО- ошибок было допущено меньше всего, затем шёл метод этимологической справки, чуть больше ошибок было сделано в словах ассоциативного ряда и больше всего ошибок допущено в словах, которые следовало «да просто заучить и всё». Таким образом, легче запоминается то, что интереснее.

Литература:
1. Агеева И. Д. Занимательный словарик. С-П., 1999.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986.
3. Успенский Л. В. Слово о словах. М., 1954.
4. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971
5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1964.

Приложение.
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

Автобус, арбуз.
Берёза, быстро.
Вдруг, весело, ветер, вместе, вокруг, воробей, ворона, восток.
Герой, город, горох, группа.
Девочка, дежурный, деревня, дорога, до свидания.
Жёлтый.
Завтрак, земляника, завод, запад, заяц, здравствуй.
Иней.
Капуста, карандаш, класс, картофель, квартира, картина, коллектив, коллекция, коньки, корабль, корова, Кремль, кровать.
Лагерь, лестница, лисица, лопата.
Магазин, малина, машина, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва.
Народ.
Обед, облако, овощи, огород, огурец, одежда, однажды, около, орех, осина, отец.
Пальто, пенал, песок, платок, погода, помидор, посуда, потом, праздник, приветливо, пшеница.
Работа, ракета, растение, ребята, рисунок, Родина, Россия, русский.
Сахар, север, сирень, синица, скоро, смородина, солома, собака, спасибо, столица, суббота.
Тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, троллейбус.
Ужин, улица, урожай, ученик, учитель.
Фамилия.
Хорошо.
Чёрный, четверг, чувство.
Яблоко, ягода, язык.

Полногласие.

Воробей Молоко Солома
Ворона Молоток Смородина
Город Мороз хорошо
Горох Около
Дорога Огород
корова Скоро + карандаш

Словообразование .

Воробей = вор + бей + интерфикс –о-
Девочка = суффикс –очк-
Медведь =мёд + вед(ать) – знать – слияние основ
Мальчик = суффикс –чик-
Народ = приставка на- + род (Родина, родник, урожай, родители)
Родина = род + суффикс –ин-
Смородина = смород + суффикс – ин-
Праздник = праздн + суффикс -ник-
Приветливо = суффикс –лив-
Русский = Русь + суффикс –ск-
Учитель = суффикс – тель-

Проверка.

Весело – весёлый До (скорого) свидания – свидимся
Жёлтый - ж[и]лтеть Здравствуйте – здоровье
Земляника – земли Коньки – кони
Запад - падать Столица - престол
Каток – катит Лисица – лисы
Отец – отчий, Отчизна Петух – петь
Ученик – учение, учёный. Учебник Чёрный - ч[и]рнеть

Ассоциация

Арбуз – алый Месяц – ясный
Берёза - белая Облако - вата
Вместе – и пишется вместе Пенал – перья
Девочка – косы, мода Праздник – подарки, радость
Дежурный - мел Пшеница – мельница, тесто, хлеб
Деревня – строили из дерева Ребята - дети
Дятел – дерево долбит Рисунок – лист, кисти
Завтрак – каша, чай, масло Сахар – сладко
Иней – снег Север – снег, олени
Картина – рама, краски Собака – хвост, сторож
Кровать - сон Солдат – бой, форма
Лагерь – лето Синица – крылья отливают синим цветом
Лестница – ступеньки, перила Улица – лица
Лимон – кислый Хоккей – гол
Лопата – крот Язык - ябеда
Малина – маленькие
части Морковь, яблоко, помидор - сок

Этимология
( от латинского «этимос» - истина, начало)

Слово Язык заимствования Перевод Дополнительные слова
Запад Славянский
(падати) Быстро опускаться вниз
Земляника Славянский Ниц- книзу, никнуть к земле
Капуста Латинский
(капут) Голова Капитан
капюшон
Капрал
Карандаш Тюркский Чёрный камень Каракули
карга
Картина Итальянский
(хартия) Тонкая изящная бумага Картон (толстая бумага)
Корабль Греческий
(кора, кожа) Челнок из прутьев, обтянутый кожей Корыто
Корзина
Коробка
коромысло
Лопата Славянский (лоп) Широкий лист Лопух
Минута Греческий
(минус) Промежуток времени, который меньше часа
Москва Старославянский
(моцкая) Маленькая, мелкая Мошкара
моська
Около Славянский
(коло) Круг Колесо
Колобок
Кольчуга
Колея
Кольцо
Коляска
Облако Латинский Оболочка, обволакивать со всех сторон
Платок Славянский
(плат) Кусок ткани Платье
заплатка
Посуда Славянский
(судно) Посуда делалась виде судна, отсюда:судок. Раскладывать по судам
Сахар Индийский
(Сахара) Песок, мелкие частицы твёрдых минералов
Солдат Итальянский
(сольдо) Человек, который за службу получает деньги (сольдо)
Спасибо старославянский Спаси тебя Бог
Тетрадь Греческий
(тетрас) Лист, сложенный вчетверо Четверг
Четыре
Топор Славянский Топать, стучать, бить
Улица Древнерусский
(уль) Пустой, похожий по форме на трубу улитка

Всего комментариев: 2
avatar
1 КНН • 14:04, 23.06.2011

В статье прослеживается система совместной работы учителя и учащихся над словарными словами, учитель старается не только развивать грамотность, но и учит детей первым шагам в исследования родного языка. Спасибо.
avatar
2 KTAa • 20:27, 29.07.2011

Из статьи видно, что учитель основательно работает над интереснейшей частью русского языка " Слова с непроверяемыми безударными гласными" Успехов!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены