РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Влияние символов – жестов на развитие памяти, мышления, воображения, внимания, мелкой моторики и творчества у детей с аномалиями в развитии

Многолетний опыт работы над коррекцией движений и речи у детей дошкольного и школьно-го возраста дал возможность разработать, систематизировать и опробовать на практике многие мето-ды и приемы, а новые направления в предмете РИТМИКА позволили усовершенствовать некоторые из них.
О влиянии символов – жестов на развитие памяти у детей известно давно. Систему символов часто используют в математике, чтении, письме и других дисциплинах. Они позволяют детям не только легче и быстрее запомнить материал, но и увеличивают объем знаний, активизируют зритель-ную память, речь, мышление, воображение, внимание, творческие способности детей. На основе по-лученных при помощи символов знаний дети быстрее адаптируются в коллективе, увереннее чувст-вуют себя среди сверстников, активнее пробуют свои силы, становятся более коммуникабельными.
В последние годы в обучении и воспитании детей с нарушениями и отклонениями в психиче-ском и физическом развитии широкое распространение получили не только пальчиковые игры, в ко-торых любые образы широко известны и легко узнаваемы, но и такие формы, как ритмопластика, ло-горитмика, эвритмия, в которых символы – жесты являются основой.
Отождествляя символический жест со словом, фразой или образом я не обучаю детей языку глухонемых. Напротив, пытаюсь жестом подкрепить яркий речевой образ, эмоционально выразить смысл сказанного, быстрее запомнить стихотворный или песенный текст, последовательность движений в игре или танцевальной композиции.
Обучая детей жестам – символам, можно быстрее достичь желаемых результатов. Уже после 2 – 3 занятий дети легко узнают по нескольким жестам песню или игру, пытаются самостоятельно исполнить ее. Еще через некоторое время исполнение становится более выразительным, а, главное, дети двигаются, поют, играют непринужденно и с удовольствием, активнее включаются в процесс обучения, чувствуют себя более комфортно в коллективе, что особенно важно в работе с детьми со всевозможными отклонениями в развитии.
Использование в работе, казалось бы, одних и тех же знакомых жестов придает детям уверен-ности в собственных возможностях, помогает контролировать свои действия и речь, оценивать дей-ствия и способности товарищей, активнее включаться в процесс обучения.
Со стороны может показаться, что дети ждут подсказки педагога и только повторяют за ним жесты. Однако это не так. Они не только внимательно следят за последовательностью движений, но даже трансформируют некоторые из них, создают свои варианты, используя их в дальнейшем не только в хороводах, танцах и играх, но и во время инсценирования песен, сказок, стихов.
В этом я убедилась сама, когда на одном из уроков случайно пропустила один из символов во время коррекционной игры «В лесу».
Несколько ребят тут же указали мне на ошибку. Это стало для меня неожиданностью. Мне казалось, что дети еще плохо запомнили последовательность движений, так как ирга была в стадии разучивания.
Пришло время, когда стало возможным использование такого приема в обучении ритмиче-ским движениям, как игра на внимание: «Что я сделала не так?» или «Что я пропустила?» Конечно, этим приемом нежелательно пользоваться на начальном этапе обучения символическим жестам или во время разучивания нового материала – это приведет к пассивности, неуверенности в правильности ответов, иногда даже к замкнутости у детей с нарушениями психики. А вот в знакомых и любимых играх он очень эффективен, особенно, если наблюдается утомляемость или сильное перевозбуждение у ребят или необходимо переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. Причем, сконцентрировать внимание детей можно либо поставив перед детьми конкретную задачу – найти ошибку, либо не конкретизируя ее, как бы «случайно», по ходу действия, в зависимости от ситуации.
Одним из важных этапов в коррекционной работе стала трансформация знакомых корриги-рующих игр из индивидуальных в парные, а затем и в коллективные.
Одним из примеров является пальчиковая игра «Апельсин». Заметив, что у детей начинает пропадать интерес к игре, я попробовала преобразовать игру в подвижную, используя пальчиковую основу. Вариант игры детям очень понравился, вернулся интерес, дети стали более активно вклю-чаться в нее, а через некоторое время кто-то из ребят спросил: «А можно я буду волком?», непроиз-вольно появились элементы драматизации уже по инициативе детей.
Самым наглядным примером совместного творчества с детьми стала корригирующая ритмо-пластическая игра «Дом, который построил Джек» (цикл детских стихов в переводе С.Я Маршака).
Несмотря на объемный текст, большое количество персонажей, игра была разучена за 2 заня-тия. Дети легко запомнили новые символы и образы, последовательность всех действий, и только не-которые из них украдкой проверяли правильность своих жестов. Постепенно детей начали утомлять бесконечные повторы текста и жестов, они стали ускорять темп, пропала выразительность, четкость произношения слов – игра теряла свое прямое назначение. Чтобы продолжать работу над игрой, не-обходимо было что-то предпринять.
Так возникла идея парного варианта игры, в которой детям самостоятельно нужно было не только выбрать себе партнера, но и по ходу произнесения текста распределить между собой роль, то есть незаметным движением или глазами, не прерывая игры , договориться «КТО ЕСТЬ КТО». Мышление и внимание детей было направлено на то, чтобы видоизменить знакомые символы для данного текста так, чтобы были заняты оба партнера. Результат превзошел все ожидания: 8 из 10-ти учащихся сразу встали в пары и кончиками пальцев соединенных рук показали символ «крыша», а в ходе игры поочередно становились то «синицей», то «котом»…Единственным затруднением стали слова «построить дом», так как дети не знали, какой из символов можно применить. В индивидуаль-ном варианте мы «строим» при помощи ладоней – легкое прижатие ладони к ладони с поворотом рук («печем пирожки») или, согнув руки в локтях перед грудью, поочередно меняем ладони, как бы под-нимаясь вверх. В парах попробовали легкие хлопки по плечам партнера – жест понравился и теперь выполняется с удовольствием.
Во время открытого урока по ритмике я решилась на эксперимент: предложила детям без предупреждения «построить общий дом». Риск был оправдан – работа над символами велась систе-матически, игра знакома детям в двух вариантах, как видоизменить игры детям тоже известно. С за-дачей дети справились легко! Они быстро встали в общий круг, и, подняв руки вверх, соединили их кончиками пальцев. Вот он – ОБЩИЙ ДОМ!
Часто играя в хороводные и подвижные игры, дети ходят по кругу, взявшись за руки, но к жесту простого прикосновения кончиков пальцев они пришли сами! В нашей игровой копилке поя-вилась игра «Дом, который построили мы» ( стихотворение С.Я. Маршака), которая со временем превратилась в инсценировку, а процесс ее создания стал содружеством всего детского коллектива.
Теперь ребята пытаются варьировать чуть ли не все знакомые игры. Не всегда это удается. Принять или отвергнуть тот или иной символ или вариант игры – обсуждаем всем классом. Стараюсь поддержать любое творческое начинание, потому что: уверена – это важно для детей и для меня, так как побуждает мыслить и творить что-то новое. Мы учимся друг у друга, в творческом процессе мы коллеги и товарищи.
Необходимо отметить, что символов не так уж много, и поэтому в разных играх, текстах и танцевальных композициях порой одни и те же жесты имеют различное значение или видоизменяют-ся очень незначительно. Однако, это нисколько не смущает детей, напротив, стимулирует их вообра-жение, фантазию, мышление.
Процесс творчества безграничен - возникают новые идеи, появляются интересные тексты, выразительные образы. Важно то, что ребята с отклонениями и нарушениями психики, не имеющие возможности реализовать себя во многих видах деятельности, пробуют свои силы в творчестве, ста-новятся более коммуникабельными, легче идут на контакт, быстрее адаптируются в новом коллекти-ве, повышается уровень их обучаемости. Дети непринужденно учатся жить в обществе и общаться с окружающими, становятся более дружелюбными и отзывчивыми.
Хочу предложить коллегам систему элементарных жестов, которые могут быть использованы в работе с детьми с аномальным развитием. Вы увидите радость в глазах ребят, поверивших в свои силы.
Система символов-жестов представлена в "Методических рекомендациях" на УП
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены