РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Возможности использования электронных учебников и ресурсов Интернет в работе учителя-географии»

«Возможности использования электронных учебников и ресурсов Интернет в работе учителя географии.»
(на основе ЕКОР- http://school-collection.edu.ru)
• Для чего необходим ЭУ? Его отличия от обычного?
• Конструирование урока с использованием средств ИКТ
• Варианты использования образовательных средств ИКТ
• Преимущества и недостатки ЭУ.
Лавинообразный рост объёмов информации, принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности,.
Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения.
Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств, если не исчерпали свои возможности, то требуют существенного дополнения.
Учебные издания новой генерации – ЭОР, в частности ЭУ, призваны обеспечить единство учебного процесса и современных инновационных научных исследований, т.е. доказывают целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе.
Что же такое «Электронный учебник» и в чем его отличия от обычного учебника?
Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих,
контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных
носителях, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины.
ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он:
- Обеспечивает практически мгновенную обратную связь;
- Помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен; (Выделяет существенное)
-Значительно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
-Наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д.
(именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий)
-Позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума,
проверить знания по определенному разделу.
Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя.
Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его объема.
Если информация была представлена визуально – около 1\3.
При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины,
Если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то
усвояемость материала повышалось до 75%.
Мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук – в интерактивный продукт, позволяет осуществить на практике деятельностный подход ученика.
Структурная организация электронного учебника
На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих
программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том,
каким должен быть "электронный учебник", какие функции "вменяются ему в
обязанность".
Традиционное построение ЭУ:
1. предъявление учебного материала – средствами мультимедиа,
2.практика-в форме интерактива .(виртуальные лаборатории)
3.тестирование- электронное.
В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:
структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала.

Можно выделить 3 основных режима работы с ЭУ:
№ п/п Основной режим работы Основная форма работы
1. Обучение без проверки Групповая ( по2-3 человека)
2. Обучение с проверкой Групповая или индивидуальная
3. Тематический контроль Индивидуальная

- обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа)
обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих
определить степень усвоения материала;
- тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

В ходе работы по подготовке уроков с применением электронных пособий неизбежно выходишь на проблему организации применения электронных пособий на уроке.
Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах и способах представления информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний, т.е. учителем должна быть проведена большая предварительная работа по отбору всех необходимых средств и способов, обеспечивающая выстраивание учебного материала в логическую цепочку.
Эта возможность реализовалась в курсе географии профильного уровня 10 класса по учебнику В.Н.Холиной .
Этот электронный учебник со своими особенностями навигации хорошо демонстрирует свое наполнение в качестве обзора (видеоролики, интересные динамические иллюстрации, интерактивные схемы, диаграммы, видеоэффекты, словари, таблицы ) , концентрирует внимание , то моя задача – постараться создать на его основе индивидуальный маршрут с заведомо полным предъявлением материала темы и возможных ее отростков для саморазвития так, чтобы учащиеся дома не "ломали голову" над элементарными вещами, а сосредотачивались на сути и углубляли свои познания.
Инструктивная карточка по теме: «Политическая карта мира»
(в приложении)

Каковы же преимущества и недостатки ЭОР?
Преимущества Недостатки
1Деятельность подход в обучении не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации
2 Индивидуализация обучения. Регламентированность использования ПК
3.. Концентрация внимания
4. Погружение , «иллюзия соприсутствия»
5. Рост мотивации
6. Выше интенсивность обучения
7 Стимулирование саморазвития через поиск и учебно –тренировочные задания.

К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея каксредства восприятия информации,т.к. восприятие с экрана текстовой информации
гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение с листа и книги.
Я сказала бы,что компьютер, а вернее заложенный в него учительский алгоритм может удивлять ученика и стимулировать его мозг на уровне превышающем современные компьютерные игры и фильмы в стиле фантастики и фентези.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены