РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мотивация на уроках биологии

Мотивация обучения школьников на уроках биологии

Учение - основная цель школьника, необходимая для получения надежных основательных знаний. Если ученик, обладающий определенными способностями поставил перед собой цель учиться лучше, то важно выяснить какова причина его решения. Он старается учиться лучше, чтобы получить хорошие знания, либо одобрение родителей, учителей, товарищей, либо ему хорошую за учебу обещана покупка какой-то вещи о которой он мечтает, либо еще какая-то причина.
Также важно понять почему ребенок не может учиться лучше и что или кто ему в этом мешает. Возможно, что есть ряд причин, не дающих ребенку хорошо учиться, может это просто нежелание учиться, может, к нему плохо относятся в школе, ругают родители, кто-то мешает заниматься. Все эти причины можно выяснить с помощью предлагаемой анкеты.
Довольно часто школьники на первое место ставят общение с друзьями, просто проведение времени и т.п., поэтому действительно важно узнать насколько тот или иной школьник понимает важность получения полноценного образования, и какие мотивации им движут. На основании этих знаний, учителя, родители и школьный психолог могут корректировать те или иные мотивации.
На уроках биологии нами было проведено исследование мотивации с помощью шкалы-градусника, которая позволяет судить о самооценке учащимися своей деятельности, а учителю – оценить степень сформированности их мотивации (а точнее – возникновение у детей тех или иных мотивационных состояний).
Шкалирование мотивации учения проводилось в 2009-2010 учебном году на уроках по теме «Общая характеристика царства растений». Для шкалирования предлагался бланк следующей формы (Приложение 1).
Первый урок по данной теме был проведен в традиционной форме по плану:
1. Проверка знаний.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление.
На втором уроке использовалась технология проектного обучения с элементами ИКТ:
1. Прослушивание рефератов по изучаемой теме, самостоятельно подготовленных школьниками при обзоре дополнительной литературе.
2. Проверка знаний учащихся.
3. Ознакомление с новым материалом в виде компьютерной презентации.
4. Закрепление материала (тест).
Работая со шкалой-градусником, учащиеся отметили, что время включения в работу на первом уроке было значительно дольше, чем на втором -12% и 5% соответственно. На первом уроке, на этапе изучения нового материала не могли сосредоточиться 23% ребят около 5 минут, на этапе проверки домашнего задания – 13%. На втором уроке – 4% и 7% соответственно.
Заставляли себя быть внимательными около 10 минут 30% учащихся во время первого урока и 5-7 минут 12% учащихся на втором уроке.
В итоге отметили, что было интересно на первом уроке 48% учащихся и 87% учащихся – на втором.
Используя такое анкетирование, можно качественно и быстро обработать полученный материал и проследить мотивацию обучения учащихся на каждом этапе урока. Использование инновационных технологий на уроках качественно повышает мотивацию к обучению.

Мотивация школьников на уроках биологии с использованием ИКТ

Критерии оценки этапов урока 1 урок 2 урок
( с использованием ИКТ)
Время включения в работу (от времени урока) 12% 5%
На этапе изучения нового материала не могли сосредоточится в течение 5 минут (от общего количества учащихся в классе) 23% 4%
На этапе проверки домашнего задания не могли сосредоточится в течение 5 минут (от общего количества учащихся в классе) 13% 7%
Заставляли себя быть внимательными около 10 минут 30% учащихся 5-7 минут 12% учащихся
Было интересно на уроке 48% учащихся 87% учащихся
Критерии оценки этапов урока 1 урок 2 урок
( с использованием ИКТ)
Время включения в работу (от времени урока) 12% 5%
На этапе изучения нового материала не могли сосредоточится в течение 5 минут (от общего количества учащихся в классе) 23% 4%
На этапе проверки домашнего задания не могли сосредоточится в течение 5 минут (от общего количества учащихся в классе) 13% 7%
Заставляли себя быть внимательными около 10 минут 30% учащихся 5-7 минут 12% учащихся
Было интересно на уроке 48% учащихся 87% учащихся
Всего комментариев: 1
avatar
1 Kfhbcf • 21:07, 05.11.2011

Полностью согласна с автором статьи, что ИКТ позволяют более активно увлекать учеников на уроках в изучение предмета. Но, что очень хоррошо сделал автор статьи - провел анкетирование и доказал верность своих выводов и направления работы в целом. Большое спасибо за критерии оценки, проверю на своем уроке. Интересно как получится у меня. А вообще - молодец! Так держать!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены